Университеты Навального | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Университеты Навального

1

О ранних годах Навального известно не так много. Сам он рисует близкое к героическому прошлое. Сын отставного советского офицера, школу окончил в военном поселке Калининец Наро-Фоминского района Московской области, каждое лето проводил у бабушки в ныне заброшенном селе Залесье, в 30-километровой зоне отчуждения Чернобыльской АЭС (именно из Залесья родом отец Алексея Навального — Анатолий).

Последняя тема одно время активно эксплуатировалась рядом украинских СМИ, которые даже «выяснили, что лидер российской оппозиции — украинец» . Попытки выяснить что-либо о школьной и вузовской поре Навального чаще всего наталкиваются на «глухую стену», что само по себе довольно симптоматично.

Например, удалось найти ряд его одноклассников (или людей, учившихся в «параллели»), но ни один из них не согласился дать какой-либо комментарий. Ни одно СМИ с 2011 года не попыталось или не смогло побеседовать с кем-либо из тех, кто мог бы дать характеристику юному лидеру протестного движения. Пронырливые русиянские журналюги НИ РАЗУ не сделали интервью ни с од ним одноклассником или однокурсником Навального…

В ЖЖ нет ни одного воспоминания челоека, знавшего его до политической деятельности… Так информацию охраняют только про первых лиц страны, про Путина больше известно. Что за личная охрана у Навального???», — так возмущались в 2013 году блогеры. Впрочем, есть подозрение, что он был им просто неинтересен . Конечно, данный факт является крайне неприятным для последователей Навального и они стараются о нем не распространяться.

На страницах одноклассников Навального в социальных сетях также не найти обсуждений или мнений об оппозиционере. Редкие «посты», посвященные Навальному, ничем не отличаются по форме и комментариям от тех, что публикуются людьми сторонними. Группы, посвященные «родной» для Навального Алабинской средней школе, профильные странички также не дают новой информации.

Ни один из давних друзей или знакомых не опубликовал (по крайней мере, публично) гордую надпись «Я учился с Навальным!» . О чем это может говорить? Либо о простом нежелании ставить свое имя рядом с его, либо о некоторой «модерации» информационных процессов. Профиль Навального в социальных сетях также не отличается открытостью, хотя в целом и соответствует профилю публичной личности.

Страницы оппозиционера в Facebook и в «ВКонтакте» являются «зеркалом» его личного блога. Имеются также несколько страничек «Алексея Навального», которые при вдумчивом рассмотрении, скорее всего, являются «фейковыми». Подобное, впрочем, типично для публичной личности. Аналогичная ситуация складывается и с Российским университетом дружбы народов (РУДН), где Навальный получил диплом юриста в 1998 году. Имя политика не упоминается ни на одной из страниц, посвященных выпускникам или студентам университета .

Ни один из его потенциальных одноку рсников также не изъявил желания дать комментарий о Навальном; многие проигнорировали запрос или ответили «я о нем ничего не знаю». Многие из окончивших юридический институт РУДН ответили, что не знают о том, что учились с Навальным в одном учреждении. Интересно, впрочем, то, что имена двух университетских друзей, причем, друзей по юрфаку созвучны именам Муслим и Гаянэ (имена нам известны, но, конечно, изменены по соображениям конфиденциальности и безопасности), что странно для человека, радикально националистических взглядов, которые он обнаружил позже.

Это, кстати, может, свидетельствовать и том, что собственных политических взглядов у Навального просто нет, есть воззрения, которые возникают, скажем так — по обстоятельствам. Во многом данное обстоятельство объясняется тем, что Навальный, как и многие в это «золотое время», уже на первом курсе сделал своим приоритетом не учебу, а зарабатывание средств. Именно тогда, напомним, родители Навального открыли Кобяковскую фабрику по лозоплетению, а он стал соучредителем. «Было понятно, что все преподаватели весьма оторваны от реальной жизни, и казалось, что не нужно заниматься этой учебой, а нужно идти работать — и ты заработаешь немедленно миллиард долларов» , — вспоминал сам Навальный . Свой «первый миллион» Навальный попытался получить в балансирующем на гране банкротства банке «Аэрофлот». Это было одно из многочисленных финансовых учреждений, не переживших банковский кризис 1995 года.

Уникальность банка «Аэрофлот» заключалась в его подозрительной «живучести», а задолженность учреждения перед клиентами в 1997 году составляла около 400 млрд рублей, тогда как предприятия и частные лица должны были банку около 1,5 трлн рублей . Работа Навального заключилась как раз в «выбивании» этих средств: «писал всякие претензии типа: немедленно верните наш миллиард» .

В 1997 году у банка «Аэрофлот» все-таки отозвали лицензию. За короткий период студенчества Навальный попробовал свои силы в девелоперской «С т -групп» Александра и Шалвы Чигиринских, недолго пытался организовать парикмахерский бизнес (ООО «Несна», 1997), торговал на бирже, а с 1998 года, оформлял сделки купли-продажи через ставшее позже знаменитым ООО «Аллект».

В советское время существовало расхожее выражение «встать в очередь за дипломом» . Пожалуй, именно этой фразой можно охарактеризовать пребывание Навального в РУДН. Нам не удалось найти сведений об активном участии будущего оппозиционера в жизни университета. Это учреждение также не стало «кузницей кадров» для группы Навального, отчего, видимо и занимает одну строчку в его биографии. Позже, в 1999—2001 годах, он, как уже упомянуто, получил образование по специальности «Ценные бумаги и биржевое дело» в Финансовой академии при правительстве РФ. Тут тоже интересными сведениями, хоть как-то характеризующими «героя», «разжиться» не удалось.

Наиболее интересным стало его полугодовое обучение в Йельском университете США по программе «YaleWorldFellows» в 2010 году. Для того, чтобы правильно понимать суть и цели этого обучения, необходимо кратко рассмотреть все варианты получения образования в американских университетах.

Первым является полноценное четырех- или шестилетнее обучение после школы, которое стоит десятки тысяч долларов. Второе — это получение степени Masters или PhD (соответствующей нашей магистратуре или докторантуре), что тоже обходится в немалую сумму. В обоих этих случаях студент учится наравне и в одних группах вместе с американскими и иностранными студентами, получает соответствующее уровню университета образование.

Программа же, по которой в Йельский университет попал Навальный, проходит по категории «стипендиальных». Учебу иностранным студентам США оплачивает на двух основаниях — либо с целью привлечения высококвалифицированных кадров (пресловутая «утечка мозгов» — brain drain, так сказать), либо в рамках так называемой «общественной дипломатии» (public diplomacy). Нетрудно догадаться, что именно последняя стала основанием для приглашения Навального в Йель.

Стипендиаты в данном случае организованы в отдельные группы, учеба по данным программам (включая и сам учебный курс) недоступны американским студентам, одновременно участники могут посещать обычные лекции для американских студентов. Как указано на сайте самой программы «Yale World Fellows», участники не получают диплом (или какое-либо приложение к диплому) Йельского университета . Таким образом, говорить о том , что Навальный учился в Йеле некорректно, правильнее говорить «проходил Программу Йельского университета для иностранных студентов с возможностью посещения лекций» .

В широком смысле под «общественной дипломатией» (ОД) США понимают «продвижение национальных интересов и внешней политики государства посредством прямой пропаганды (термин «outreach» — прим .) и информационной работы с населением иностранного государства» . При этом американская информационная машина четко разграничивает «пропаганду» и «общественную дипломатию». Термин «пропаганда» в американской информационно-пропагандистской машине относится только применительно к Геббельсу или, например, к Сталину, и является фактически синонимом «дезинформации».

В то время, как в задачу ОД, по утверждению её архитекторов, входит разъяснительная работа и продвижение лучших ценностей и идеалов, на которых основано демократическое общество. «Правда — это лучшая пропаганда, а ложь — худшая» , — писал журналист, директор Информационного агентства США Р. Мэрроу .

Работа в рамках ОД (закреплено доктринально) ведется в нескольких направлениях: стипендиальные программы (или программы обмена), НКО, выступления экспертов, искусство и культура (выставки, представления и т.п.), книги и литература, радио и телевещание (например, «Радио «Свобода» или «Голос Америки»), кинематограф и, с недавнего времени, Интернет. Эта работа имеет системный характер, разработанный за десятилетия (система ОД начала оформляться еще в 1917 году — изначально против Германии, но после Второй Мировой Войны — против СССР).

В 1998 году все функции «общественной дипломатии», за исключением вещан ия, были консолидированы в Государственном департаменте США . Одновременно была учреждена должность заместителя Госсекретаря по Общественной дипломатии и Связями с общественностью. В настоящее время эту позицию занимает Ричард Стенгель, который недавно фигурировал в скандальной публикации Wikileaks.

Ресурс опубликовал переписку, где чиновник пытался подключить к «пропагандистской войне» против России представителей крупнейших корпораций в области киноиндустрии и развлечений (в частности, компанию SonyPictures) . В 2010 году, когда Навальный посетил Йельский университет, Госдепартамент как раз получил 890 млн долларов, около половины из которых пришлось на образовательные и культурные программы. Источники финансирования программы «Yale World Fellows» не раскрываются . Крайне показательным является тот факт, что все, что связано с «общественной дипломатией» США за рубежом, до недавнего времени было абсолютно закрыто для граждан США.

В частности, вещание американских радиостанций для зарубежной аудитории было запрещено в самих США; доступ к любым материалам, книгам, информация о мероприятиях была закрыта. т ак называемый Закон Смита-Мундта от 1940 года (с поправками от 1972 и от 1985) запрещает распространение ОД материалов внутри страны для того, чтобы избежать « наме ренной или непреднамеренной пропагандизации» населения Америки .

Американский эксперт Мэтт Армстронг указывает на то, что «ни одна другая страна, кроме, возможно, Китая и Северной Кореи, не мешает своему населению узнать, что го ворится и что делается от их имени» . Справедливости ради, отметим, что частично этот запрет был снят в 2014 году и теперь ОД-материалы доступны населению при соответствующем «запросе» . Основанием для частичного снятия запрета стал тот элементарный факт, что с распространением Интернета, оставить эту информацию сокрытой от публики стало просто невозможно.

Итак, Навальный стал участником специальной программы, управляемой в конечной точке Государственным департаментом США . Данная программа приглашает уже работающих людей (mid-career — то есть уже достигших определенных успехов в карьере), лидеров для участия «в четырехмесячном иммерсивном (всеохватывающем — прим .) трансформационном путешествии» 3 . Состав группы 2010 года — 18 человек (по другим данным, 15), все — иностранные студенты. Учебная программа условно разделена на два элемента. Первая — обязательные лекции и семинары для участников проекта. Вторая — посещение курсов Йельского университета п о выбору. В англоязычных источниках не публикуется список обязательной части, однако в Рунете активно перепечатывается примерный учебный план Алексея Навального со ссылкой на сайт программы, где в настоящее время эта информация отсутствует.

Согласно имеющимся данным, Навальный изучал целый спектр вопросов, связанных с демократией, правами человека, лидерством, борьбой с коррупцией и другими интересными предметами, включая семинар по « Американской исключительности и правам человека» . Сам Навальный о своей учебе говорит так: « Там есть большая программа, которая изучает разные вещи. По условиям программы, ты можешь брать любые курсы в Йельском университете.

Я брал курсы на юридическом факультете Йельского университета — Корпоративное управление и так далее» . Подтверждений обучения Навального на юридическом факультете найти не удалось. его имя, опять же, не упоминается ни в каких группах выпускников 3 . При этом отдельная страница посвящена группе «Yale World Fellows-2010», что позволяет сделать следующий вывод: стипендия в размере 35 тысяч долларов 4 выплачивалась, в первую очередь, для участия в специально разработанном курсе.

Однокурсник Навального по программе, немецкий политик Сергей Лагодинский говорит следующее: «У нас была группа из 15 человек… Программа состоит из лекций и занятий в небольшом кругу, где все звезды Йельского университета, профессора встречаются с нами. Речь шла о лидерстве, о смысле жизни. Три «кита», на которых стоит эта программа, — философия, политика, экономика. Мы также могли посещать обычные лекции. Естественно, это возможность включиться в круг американской элиты».

На вопрос Die Welt о Навальном, Лагодинский отвечает: «Я как человек, уже 20 лет не живущий в России, увидел другое лицо моего поколения. Это лицо показалось мне симпатичным, умным, честным. Ко всему этому, я увидел человека, который вкалывает. На каждой перемене, пока мы общались друг с другом, Алексей садился за компьютер и занимался своим блогом.

Я увидел человека, который сознательно занимается опасной деятельностью». Отбор для участия в программе, как заявлено организаторами, априори очень жесткий, конкурс составляет несколько тысяч человек на 15—16 мест. Для того чтобы стать участником кандидат должен иметь солидное портфолио, достичь значительных успехов в карьере, быть перспективным в будущем и т.д., а также (строго обязательно) свободно говорить по-английски . Некоторые американские СМИ еще в 2011 году изумлялись тому, что Навальный был допущен в программу , поскольку его знания английского были откровенно слабыми на тот период . Однако эти «мелочи», судя по всему, имели малое значение. По данным СМИ, уже в 2007— 2008 годах были зарегистрированы контакты Навального и американского фонда National Endowment for Democracy (NED) и National Democratic Institute (NDI) 4 . Эти некоммерческие организац ии также входят в структуру «общественной дипломатии» США.

В частности, NED финансировал так называемые «ДА-Дебаты», где Навальный выступал ведущим — факт, вскрывшийся благодаря опубликованной переписке блогера с иностранной организацией . Характерно, что сам Навальный подлинность переписки подтвердил . Там же вскрылись связи блогера и с другими американскими фондами: Навальный просит некоего Майкла Мерфи из NDI внедрить в Кировской области программу FCPA (U.S. Foreign Corrupt Practices Act) .

В данном случае американскую борьбу с коррупцией можно интерпретировать, как попытку усиления американского контроля за российскими чиновниками. Кстати, в опубликованных письмах фигурирует и некий Роберт Бонд — не законспирированный британский агент с двумя нолями, а известный на тот момент в Москве дипломат, второй секретарь политического отдела США. Известен он был не только рутинной деятельностью, но и своим участием в несогласованном с властями митинге оппозиции в 2009 году 4 . Как следует из переписки, Бонд был нужен Навальному для того, чтобы получить контакты Дж. Файерстоуна и собрать материалы по делу Магнитского (подробнее об этом см. дальше).

Очевид но, уже в то время, в 2008—2009 годах, Навального присмотрели . И, вероятно, позднее предложили участвовать в обучении. Известно, что рекомендации были обеспечены Гарри Каспаровым, Евгенией Альбац, Сергеем Гуриевым и Олегом Цывинским. При этом Гуриев и Цывинский (сам преподаватель Йельского университета) являются частью команды разработчиков проекта «Баланс России» .

Сам проект подробно расписан на сайте известного американского «мозгового центра» CSIS (CenterforStrategicandInternationalStudies), где попечителем состоит Збигнев Бжезинский, — персона, не нуждающаяся в представлении 2 . Учеба в Йеле является неплохим прикрытием для проведения встреч в Вашингтоне. Особенно учитывая, что официальное описание программы как раз включает «ежегодные семинары, ужины с приглашенными выступающими (спикерами) в ходе наших поездок в Нью Йорк и Вашингтон». Причем данные разговоры, отдельно оговорено, «не подлежат оглашению» (off the record)

Складывается впечатление, что попадая в Йельскую программу, участник становится частью целой системы . Не случайно, одной из целей программы указано «взрастить глобальное сообщество людей с общими ценностями, связанных друг с другом и с Йелем » . Каждый из участников, окончив обучение, остается частью Программы или Сети.

В частности, каждый стипендиат имеет свою страничку на сайте worldfellows.yale.edu, которая периодически обновляется. Более того, через данную страницу можно связаться с выпускником . В декабре 2011 года «семья» (Yale World Fellows), например, опубликовала петицию с требованием об освобождении Навального из-под ареста 3 . Имя оппозиционера стало периодически фигурировать в вестнике университета, а также на страничках программы в соцсетях 4 . Кстати, Навальный вошел в список наиболее выдающихся выпускников Программы , и даже страница «О программе» (то есть о «Yale World Fellows») открывается фотографией выпуска 2010 года с изображением Алексея 5 . Его однокурсниками были люди самых разных профессий и стран — индийские бизнес-леди, суданские дипломаты, мексиканские борцы с наркопреступностью, австралийские юристы, британские радиоведущие и т.п. т акой разброс профессий и национальностей объясняется тем, что в задачу американской «общественной дипломатии» входит подготовка не только политических активистов, но лидеров в самых разнообразных сф ерах, объединенных общими ценностями и идеалами. Достаточно интересной фигурой является коллега Навального по Йелю Фарэс Мабрук, активист т.н. «тунисской рево люции». Он завершил обучение в Йеле и вернулся в Тунис за несколько дней до того, как был дан старт событиям «Арабской весны».

Сам Мабрук открыто признается в своем участии в революционных событиях: «Моя йельская программа была связана с созданием мозгового центра (thinktank), Арабского политического института… Таким образом, теперь и несколько дней назад, на прошлой неделе, мы монтировали мозговой центр здесь, в Тунисе… я должен признать, что программа играет важную роль в образовании связей в США. Сегодня я в контакте со многими выпускниками, профессорами и иными людьми, которых я встретил во время обучения по программе в Йеле» 1 . Вскоре после тунисских событий 2011 года Мабрук организовал предприятие транспортировки нефти в т унисе, Алжире и Ливии 2 . После Йеля на новый уровень выходят и связи Навального с американским посольством в России. Им начали регулярно интересоваться сотрудники Госдепа США, напрямую запрашивая информацию о позициях Навального, его предполагаемом влиянии на общество у экспертов и политологов. Помимо этого, Навальному, судя по косвенным признакам, была гарантирована всемерная поддержка т.н. «либеральных» СМИ (газета «Ведомости», т К «Дождь и другие), но стал постоянным спикером этих медиа. К примеру, н овость о т.н. «деле «Кировлеса» была «раздута» американскими СМИ в считанные часы. Выводы, что называется, делайте сами..

Навальный. Итоги / А. Мухин, А. Гафарова. – М.: ООО «ТД Алгоритм», 2016 – 272 с


Комментировать


× восемь = 8

Яндекс.Метрика