Факторы, влияющие на формирование виртуальных общностей в социальных сетях (на примере социальной сети «вконтакте») | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Факторы, влияющие на формирование виртуальных общностей в социальных сетях (на примере социальной сети «вконтакте»)

Диджитализация все глубже изменяет различные аспекты социальной действительности: социальные отношения, коммуникации, а также общности и их формирование. Социальная общность понимается нами как «относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм ценностных систем и интересов» [1, 178].

Социальные общности – продукт социальных отношений, которые являются следствием социальных взаимодействий. Виртуальные общности существуют как вид социальной общности, их главное отличие – преимущественное расположение в виртуальном пространстве. Их существование и функционирование напрямую зависит от действий акторов и связано с процессами социального обмена [2, 254].

Общности, сформированные по строгим признакам, например, финансовому, нередко теряются в виртуальном пространстве, потому что большинство виртуальных сообществ гибки и либеральны, их границы более «размыты», группы чаще всего являются открытыми: вступление в них не затруднено и часто зависит от простого «клика» на кнопку «вступить». Не менее важная особенность виртуальных общностей – причины их формирования и факторы на это влияющие[3, 182]. В январе 2018 года нами было проведено социологическое исследование, одной из задач которого было выявление причин и факторов, влияющих на формирование общностей в социальных сетях.

Основные причины объединения людей в паблики и группы, — это наличие общих интересов (профессиональных, культурных, развлекательных), приводящее к созданию групп по интересам, или принадлежность к реальной социальной общности (территориальной, учебной, рабочей). Во втором случае вместо групп нередко возникают ситуативные диалоги, объединяющие людей на время. Примером могут служить студенческие группы. Они выполняют важную функцию, но ограниченную временем учебы в вузе, – информирования студентов и преподавателей в социальной сети: «У нас две беседы группы. В одной группе, где ребята выражают свое мнение именно между однокурсниками, а вторая беседа, в которой мы обсуждаем всякие мероприятия» (девушка, 16 лет).

Виртуальные сообщества выполняют и другую значимую функцию – удовлетворения потребностей индивидов в развлечении, а не только получении необходимой информации: «Когда мне нечего делать я открою разные цитаты или рекомендуемые книги» (девушка, 16 лет).

Но окончательное решение индивида о том, вступать в определенную виртуальную группу или нет, влияют факторы, оказывающие на индивида стимулирующее воздействие: 1) Отношение к виртуальной общности референтных групп; 2) Отношение и интересы родственников, друзей и близких; 3) Наличие или отсутствие личных интересов и увлечений, совпадающих с тематикой группы; 4) Модные тенденции. Таким образом, основными факторами, влияющими на формирование виртуальных общностей, является наличие общих интересов и актуальная принадлежность к определенной группе.

На решение индивида вступить в определенную виртуальную общность влияют референтные группы, близкое окружение, личные интересы и мода. 1. Российская социологическая энциклопедия. — М.: НОРМА-ИНФРА-М. Г.В. Осипов. 1999. — 672 с. 2. Юдина Е. Н., Захарова С. А. Социальные сети Интернета в контексте теории автопоезиса Н. Лумана // Вестник ГУУ. 2016. №10, С 252-256. 3. Мейжис А. И., Почебут Л. Г. Социальная психология. СПб.: Питер. 2010. 4. Смолл Г., Ворган Г., Мозг онлайн: Человек в эпоху Интернета. — М., КоЛибри, 2011. – 332с.

Галец Дарья Игоревна


Комментировать


восемь − 6 =

Яндекс.Метрика