Уральские полки — участники боевых действий | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Уральские полки — участники боевых действий

Уральские полки — участники боевых действий

Уральские полки — участники боевых действий

Еще в 1796 г. в Екатеринбурге по указу Павла I был сформирован пехотный полк, получивший название Екатеринбургского. В 1807 г. Он покинул место своего создания и передислоцировался к западной границе, где вошел в состав 23-й пехотной дивизии 4-го пехотного корпуса I Западной армии.

Шефом полка был назначен генерал-майор И.С. Гурьянов, прошедший героическую школу суворовских походов. Шеф осуществлял общее руководство полком в составе дивизии, фактически заменял командира полка.

Уже 13 июля 1812 г. полк получил боевое крещение в бою у Островно под Витебском.

7 августа 1812 г.Екатеринбургский полк прикрывал отход русских войск из Смоленска, а 26 августа участвовал в Бородинском сражении, где в составе 4-го пехотного корпуса удерживал позиции левее батареи Раевского и потерял 455 человек (почти пятую часть состава).

Вместе со всей армией Екатеринбургский полк отступал через Москву, стоял в Тарутинском лагере», где к нему прибыл командир — майор В. И. Богданович.

23 октября 1812 г. полк участвовал в штурме Вязьмы, поступил на переформирование, а с лета 1813 г. принял участие в Заграничном походе в составе 11-й пехотной дивизии, отличившись в сражениях при Гольдбахе и Кацбахе, в «Битве народов» у Лейпцига.

Полк прекрасно проявил себя при взятии г. Касселя, Кобленца, Майнца и Реймса, а 18 марта принял участие в штурме высот Монмартра под Парижем.

Солдаты Екатеринбургского полка за военные кампании 1812—1814 гг. получили 75 знаков отличия Военного ордена (солдатский Георгиевский крест).

Полк имел и коллективные награды: батальонное Георгиевское знамя с надписью «За отличие в 1814 г. против французов», серебряную трубу с надписью «За взятие Монмартра». На Бородинском поле стоит памятник 23-й пехотной дивизии, установленный в 1912 г. Одну из его
граней украшает надпись: «Екатеринбургский полк героям-предкам в славном Бородинском бою незабвенными подвигами мужества, стяжав- шим себе бессмертную славу».

В войне с французами в составе 3-го кавалерийского корпуса I Западной армии участвовал и сформированный в 1784 г. Оренбургский драгунский полк иод командованием генерал-майора С.В. Дяткова.

Оренбургские драгуны 16 августа 1812 г. прикрывали отход русских войск к Вязьме, а в Бородинском сражении дрались у батареи Раевского, где С.В. Дятков был тяжело ранен.

В декабре 1812 г. Оренбургский полк был из драгунского переформирован в уланский с сохранением прежнего наименования и в этом качестве принял участие в Заграничном походе.

В войне с Наполеоном участвовали и другие регулярные уральские полки: Пермский (5-я дивизия 1-го пехотного корпуса) и Уфимский (24-я дивизия 6-го пехотного корпуса).

В Бородинском сражении принимал участие полк Московского ополчения, сформированный в течение двух недель уральским заводчиком Демидовым, которого М.И. Кутузов называл «самым деятельным и исправным начальником».

В войне также принимали участие 26 уральских иррегулярных полков: 2 оренбургских и 5 уральских казачьих, 2 оренбургских калмыцких, 15 башкирских и 2 тептярских.

Память о тех далеких событиях сохранилась до наших дней в названиях бывших казачьих станиц на Южном Урале: Париж, Фершампенуаз, Арсинский, Кацбах, Лейпциг, Тарутино, Бородиновка, Бриент.

Победа над «воинством двунадесяти языков» ковалась не только в пороховом дыму сражений, но и в жарких цехах уральских заводов. Урал издавна был арсеналом страны. Вопреки широко распространенному мнению, уральские пушки в Отечественной войне 1812 г. Участия не принимали, так как на Каменском и Верхне-Туринском заводах отливали лишь чугунные орудия для вооружения крепостей и береговых батарей, а полевые артиллерийские орудия изготовлялись из бронзы (в которую, правда, шла уральская медь), главным образом на Петербургском литейном заводе.
Огромное значение для русской армии имело изготовление на Урале чугунных артиллерийских снарядов, потребность в которых накануне войны составляла 1,2 млн пудов. Одни казенные заводы не могли изготовить столь значительное количество снарядов, и к их производству в октябре 1810 г. Было привлечено 46 частных заводов. Выполнение ими
военного заказа встретило большие трудности, так как освобожденные в 1779 г. от обязательных поставок в казну заводчики постепенно свернули чугуно-литейное производство, развивая более выгодное железоделательное.

Чугун частных заводов, предназначенный для переделки в железо, не годился для отливки снарядов. Поэтому заводчики вынуждены были покупать чугун на казенных заводах. Не хватало мастеров-литейщиков, мерительного инструмента, артиллерийских приемщиков.

Брак при литье снарядов достигал 80 %. Сильно тормозила производство трудоемкая операция полировки снарядов, осуществлявшаяся вручную. Чтобы ее ускорить, на Верх-Исетском, Ревдинском, Шайтанском, Сысертском, Бисертском, Пожевском заводах были сконструированы и построены оригинальные полировальные машины.

К концу 1812 г. уральские заводы отлили около 150 тыс. пудов снарядов (83 % требовавшихся по нарядам) всех видов: ядра, бомбы, гранаты, картечь, зажигательные снаряды.

В 1807 г. на Урале начал возводиться третий в России оружейный завод — Ижевский. До начала войны еще строившийся завод успел выпустить 2 679 штук огнестрельного и 831 штуку холодного оружия.

В 1812—1814 гг. Ижевский завод произвел 23 927 ружей и 8 636 тесаков (соответственно 11 и 16% произведенных в стране). Роль Урала в достижении победы состоит еще и в том, что на уральском сырье (чугуне, железе, меди) работали Тульский и Сестрорецкий оружейные, Петербургский, Брянский и Луганский литейные заводы, а также Киевский арсенал.

Замечательным проявлением патриотизма уральцев был сбор денежных средств на нужды армии. Такие пожертвования по всему Уралу составили свыше 1 млн рублей.


Комментировать


один × = 7

Яндекс.Метрика