Феномен краеведческого музея в пространстве и во времени: культурологический аспект | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Феномен краеведческого музея в пространстве и во времени: культурологический аспект

Краеведение как социокультурный феномен реализует социально значимые функции, решая при этом важные экономические, социальные, исследовательские задачи. Особенности развития краеведения зависят от ряда объективных и субъективных факторов: это и политическая обстановка, и экономическая ситуация, и актуальные направления разных наук, и особенности менталитета различных категорий населения в конкретных регионах. Краеведческие музеи являются «колыбелью» краеведения, но в то же время современный краеведческий музей реализует множество социокультурных функций: документирующую, интеграционную, познавательную, образовательную, мировоззренческую, коммуникационную и др. Но самой важной и основополагающей для любого музея является функция документирования процессов и явлений и хранения собранных артефактов – музейных предметов. Музей как культурная форма, сформировавшись еще во времена античности, подвергаясь соответствующим изменениям, дошел до наших дней. Именно в музее реализовывается важная функция сохранения и репрезентации социальной памяти и осуществляет связь поколений.

В настоящее время принято разделять музеи по профилю: исторические, художественные, литературные, технические, естественно-научные и др. В связи с этим хотелось бы отметить особое положение краеведческого музея, включающего в себя, как правило, многие направления: гуманитарные, естественно-научные, технические, экономические, художественные. И если исторические, технические, художественные музеи собирают, комплектуют, хранят и показывают музейные предметы исходя из профильных научных дисциплин или видов искусств, которым они посвящены, то цель краеведческого музея несколько иная. Краеведческие музеи документируют процессы развития природы и общества определенного края (региона, местности) в их целостности и многообразии [1]. По сути, это музеи определенной территории, их задача – отразить все процессы и явления, происходившие в разное время в определенном регионе. Как писала видный отечественный музеевед Д. А. Равикович, краеведческий музей должен заниматься «сбором и показом местного материала, состоит из отделов, коллекции которых отражают природу края, его историю и экономику» [2]. Предтечей современного краеведческого музея можно считать земские музеи, появившиеся в 80-х гг. XIX в. в структуре органов местного самоуправления – земств.

Земские музеи были направлены на помощь в проведении аграрной реформы. В то время была насущная необходимость в собирании и хранении почвенных образцов для определения доходности разных категорий земель, да и вообще, «исследование ограниченных по пространству местностей необыкновенно важно не только для познания всей обширной страны нашей, но и в чисто ученом отношении. Многие явления высокой важности могут быть изучаемы именно лишь с помощью наблюдений, производимых в продолжение многих лет в одной и той же местности» [3]. Исследования проходили в процессе составления земельного кадастра, и справочный натурный материал подобного плана был важен для определения выкупной цены земли, выявления уровня доходности крестьянского хозяйства, а также решения всевозможных споров земельного характера. Но, по мнению многих исследователей, и в первую очередь Д. А. Равикович, «уровень развития науки, находившейся в тот период в стадии накопления и систематизации фактов, чрезвычайно слабая изученность страны, преобладание в провинции любительского труда краеведов – все это приводило к тому, что деятельность по изучению края могла выражаться только в сборе фактического материала о его природе, истории, экономике» [4]. В Санкт-Петербургском обществе естествоиспытателей была создана особая комиссия для разработки устава земского губернского музея.

Устав предусматривал два основных направления в работе земского музея – научное и прикладное. В рамках научного направления предусматривалось естественно-научное изучение края, сельскохозяйственных ресурсов, полезных ископаемых и пр. Прикладные исследования касались конкретных проблем, связанных с зональной специализацией сельского хозяйства и кустарной промышленности. В рамках прикладных исследований изучались отдельные отрасли, промыслы или культуры. Принятый в Санкт-Петербурге Устав был разослан во все статистические комитеты и губернские управления для подготовки своего устава для каждого земского музея. Первые земские музеи были созданы в конце 80-х гг. XIX в. в Полтаве и Нижнем Новгороде. После этого музеи стали открываться на юге империи при земствах южных губерний – Херсонской, Харьковской, Бессарабской. При помощи статистических комитетов были открыты музеи в Архангельске (1859 г.), Владимире (1862 г.), Уфе (1865 г.), Твери (1866 г.), Тобольске (1870 г.), Петрозаводске (1871 г.), Ташкенте (1876 г.), Екатеринодаре (1879 г.), Могилеве (1879 г.), Семипалатинске (1883 г.), Воронеже (1886 г.) и т. д. [5]. В начале XX в. земские музеи получили широкое распространение и в центральных районах России. По отзывам современников, эти музеи стали для крестьян школами агрономических и агротехнических знаний. Как правило, в структуре земского музея было три отдела: естественно-исторический, сельскохозяйственный и промышленный, представлявший кустарные промыслы. Иногда в связи с ростом коллекций естественно-исторический отдел делился на разделы: почвенный, ботанический, зоологический и др. Специализация земских музеев была связана с зональными и климатическими особенностями региона.

Так, для заболоченных районов в Новгороде возник болотно-луговой музей узкого профиля, причем его коллекция включала обширную информацию о происхождении болот, их типах, способах мелиорации, агротехнических навыках для освоения болот и лугов. Земские музеи нечерноземных губерний показывали особенности природы своего края. Так, например, в Туле в 1910 г. возник еще один вид земского музея – энтомологический и фитопатологический, специализацией которого явилось изучение сельскохозяйственных вредителей, а также различных грибковых заболеваний растений. Вообще в земских музеях большую часть фонда составляли тематические учебные коллекции. Они специально формировались для проведения занятий по агрономии и агротехнике применительно к зональным особенностям. В музеях были специальные «кабинеты участковых агрономов». В арсенале музея были передвижные тематические выставки. С течением времени музеи меняли название, а иногда – специализацию. Некоторое время было распространено название «музей местного края». Среди музееведов нет единства в отношении оценки уникальности краеведческого музея как вида: некоторые считают, что краеведческие музеи не имеют прямых аналогов за рубежом, а другие – что за рубежом похожие музеи есть. Как бы то ни было, краеведческие музеи, даже российские, очень различаются между собой. При некотором общем структурном сходстве (и то не всегда) фактурно они различаются, иногда достаточно сильно, начиная от здания, в котором они находятся, и заканчивая составом коллекций: ведь объектами собирания, хранения и экспонирования современных краеведческих музеев является то особенное, уникальное и в то же время типичное, что характеризует историю, культуру, искусство, технику, хозяйственную деятельность, экономику и вообще жизнь того или иного края. Таким образом, краеведческий музей по определению не может

быть однопрофильным. Его можно рассматривать как современную культурную кентавр-модель, включающую в себя два начала: гуманитарное и естественно-научное, техническое. Практически в каждом краеведческом музее есть отделы природы, характеризующие природные особенности региона. В этих отделах работают специалисты с особым естественно-научным и техническим образованием. Для того, чтобы грамотно показать природу, животный и растительный мир края, наличие и добычу полезных ископаемых на данной территории, динамику развития промышленности, особенности хозяйственной деятельности – для всего этого необходима естественно-научная и техническая компетенция. В то же время каждый регион богат талантами в области культуры и искусства. И задачи краеведческих музеев в данной области – показывать не только высшие достижения, вошедшие в копилку национальной и мировой культуры, получившие импульс и развитие именно на этой земле. Разумеется, знаменитый писатель, актер или композитор, родившийся в малом провинциальном городе, представляет особую гордость этого города. Именем этого человека называют улицы, в честь него делают экспозиции в местных музеях и даже создают специальные мемориальные музеи, посвященные его жизни и творчеству.

Но краеведческий музей призван показывать не только высшие достижения и открытия. Он должен отражать историю повседневности, демонстрировать произведения местных художников второго и третьего ряда и вообще художественную жизнь региона, экспонировать образцы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов, бытующих на данной территории. Для комплектования, собирания, хранения и экспонирования подобных экспонатов необходима гуманитарная и искусствоведческая компетенция. Как правило, краеведческий музей – очень динамичный организм, решающий, помимо функций документирования, собирания, комплектования, экспонирования, и многочисленные просветительские задачи. Сотрудниками музея проводятся лекции и экскурсии, организуются музейные и внемузейные мероприятия, в которых бывают задействованы все сотрудники, вне зависимости от профиля их специализации.

Как показывает практика, очень часто сотрудникам краеведческих музеев приходится расширять сферу своей деятельности и своих научных предпочтений, исходя из разнообразных задач и во время реализации общемузейных проектов. В результате сотрудник, долгое время работающий в краеведческом музее, очень часто знаком как с гуманитарной, так и естественно-научной и технической составляющей музея. Краеведческие музеи еще называются комплексными, и их сотрудники вынуждены быть в курсе комплекса разнообразных проблем, разрабатываемых в стенах музея. Таким образом, современный многопрофильный комплексный краеведческий музей можно рассматривать как культурную кентавр-модель современности, потому что, во-первых, в рамках этого социокультурного института органично сочетаются и взаимно дополняют друг друга естественнонаучная, техническая и гуманитарная, искусствоведческая составляющая. Во-вторых, сотрудники музея подобного профиля часто представляют собой универсалов, в процессе работы в музее и под воздействием обстоятельств (а нередко и по собственному желанию) осваивающих новые для себя области наук и сферы деятельности, представленные в данном музее. Основная функция музея – документирующая – представлена в современном краеведческом музее достаточно многогранно. Правда, в последнее время, не оспаривая приоритетность данной функции, ее все же отодвигают и актуализируют культурно-досуговую функцию, превращая музей в культурно-досуговый центр, что, впрочем, является требованием XXI в.

Примечания 1. Музейное дело России / под ред. М. Е. Каулен. М., 2003. С. 343. 2. Равикович Д. А. Музеи местного края во второй половине XIX – начале XX века // История музейного дела в России. М., 1960. Вып. 2. С. 145–176. 3. Там же. С. 147. 4. Там же. 5. Там же. С. 153.

С. П. Калита, г. Москва


Комментировать


7 + = пятнадцать

Яндекс.Метрика