Туриндустрия в системе стратегических приоритетов | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Туриндустрия в системе стратегических приоритетов

В статье рассматриваются вопросы стратегической значимости отрасли, роль туриндустрии в экономике и удовлетворении потребностей населения. Ключевые слова: туриндустрия, стратегическая значимость, занятость, потребности.

Стратегический анализ отрасли принято начинать с определения ее стратегической значимости. Обычно вопрос о том, для кого значимость, не возникает. Тем не менее уточним: подразумевается значимость отрасли для государства. Соответственно, если государство считает отрасль значимой, оно уделяет ей особое внимание: контролирует, регулирует, финансирует и поддерживает всеми доступными государству способами. К стратегически важным периодически относят разные отрасли. Перечни таких отраслей могут расширяться или сокращаться в зависимости от совокупности объективных и субъективных условий и критериев.

Так, например, считается, что в промышленности к стратегически важным относят отрасли, которые, благодаря созданию новых технологических возможностей, оказывают сильное благоприятное воздействие на многие отрасли, промышленные предприятия и конечных потребителей продукции. Стратегическая важность отрасли оценивается при этом по следующим критериям: – ожидаемое появление новых видов продукции или услуг; – возможность использования в различных секторах экономики; – повышение эффективности существующих технологических процессов; – отношение общественности к распространению данной технологии; – перспективы повышения конкурентоспособности продукции национальной экономики; – влияние на занятость населения. Важность отрасли оценивается с позиции соответствия этим критериям.

Так, например, к стратегически важным могут быть отнесены информационные технологии, биотехнологии, разработка новых материалов, космические, ядерные и другие технологии. Отнесение к числу стратегически важных может означать не только государственную поддержку, но и определенные ограничения (например, на иностранные инвестиции). Практика показывает, что признание отрасли стратегически важной еще не означает, что в ней можно ожидать успешного развития. Например, при высоком уровне коррупции, это скорее означает, что именно в таких отраслях можно нередко обнаружить неэффективное использование средств и другие нарушения.

Тем не менее, при желании и настойчивости государство может добиться определенных успехов и вывести стратегически важные отрасли на достаточно высокий уровень. Принято считать, что каждая страна определяет для себя перечень стратегически важных отраслей, исходя из своих стратегических целей. Это, казалось бы, очевидное положение не означает столь же очевидных и однозначных решений. Во-первых, решение о том, что является важным для страны, принимает не страна, а конкретные люди, личные или корпоративные интересы которых не обязательно совпадают с интересами страны. Во-вторых, под интересами страны обычно понимаются интересы развития экономики или ее отдельных отраслей, достижение определенных экономических показателей, исполнение госбюджета, поддержание и укрепление обороноспособности государства. Интересы непосредственно населения страны при этом, конечно, декларируются как приоритетные, но на самом деле нередко просто теряются в длинном списке разного рода индексов и показателей.

Какое же место в системе приоритетов государства и конкретного человека занимает туриндустрия? Туриндустрия удовлетворяет очень разные потребности граждан и государства. При этом роль туриндустрии для государства и отдельных граждан, как и их потребности и приоритеты далеко не всегда совпадают. Если ориентироваться на критерии значимости, применяемые к промышленным отраслям, то приходится признать, что ни один из основных видов деятельности, относимых к туриндустрии, не соответствует большинству этих критериев.

Туриндустрия не создает ни стратегически важных для всего народного хозяйства технологий, ни новых материалов, хотя и использует в своей деятельности достижения технического прогресса. Туриндустрия не обеспечивает население жизненно важными продуктами, не сохраняет, как здравоохранение, здоровье людей, не создает, как образование, интеллектуальный человеческий потенциал. В нашей стране проблема развития туризма до последнего времени практически не стояла. До революции 1917 года туризм был прерогативой очень незначительной части населения, имевшей досуг и доход, достаточный для того, чтобы часть времени проводить в путешествиях в основном за границей. Государство не имело к этому никакого отношения.

При социализме туриндустрия не была в числе приоритетных отраслей народного хозяйства. Более того, стратегически важным было ограничить контакты советских граждан с внешним миром и особенно с враждебными капиталистическими странами. Поэтому за рубеж советских граждан выпускали очень неохотно несмотря на их горячее желание увидеть окружающий мир своими глазами и закупиться зарубежными товарами. Въездной туризм тоже был ограничен и подконтролен государству. При этом большое стратегическое значение придавалось организации и проведению крупных международных мероприятий, которые должны были создавать благоприятный имидж страны в глазах международной общественности. К таким пиар-акциям привлекались огромные ресурсы. Внутренний туризм при социализме зачастую принимал форму туристических походов с палатками и песнями у костра или автомобильных путешествий «дикарем».

Для другого не хватало ни средств, ни мест в гостиницах, да и те, что были, не отличались удобством и сервисом. На более или менее комфортные условия можно было рассчитывать лишь тем, кому удавалось получить профсоюзную путевку в дом отдыха или санаторий. А это удавалось не часто и далеко не всем, поскольку и при социализме коррупцию никто не отменял. Вся сфера отдыха находилась под эгидой профсоюзов, что должно было символизировать их большую роль в общественной жизни, а на самом деле была почти полностью (не считая полулегального частного сектора) в руках государства. Отказавшись от тотального контроля государства и открыв границы, государство в 90-е годы, не затратив ни рубля, осчастливило миллионы своих граждан, вернув им право на удовлетворение одной из насущных потребностей – потребности в свободе передвижения, получения информации, выбора мест для временного или постоянного пребывания. Не все смогли воспользоваться этим правом из-за низких доходов, но это уже другой вопрос и оборотная сторона той же свободы выбора. Надо сказать, что государство не только «разрешило» туризм, но и уделяет в последние десятилетия достаточно большое внимание развитию туриндустрии.

Это внимание выражается не только в правовом и организационном регулировании этой сферы, разработке целевых программ по развитию различных направлений деятельности, создании необходимой инфраструктуры, но и финансировании строительства гостиничных и спортивных комплексов и других объектов. К сожалению, не всегда средства, выделяемые государством, дают ожидаемый эффект. Так, по результатам проверки Счетной палатой и Общероссийским народным фронтом (ОНФ) было сделано заключение, что «Освоение 51 млрд. рублей на развитие туристических зон России можно считать проваленным». [1] Миллиарды рублей, выделенные государством на создание инфраструктуры и рабочих мест, размещались на депозитах, а полученная прибыль уходила на щедрые зарплаты и бонусы топ-менеджерам. Если посмотреть, на что именно преимущественно направляются государственные средства, складывается впечатление, что внимание государства к туриндустрии в значительной степени направлено не на удовлетворение потребностей российских граждан, а на международный пиар.

Причем главной целью для государства является не столько развитие въездного туризма, поскольку на это влияет целый комплекс факторов, сколько, как и прежде, создание благоприятного имиджа страны для иностранных граждан. Именно этим в первую очередь объясняется стремление проводить в стране разного рода спортивные и другие дорогостоящие мероприятия с выделением огромных средств на создание спортивных и других объектов. Конечно, эти объекты могут использоваться и для других целей, но трудно сказать, насколько необходимы и эффективны в плане сравнения затрат и результатов такие расходы государства при наличии множества насущных проблем и дефицитного госбюджета.

Тем более, что, как показывает практика, пиар в сегодняшних условиях достигается совсем другими средствами. Какова же сегодня практическая и стратегическая значимость туриндустрии? Если исходить из применяемых общих критериев определения значимости, туриндустрию, как и большинство других отраслей, можно рассматривать как стратегически значимую с точки зрения обеспечения занятости. Правда, приходится отметить, что анализировать процессы, происходящие в туриндустрии, и делать обоснованные выводы достаточно сложно из-за недостаточной и зачастую несопоставимой информации. В частности, данные Росстата, приводимые в разных источниках, могут существенно различаться из-за применения различных методик расчета или иных причин. Тем не менее, эти данные позволяют выявить основные тенденции. В общей сложности, по данным Росстата, в 2014 г. численность занятых в гостиничном и ресторанном бизнесе в Российской Федерации составила 1275 тыс. человек, что составляет 1,9 процента от общей численности занятых в экономике. [2] Интересно, что в большинстве стран СНГ доля занятых в гостиницах и ресторанах примерно такая же или даже ниже, чем в России, в то время как в странах Европейского союза и США – значительно выше.

Так, в 2013 году доля занятых в гостиницах и ресторанах составила: в Германии – 7,8%, в Польше – 8,1%, Великобритании – 8,9%, Финляндии – 9,9%, Франции – 8,2%, Швеции – 9,4%, в США – 6,4 процента от общего числа занятых. [3] Ценность туриндустрии с точки зрения обеспечения занятости в значительной степени определяется тем, что туриндустрия способна проникать в такие места, где зачастую нет достаточных условий для развития других отраслей, а рабочие места очень нужны. При этом создание новых или дополнительных рабочие мест не требует больших капиталовложений, а также и высокой специальной квалификации работников. В основных видах деятельности в туриндустрии много малых предприятий с численностью занятых до ста человек и даже микропредприятий с численностью занятых до пятнадцати человек. Численность работников турфирм в 2014 г. составила всего 45,4 тыс. человек. Если учесть, что количество туроператоров в начале 2016 г. составило более 4 тыс., это в основном небольшие предприятия.

По данным проводимого Росстатом обследования малого и среднего предпринимательства, в 2014 году численность работников малых и средних предприятий гостиничного и ресторанного бизнеса составила 467,2 тыс. чел., то есть 54,2% от общей численности занятых на предприятиях данного вида деятельности. Из них 171,6 тыс. чел. были заняты в микропредприятиях. При этом фактическая средняя численность малых предприятий в 2014 г. составляла в малых предприятиях всего 7 человек, а в микропредприятиях – 3 человека (в 2010 г. – соответственно 13 и 5 человек).

В средних предприятиях со средней фактической численностью, составившей в 2014 г. 200 человек, было занято только 23,8 тыс. человек. [4] Если рассматривать туриндустрию с точки зрения извлечения дохода, то баланс между объемом средств, которые наши граждане вывозят за границу и ввозят иностранные туристы, навряд ли при всех усилиях государства в ближайшей перспективе существенно изменится в нашу пользу. Развитие внутреннего туризма, конечно, дает свои результаты, однако надо признать, что такие факторы как снижение уровня доходов населения и обострение политической ситуации внесли больший вклад в успехи внутреннего туризма, чем государственные программы по его развитию. Таким образом, можно сказать, что влияние туриндустрии на занятость населения, действительно, имеет значение для отдельных регионов, но для страны в целом не так уж существенно. Причем это в основном та занятость, которая создается спросом на продукт и не требует прямого вмешательства государства. На вывоз капитала развитие отечественной туриндустрии тоже не оказывает заметного позитивного влияния. Попытки создания благоприятного имиджа страны при помощи туризма слишком затратны по сравнению с достигаемым эффектом.

В результате остается сделать вывод, что государство способствует развитию туриндустрии исключительно в интересах граждан для удовлетворения их возрастающих потребностей. Потребности граждан в услугах туриндустрии можно объединить в две большие группы, существенно различающиеся как характером удовлетворяемых потребностей, так и их местом в системе приоритетов. К первой группе можно отнести потребности в обеспечении условий для путешествий по необходимости – по работе или по каким-то личным делам. Эти потребности всегда были, есть и будут. Интеграция экономики, развитие общественных связей, рост доходов и расширение технических возможностей приводят к актуализации потребностей в путешествиях. В то же время надо учитывать и то, что развитие коммуникаций создает возможности решать многие вопросы при помощи современных технических средств, снижая потребности в переездах. Роль государства в удовлетворении этих потребностей в разные времена могла быть меньше или больше, но, как правило, в основном сводилась к обеспечению возможностей для передвижения, то есть строительству дорог и организации разных видов транспорта. В централизованной социалистической системе этими вопросами, как и всеми остальными, занималось государство, результатом чего был хронический дефицит мест в средствах размещения и унылое качество общепита.

В рыночной экономике с обеспечением путешественников жильем, питанием и другими услугами охотно и успешно стравляется частный бизнес. Ко второй группе потребностей можно отнести потребности в путешествиях для удовольствия – ради отдыха, удовлетворения любознательности, знакомства с разными культурами, природой и так далее. Сюда же надо отнести и потребность в престижном потреблении, к которому относятся как путешествия вообще, так и особенно заграничные поездки. Эта группа потребностей также будет присутствовать всегда и запрос на их удовлетворение зависит в основном от уровня доходов населения. Структура же и конкретные формы этих потребностей зависят от многих причин и условий, которые необходимо внимательно изучать и эффективно удовлетворять тем, кто работает в туриндустрии. В маркетинге есть такое понятие как «разветвленный маркетинг», которое означает одну из возможных стратегий охвата рынка, при которой главным и определяющим критерием является уровень дохода потребителей.

Такая стратегия характерна для развивающихся стран с чрезмерной дифференциацией в уровне доходов населения. В нашей стране в 90-е годы реализовывалась именно эта стратегия, и сегмент рынка, ориентированный, по Пелевину, на «солидных господ», был быстро заполнен иностранным и новоиспеченным отечественным капиталом. На этом интерес крупного капитала к отечественной туриндустрии практически был исчерпан. Огромный потенциальный рынок услуг для людей с невысокими доходами был оставлен малому и среднему бизнесу, который заполнил его, как умел – как правило, не слишком качественным продуктом. Одна из существенных специфических особенностей отрасли заключается в том, что главной составляющей маркетингового предложения многих предприятий туриндустрии является то, к производству чего они не имеют отношения. Это может быть хорошая погода, море, нахождение в определенном нужном потребителю месте, природные особенности, культурные памятники, интересные для потребителей мероприятия, атмосфера, инфраструктура и т.д. и т.п. Задача предприятия – оказаться в нужном месте в нужное время и добавить к этому главному продукту свою работу по созданию комфортных условий его потребления. Практика показывает, что в этом отечественные производители проигрывают зарубежным конкурентам, рассчитывая, как Остап Бендер, просто продать право полюбоваться красивым видом, покупаться в море и погреться на солнышке. Сегодня такой номер уже не проходит даже у россиян, получивших возможность сравнивать и выбирать предложения не только разных производителей, но и стран, не говоря уже об иностранных туристах.

Кажущаяся простота туриндустрии обманчива. Относительная несложность технологий с лихвой компенсируется проблемами управления – сложностью, динамичностью и зачастую непредсказуемостью внешней среды, требующей быстрых и точных управленческих решений, необходимостью понять, каким именно и именно в данный момент должен быть продукт для конкретной целевой аудитории, создать этот продукт и довести его до потребителя, как быть востребованным каждый день в любое время года, учитывая, что продукты туриндустрии не подлежат хранению. Особенности туриндустрии и жесткая конкуренция на рынке туруслуг определяют необходимость грамотного и талантливого современного менеджмента и маркетинга. Причем для каждого предприятия, независимо от его размеров, поскольку проблемы и риски для малого предприятия ничуть не меньше, чем для крупного. Поэтому не случайно каждый год значительная часть предприятий уходит с рынка, а проблемы отечественной туриндустрии часто связывают с недостаточно профессиональным менеджментом. Государство пытается поощрять и поддерживать малый бизнес. В частности, решение об освобождении от налогов вновь образованных предприятий может привлечь новых предпринимателей и в туриндустрию.

Но налоговые льготы не решают всех проблем, которые ежедневно возникают перед предпринимателями и требуют грамотного и квалифицированного решения. Нельзя сказать, что отечественная система образования не заботится о подготовке кадров для туриндустрии. Ежегодно вузы страны выпускают тысячи специалистов в области туризма и гостиничного дела. Однако упор делается на подготовку технологов. Выпускник вуза знает, как организовать производство, но навряд ли сможет открыть свою фирму и управлять ею. Для этого нужны гораздо более глубокие познания в экономике, менеджменте, маркетинге и других областях. К сожалению, в федеральных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки 43.03.02 «Туризм» и 43.03.03 «Гостиничное дело» этим вопросам уделено очень мало внимания. Причем надо отметить, что в ФГОС для среднего профессионального образования эти компетенции представлены гораздо полнее.

Направления подготовки СПО 43.02.11 «Гостиничный сервис» и 43.02.01 «Организация обслуживания в общественном питании» вообще готовит менеджеров. Иначе говоря, в представлении тех, кто разрабатывает и утверждает профессиональные стандарты для работников туриндустрии, выпускник колледжа должен быть готов к управленческой деятельности в отличие от бакалавра, которому предназначена только роль исполнителя. Это несоответствие в МГИИТ им. Ю.А. Сенкевича компенсировалось подготовкой экономистов и менеджеров для туриндустрии в рамках направлений подготовки 38.03.02 «Менеджмент» и 38.03.01 «Экономика». В текущем году эти направления подготовки были закрыты как непрофильные. Возникает вопрос: где как не в институте туриндустрии должны готовиться экономисты и менеджеры для туриндустрии? Может ли вообще быть «чистый» менеджмент, оторванный от объекта управления? Можно ли готовить «эффективных менеджеров» в отрыве от профессиональной отраслевой среды? Известно, что лучше дать нуждающемуся не рыбу, а удочку.

Грамотная организация подготовки профессиональных кадров, как и создание благоприятного климата для малого и среднего бизнеса, гораздо важнее для развития отрасли, чем миллиардные инвестиции в строительство конкретных объектов. Это понятно всем кроме тех, кто заинтересован в этих инвестициях и хотел бы иметь «совсем много денег». Непрофессионализм и организационные эксперименты в образовании наносят не меньше вреда экономике и нравственному здоровью общества, чем прямое воровство и коррупция. Туриндустрия остро нуждается в современных предпринимателях, и государственная система образования должна ответить на этот вызов подготовкой не только узких специалистов-исполнителей, но и грамотных руководителей. Значение туриндустрии может быть различным. Есть страны, в которых население живет и выживает в основном за счет иностранных туристов. Для страны, претендующей на место среди развитых, состояние туриндустрии – это интегральный показатель работы государства по обеспечению благополучия ее населения. Причем показатель объективный, который невозможно «подкрутить» искусственно.

И именно в этом его стратегическое значение. Можно выделить средства и построить дорогостоящие объекты, можно разработать целевую программу и, если очень захотеть, можно ее даже выполнить. Но никакая целевая программа не может вдруг обеспечить безопасность, создать современную инфраструктуру и повысить доходы населения до уровня развитых стран. Въездной туризм не будет в основном ограничиваться Москвой и Санкт-Петербургом, туристский потенциал которых уже практически исчерпан, если по всей стране путешествия будут безопасными и комфортными. Показатели выездного и внутреннего туризма вырастут на порядок, если всем работникам будут платить справедливую и достойную их труда заработную плату, а пенсионерам пенсию, которой будет достаточно, чтобы путешествовать по миру, как это делают пенсионеры из развитых стран.

А если будет спрос, будет и предложение, причем без помощи государства. Государство «всего лишь» должно обеспечить политическую стабильность, современную инфраструктуру, уровень доходов населения, сопоставимый с развитыми странами, комфортные условия для развития бизнеса, подготовку кадров, способных обеспечить конкурентоспособность отечественных предприятий туриндустрии на мировом рынке. А для этого основной долгосрочной целевой программой государства должно быть не развитие туриндустрии или какой-либо другой отрасли, а обеспечение сохранения и развития человеческого потенциала общества. Экономика – только инструмент, а туриндустрия – еще и индикатор достижения этой цели.

Литература

1. Особо экономический залет // Экономический вторник МК. – 5 апреля 2016 г. – С. 4.

2. Россия в цифрах. Среднегодовая численность занятых в экономике по видам экономической деятельности. – М.: Росстат, 2015

3. Россия в цифрах. Численность занятых в экономике России и некоторых зарубежных стран по видам экономической деятельности. – М.: Росстат, 2015.

4. Малое и среднее предпринимательство в России. Статистический сборник. – М.: Росстат, 2015. – 96 с

В.П. Белова


Комментировать


два + 5 =

Яндекс.Метрика