Туристический маршрут для автотуристов. К Паисьеву колодчику | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Туристический маршрут для автотуристов. К Паисьеву колодчику

1_1

Странствующий паломник, собравшийся побывать «У Паисия» должен возвратиться к селу Рождествену на «крест» дорог и отправиться по шоссе точно на запад, к едва теплящейся деревеньке Глинино. Когда-то это селение, сейчас имеющее всего один дом да охотничью базу, славилось долголетием своих жителей, тут многие уводили свой век за сто лет! Но век самого Глинина похоже, что кончается. Сразу за деревенькой дорога проскакивает над речкой Пойгой и спешит к деревням Алфёрово и Боково.

Некогда многолюдные, сегодня они многолюдьем не похвастают, но вполне могут гордиться полной крестьянской самостоятельностью своих жителей и небогатым, но уверенным хозяйствованием. Сразу за лесочком появится маленькое Марьино со своими аистами, давно обжившими водонапорную башню, а слева за ним в полях вы увидите купу кладбищенских деревьев а над ними главку и словно игрушечную колоколенку здешнего храма Святого Духа. Прежде в селе Большое Богородское храмов было целых три, но сегодня сохранился и заботливо оберегается вот этот единственный, всеми любимый и почитаемый. К нему удобно подъехать по хорошей асфальтовой дороге, сворачивающей вправо сразу за магазином.

Этот маленький прелестный храм /«словно бонбоньерка!» – по меткому выражению здешней старинной учительницы М.А. Покровской/ построен здешними помещиками, известными во всём Верхневолжьи Скрыпицыными в 1890 году по образцовому проекту архитектора К.А. Тона. Храмик прелестен в своей изящной миниатюрности, и изначально замышлялся его создателями как семейная усыпальница и место сохранения и почитания знаменитой иконы Божией Матери Шестоковской. В XX веке храм пережил тяжёлые времена, но в перестроечные годы в богородской округе возникло общенародное движение за его восстановление и возвращение к православному религиозному использованию. Движение это было массовым, дружным и сердечно трогательным.

В нём приняли участие жители Богородского и окрестных деревень от мала до велика и возглавляемые своим «Народным правительством» совершили, казалось, невозможноецерковь поднялась из руин и засияла своей тихой красотой. В «Народное правительство» входили самые разные люди, а возглавляли его ветеран КПСС К.М. Жигарёва, председатель колхоза А.А. Плотникова, учительница Л.А. Смирнова. На призыв этой истинно народной власти откликнулись все, и сегодня возрождённый приход живёт дружной и светлой жизнью.

А управляют его делами ставшая старостой Лидия Александровна Смирнова и священник о. Евгений. От дворян Скрипицыных в селе ещё остался сильно одичавший и изменившийся парк, спускающийся к речке Ёлде, в котором уж не различить ни аллей – ни крутин… Лишь чистый речной омут «Барская купальня» по-прежнему в порядке и хорошо востребован людьми. Богородская округа имеет и несколько других интересных мест. К северо-западу от села распахнулся громадный низменный массив Морское болото. Это клюквенный рай всего Мышкинского края и эти места отличаются особой природной красотой. Болото протянулось на полтора десятка километров и являет некий ото всего другого отличный мир со своими зверями, птицами, растениями даже со своим архипелагом островов. Их три – Дення, Волшня и Безымянный.

И, конечно, у каждого свои красоты и большие ли малые ли – но тайны! Так на Денне совсем неожиданно существует небольшая дубрава, уж не самая ли северная в Ярославии? /А какие в ней белые грибы!/ На Денне когдато жили люди. И в окрестных селениях до сих пор рассказывают легенду о молодой красавице, одиноко жившей на главном острове архипелага. Издали поглядеть на болото и возвышающуюся над ним Денню можно с окраины деревни Морское, куда приведёт асфальтовая дорога. Но наша главная цель – другая, ведь странствующий паломник собирался посетить святое место, «Паисьев колодчик»!

Из центра Большого Богородского нужно поехать по жестковатой бетонке на юг, к деревеньке Федосьино. Далее до неё идёт асфальт, и от Федосьина откроется красивый вид на долину невеликой реки Ёлды, чьё имя в древности носила и вся обширная окрестная местность /Елоцкий стан/. Поля, луга, живописные речные излуки… А впереди завиднеется маленькая группа стародавних деревьев, средь которых сияет главка ещё одного храма. Это исчезнувшее село Малое Богородское с его церковью Преподобного Паисия Угличского. А правей на приречной террасе будет виден большой поклонный крест – он стоит как раз над «Паисьевым колодчиком». Асфальт кончается у Федосьина и дальше около километра идёт грунтовая дорога, которая в сырое время совсем не надёжна.

Поэтому путники часто оставляют машины у Федосьина и «к Паисию» идут пешком. Эта уединённая местность – родина святого Паисия хранит много памяти о нём. Само маленькое село – это и есть место, где в семье дворян Гавренёвых родился будущий известный верхневолжский праведник, чей иноческий путь пролёг через обители Кашина, Калязина и кто создал в Угличе славный Покровский Паисьев монастырь. В память этих событий далёкого XV века земляки-паисьевцы сохраняли источник, когда-то расчищенный и освящённый Паисием, в самом Малом Богородском построили храм его имени, а в соседнем Кожино возвели ему же посвящённую часовню и назвали его именем чистый пруд для водосвятий.

Здесь много памяти о святой древности. А самыми чтимыми местами являются, конечно, «Паисьев колодчик» и могила родителей святого, Иоанна и Ксении Гавренёвых, до сих пор заботливо оберегаемая на маленьком кладбище Малого Богородского. Всё это увидит странствующий паломник. Храм Паисия в советское время был сильно разрушен и сейчас для трогательно скромных богослужений в день памяти святого /19 июня/ частично восстановлена часть церкви, в ней и проходит эта единственная на году служба. А могила родителей святого всегда пребывает в скромной, но доброй обихоженности. И всё это крохотное кладбище с единственной крестиком отмеченной могилкой, приютившееся на самой высоте берегового холма – редкий красивый случай бедного святого уединения.

А «колодчик» тоже всегда поддерживается здешними жителями. Конец XX века принёс родничку серьёзную угрозу, рядом велись большие земляные работы для задуманной дороги и часть водоносных слоёв оказалось нарушенной. Но источник хотя и стал слабже, но по-прежнему живёт, его посещают люди, приезжающие за целебной водой, здесь раз в год проводят службу святому Паисию, а в прошлом году иноки ростовского Спасо-Яковлевского монастыря капитально обновили всё обустройство источника и построили большую купальню. И паломник, добравшийся сюда, на самый краешек Ярославии, /дальше уже Тверская область!/ может и помолиться святому на его родине, и испить водички из его «колодчика», и умыться или искупаться в холоднющей, но благодатной родниковой воде!

В.А.Гречухин


Комментировать


8 − восемь =

Яндекс.Метрика