Традиционные семейные ценности и проблемы их актуализации в современной семье. Опыт психологического консультирования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Традиционные семейные ценности и проблемы их актуализации в современной семье. Опыт психологического консультирования

Семейные ценности являются практическим идеалом, образцом, который позволяет человеку формировать себя как семьянина и, сообразуясь с которым, он строит свою семейную жизнь. Ценностное отношение всегда предполагает выбор, который у каждого конкретного человека может в большей или меньшей степени отражать традиционные представления об устройстве семейной жизни. Вызовы современности таковы, что, несмотря на то, что российское общество декларирует свою приверженность традиционным семейным ценностям, все меньшая доля молодых людей им следует. Так, например, статистика, которая ведется в органах государственной регистрации России, оказывается неутешительной: с каждым годом соотношение количества разводов к числу браков оказывается все выше и выше.

В 2014 году процент разводов в России составил уже 52,5 процента. Можно согласиться с Газманом, что традиционные ценности только тогда имеют шанс на выживание в условиях модернизации, когда технология их трансляции также является объектом постоянной модернизации (1). Опыт психологического консультирования, основанный на пространственном моделировании решений психологических проблем, с удивительной яркостью показывает связь между отказом современного человека от следования традиционным семейным ценностям и его неудовлетворенностью собственной жизнью. Ядро традиционных семейных ценностей – представление о гармоничной любящей многопоколенной семье: все члены, в том числе усопшие, включены в её образ, никто не отторгнут, не забыт, всем отдается должное. «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17:6).

Этот взгляд на семейную систему, непопулярный в современной практической психологии, несет в себе огромный потенциал христианской нравственности: любовь к ближнему, прощение, почитание родителей, уважение к старшим. Он был предложен автором метода системных расстановок бывшим католическим священником Б. Хелленгером, который в течение ряда лет находил для своих клиентов образ-решение самых разнообразных психологических проблем как тот или иной шаг восстановления утерянной любви между родственниками (2).

Сущностные качества Идеальной семьи по Б.Хелленгеру, соответствуют христианскому мировоззрению: • каждый член семьи разрешает себе любить всех членов семьи без исключения и испытывает благодарность к людям, принесшим семье какую-либо пользу; • каждый член семьи сожалеет о вреде, который его семья принесла своим членам или другим людям (если таковые есть), сожалеет и о людях, принесших вред семье и прощает их; • дети с почтением относятся к родителям, не презирают их за ошибки, не стремятся научить их, как эти ошибки исправить;

младшие с почтением относятся к старшим; • старшие не втягивают в решение своих проблем младших, но, если необходимо, просят их о конкретной посильной помощи; • оба родителя берут ответственность за воспитание ребенка, по мере его взросления передавая ответственность за свою жизнь ему самому; • родители разрешают взрослым детям покинуть их, чтобы они создали свои семьи. Психолог помогает клиенту смоделировать в пространстве образ своей семьи, какая она есть на данный момент и, затем, осознать взаимоотношения в ней с позиций разных её членов. Последовательность действий психолога и клиента в ходе этой работы строиться следующим образом. Психолог выясняет, кто из родственников, задействован в обсуждаемой ситуации. Предлагает представить, что часть комнаты, в которой проходит консультация, это пространство семейных отношений клиента.

Он просит отметить на полу с помощью листов бумаги в какой точке этого пространства находится сам клиент и каждый из названных Вами родственников. Важно, куда обращен взор каждого, кто находится ближе друг к другу, кто дальше. Психолог просит клиента поочередно встать на место каждого и постараться почувствовать, что чувствует человек, который занимает это место в семейной системе. На сколько комфортно место или хочется его покинуть и занять другое, более подходящее. Самым удивительным в этой работе оказывается факт, что практически у каждого человека есть эта способность к «заместительскому восприятию», к глубокому сочувственному пониманию своих родственников, которое появляется, когда человек становится на их место.

В результате психолог делает предположение о нарушениях (попирании тех или иных сущностных качеств Идеальной семьи), которые привели к существующей проблеме. Он обсуждает с клиентом его возможность и желание что-либо изменить. Если такое желание есть, психолог помогает найти «болевую точку» – те конкретные отношения, которые человек готов пересмотреть. Речь идет об отношениях самого консультируемого и его родственника, но никак не об отношениях отсутствующих родственников между собой. Психолог предлагает консультируемому, заняв свое место в системе, произнести примиряющие слова, мысленно или вслух обратившись к определенному родственнику (если родственник уже умер, предлагается представить, как бы он их воспринял еще при жизни). Человек предупреждается, что произносить слова надо только в том случае, если согласен с ними. Если этого нет, продолжается обсуждение причины, почему человек не может этого сделать, предлагаются другие способы примирения.

Психолог выстраивает гипотезу о том, какое направление гармонизации семейной системы будет наиболее благотворным для решения проблемы клиента, какое сущностное качество семьи может быть восстановлено. Этому могут служить обращения к родственникам со словами: • любви и благодарности; • сожаления о нанесенном вреде; • признания своих горьких чувств, которые возникли в результате действий или бездействия родственника; • почтения к родителям; • уважения младших к опыту старших; • о намерении не брать на себя ответственность за решение проблем родственника (кроме недееспособных родителей и несовершеннолетних детей), сообщение о конкретной посильной помощи; • о разрешении родственнику не брать на себя проблем клиента; • о принадлежности супруга супруге, а не родителям; • о намерении жить не во всем так, как жили родители; • разрешения взрослому ребенку покинуть его, чтобы принадлежать супругу (супруге).

Произнести эти слова помогает диагностическая часть работы, в которой консультируемый вставал на место своего родственника и интуитивно настраивался на его состояние в системе. В момент проговаривания человек приобретает некий новый опыт, новое отношение к ситуации. Психолог обсуждает с консультируемым, как этот опыт проговаривания может быть использован в его реальной жизни, что можно сделать, чтобы запомнить этот опыт. При этом учитывается мировоззрение человека. Если православный человек на консультации осознал, что он когда-то совершил грех, то вполне естественным будет напомнить ему о важности покаяться в нем на исповеди. И, конечно, православный человек может молиться о спасении душ своих родственников, о чьих грехах он задумался во время психологической консультации.

Клиенты, которые в ходе психологического консультирования моделировали пространственный образ решения психологической проблемы, связанной со своей семейной системой, находили в себе способ ность чувствовать межличностные отношения того действующего лица системы, на место которого они встали.

Нацеливание клиента на свою интуицию, нам «вчувствование» дает ему возможность вырваться за рамки стереотипов восприятия. «Совместное рассмотрение расставленной клиентом системы помогает клиенту и терапевту сориентироваться в реальных отношениях, настроиться на решение и избавляет обоих от коммуникативных предложений и взаимных переносов. Тогда с самого начала консультация будет направлена на инсайд, вследствие которого клиент увидит свою проблему в совершенно ином свете, вразрез его ожиданиям», – пишут о расстановках Якоб и Зиглинда Шнайдер (3). В обыденном представлении эти действия являются воплощением житейской мудрости: «поставь себя на место другого», «найди свое место», в психологической литературе по системным расстановкам – это феномен заместительского восприятия, суть которого в постижении правды межличностных отношений.

В ходе психологического консультирования один из супругов может встать на место другого, и интуиция поможет ему оценить семейную ситуацию с противоположной позиции. Он начнет ощущать, насколько это место благоприятно, хочется ли на нем оставаться или есть желание изменить свое местоположение. Возвращаясь на свое собственное место, человек естественным образом начинает учитывать опыт, который только что приобрел. У него часто появляется желание передвинуться, занять другое место в системе: такое, которое будет устраивать и его самого, и других. Это более гармоничное для семейных или профессиональных отношений место, открывающее человеку новый более нравственный стиль поведения, диктуется его интуицией.

Человек использует свою интуицию и начинает «видеть» себя глазами других членов своей семьи, и сердцем осознает свои грехи против них. К большей личностной целостности ведет осознание человеком своего духовного опыта – в образ семейной системы с согласия клиента могут быть введены духовные фигуры святых покровителей, ангелов. Интуитивный контакт с ними возвышает человека, дает силы увидеть свои грехи, помогает осознать какие шаги ведут к Богу, а какие – прочь. Человек начинает видеть, как меняется его система, взаимоотношения, он сам, все его существование, когда он дает в своей жизни место Божественному. Уразумение благотворного влияния Божественных образов влечет человека в Церковь. А уяснение своих грехов перед близкими дает повод раскаяться в них на исповеди.

Использованная литература

1. Гаман О.В. Модернизация и культурная традиция / О.В. Гаман // Модернизация и национальная культура: материалы теоретического семинара. — М.: Апрель-85, 1995. — С. 87-94.

2. Вебер Г. — Практика семейной расстановок. Системные решения по Берту Хелленгеру. – М.: Издательство: Международный институт консультирования и системных решений, 2004. – 384 стр.

3. Де Филипп Вильфрид. Системные расстановки в индивидуальном консультировании: Дать место новому. — М.: Институт консультирования и системных решений, 2011. — 256 с

Бондаревская Р.С. (Санкт-Петербург)


Комментировать


+ 2 = восемь

Яндекс.Метрика