Успехи исторической науки | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Успехи исторической науки

История

История

На протяжении XIX и XX вв. историческое знание достигло больших успехов. Этому способствовала благоприятная обстановка. Во второй половине XVIII в. развитие капитализма в Европе шло стремительными темпами. Французская буржуазная революция конца XVIII в. ускорила его. Все новые страны и народы втягивались в орбиту мирового обмена. В политической сфере это было время подъема буржуазии, которая уверовала в свою силу и не опасалась за свое будущее.

На этой почве возникла характерная для той эпохи атмосфера общественного оптимизма. Немецкий историк Б. Нибур в одной из лекций в 1829 г. так ее обрисовал: «По всей Европе в те годы распространилось чувство прогрессивного движения, хотя кое-где медленного, но верного… В целом тогда царило убеждение, что все становится лучше. И никто не сомневался, что все человеколюбивые проекты будут осуществлены на практике» \ Эта атмосфера оказалась чрезвычайно благоприятной для развития наук вообще и исторической науки в особенности.

Поднимавшаяся и крепнувшая буржуазия искала в прошлом объяснение своих успехов и аргументы против власти потомственной аристократии, с которой она боролась. Росту общественного авторитета истории способствовала и ее важная роль в политическом развитии Европы. К концу XVIII в. складывание национальных государств и наций в Европе еще далеко не завершилось: наряду с обширными централизованными государствами—Испанией, Англией и др.—на континенте существовали мелкие и мельчайшие феодальные и полуфеодальные княжества. Под влиянием французской буржуазной революции и наполеоновских войн усилилось национальное чувство, а с ним и стремление к национальной независимости. Процесс консолидации наций ускорился. История участвовала в этом процессе, поскольку она позволяла нации лучше узнать себя и свои возможности: в прошлом любого народа имеются ценные достижения, факты, которые подкрепляют его веру в свои силы.

Таким образом, она оказывалась орудием самоутверждения нации. Это всегда особенно важно для тех народов, которые борются за свое освобождение от чужеземного ига: в истории они ищут аргументы в пользу независимого и самостоятельного существования, черпают силы для борьбы. В середине XIX в. история, по словам советских ученых, «казалось, достигла своего расцвета и заслужила широкое признание в обществе» 2. Французский историк пишет, что история стала «царицей наук», высшим авторитетом в глазах общества: у нее искали ответа на важнейшие вопросы духовной и общественной жизни. «Вся культура ожидала ее суда. В один день она заняла место, которое ранее занимала философия, и стала выступать в роли руководителя и советчика. Хозяйка секретов прошлого, история, подобно придворным генеалогам, несла человечеству диплом о его благородстве, восстанавливала картину его триумфального шествия»3. «Властная, самоуверенная Клио,— подтверждает английский историк,— вытеснила религию и философию как богиня, которой мы преклонялись» 4. В эти десятилетия историческая наука испытала процесс демократизации.

Во всех странах мира, начиная с Европы, преподавание истории постепенно вошло в обязательную программу школьного обучения. Исторические знания широко распространились в массах, что колоссально расширило круг читателей исторической литературы. Исторические темы все чаще стали привлекать внимание художников. Большую роль в развитии исторической науки сыграли изменения в архивном деле. До XIX в. в архивах хранились лишь немногие документы, да и те были рассеяны.

По мере складывания крупных государств и усложнения функций государственной власти объем хранимой документации возрастал. В 1567 г. в Испании был создан центральный государственный архив. В XVII в. в Италии появилось первое руководство по архивному делу. Дальнейший шаг в архивном деле был сделан во Франции в эпоху революции: в организованном тогда национальном архиве были собраны документы различных ведомств, а также материалы, конфискованные у частных лиц. Республика объявила все эти материалы достоянием нации и открыла их для граждан. Вслед за Францией доступ в архивы стали открывать и другие страны.

Началась работа по выявлению, упорядочению и изданию архивных материалов. Первым крупным предприятием этого рода, ставшим образцом, явилась начавшаяся в 1826 г. публикация «Памятников по истории Германии», которая продолжается и поныне. Реорганизация архивного дела, концентрация материалов в одном месте и доступность их для исследователей открыли перед исторической наукой огромные возможности и повлияли на исторические исследования. Отныне историки могли в своих работах опереться на документы, что придавало их утверждениям больше достоверности и доказательности. Введение изучения истории в школе потребовало значительного числа учителей-историков и для их подготовки стали создаваться специальные кафедры. Позднее появились и профессиональные исследователи.

Эта профессия долго не давала средств к существованию, и люди, не располагавшие иными доходами, были вынуждены заниматься историей в свободное время. На протяжении XIX в., с увеличением числа читателей исторической литературы, историки получили возможность жить на доходы от издаваемых книг. К концу XIX в. в ряде стран стали возникать специальные исторические исследовательские институты, хотя еще долго основным источником жизни для историков оставалось преподавание. Постепенно во всех странах сложились кадры специалистов-историков. Росло число книг и журналов по различным разделам исторического знания, рассчитанных как на специалистов, так и на широкую публику. История превратилась в самостоятельную отрасль науки.

Н.А. Ерофеев


Комментировать


− 1 = пять

Яндекс.Метрика