Феномен паракдокса в истории науки | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Феномен паракдокса в истории науки

История

История

Задачей исследования было изучение парадоксальных явлений, происходящих в научной сфере. Объектами были открытия и достижения ученых со всего мира. Развитие науки без парадоксов невозможно, они необходимы для ее дальнейшего функционирования. Ключевые слова: феномен, парадокс, период нормальной науки, парадигма, повторяющиеся открытия. Что есть такое феномен? В обыденном представлении феномен – это редкое, необычное явление, факт или исключительный в какомлибо отношении человек. В философии феноменом называется явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена (у Канта — «вещь в себе»), постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена. Так выходит, что понятие феномена весьма многогранно. А если обратиться к феномену в науке, можно обнаружить, что многие вещи и понятия, которые не были обоснованы и переведены в научное представление, остаются феноменами, поиск на ответы которых очень труден и не всегда имеет конечный результат. Один феномен, одно явление порождают еще больше новых «необоснованных и необычных» обстоятельств. А как правило, то, что не нашло научного объяснения является весьма богатой пищей для размышлений.

Как не казалось бы нам, что знание точно и не имеет изъянов, что теоремы геометрии, законы физики и химии истинны, все равно часто в науке ученые сталкиваются с новым открытием, противоречащим установленной парадигме (Т. Кун), той самой норме, правилу, которому нас учили и воодушевляли верой в то, что оно беспринципно и фундаментально. А что если это новое знание, лишь хорошо забытое старое, отвергнутое когда-то? Что если оно снова всплыло и жаждет быть донесенным? Многие ученые отвергали собственные открытия (А. Галстон), будоражившие установленные законы. Согласно Т. Куну, существует концепция, которая предрекает то, что новое знание противоречит или же, наоборот, дополняет парадигму (период нормальной науки). Один путь открытия ясен, когда новый закон соответствует устоям и «входит» в мир. А что если новое открытие разрушает все представления об этом самом «мире», переворачиваетвсе. И настолько велико влияние этого «нового», что разрушается «купол неопровержимой истины» под натиском аргументов и доказательств, вот так одна теория или опыт может изменить мир. Как ни посмотри, пространство познания бескрайне и необъятно для людского разума (Сократ, Н. Кузанский).

Можно решить, что наш мозг не может понять эту многогранность. Для человечества важно иметь четкость и установленные правила, поэтому и строится парадигма, но нельзя заключить всю обширность знания в теорию, это словно хотеть закупорить весь океан в бутылку, закрыть пробкой и жить спокойно, довольствуясь сладкой мыслью того, что вот человечество покорило этот бескрайний простор, и он теперь в наших руках, далее мы им будем управлять и придавать ему форму, какую захотим, переливая из емкости в емкость. Это ведь невозможно. Так же и с наукой, знание существует независимо от нашего разума, но всегда есть, эта объективная часть сущности.

И чтобы понять ее, надо абстрагироваться, уйти в бесконечный космос жизни, многие ученые теряются, кто-то плутает, заглядывая в один и тот же поворот, кто-то находит лишь небольшой «островок» знания и начинает строить теорию за теорией, создавая постепенно парадигму, он показывает это «закуток» знания остальным ученым и они «топчутся» около этого самого закутка, обшаривая каждый уголок, нет, чтобы посмотреть на необъятную «вселенную истины», проще так: построить все из одной области знания, ведь если пойти дальше, то теория за теорией будут опровергаться, появляться новые и снова уходить в небытие, это невероятно сложный и долгий путь до истинного знания, и только тот человек сможет его пройти, который изучит каждый закуток знания, рассмотрит множество теорий.

Говорят, что душа другого человека — это потемки, но истинное знание более завуалированная часть нашего мира. Если рассуждать таким образом, то можно прийти к мысли о том, что знание всегда существовало, независимо от нашего представления о нем. Знание это та неотъемлемая часть жизни, которая всегда была, есть и будет. Получается, все то новое, что мы открываем, в теории уже является известным. В этом то и есть феномен «нового» в науке, для нашего поколения это может быть новым и еще неизученным, а когда – то несколько веков назад может кто-то уже «приоткрывал» дверцу к данному открытию. Феномен повторных научных открытий существует уже со второй половины XIX века. Он рассматривается в рамках таких наук, как история, философия и психология научного открытия. Существует несколько предположений относительно причин релятивности научного познания.

Может, дело в том, что мы сами имеем релятивное знание об этом мире, а может проблема в самом процессе и результатах познания. Очень часто в исследованиях по истории науки встречаются термины «повторное научное открытие», «многократное научное открытие». И действительно, в истории науки не раз были случаи повторного открытия (открытие элемента диспрозия Урбеном в 1905 году считается повторным открытием, которое ранее, в 1886 году, совершил Буабодран, обнаружив эту самую трехокись). Английский ученый Роджер Бэкон в середине XIII века высказал идею о возможности создания летательной машины с машущими крыльями и предположение о том, что можно опираться на воздух с помощью вогнутой поверхности, тем самым сформулировав принцип работы парашюта.

Позднее, в середине 80-х годов XV века Леонардо да Винчи всерьез начал заниматься исследованиями, посвященными возможности полета человека, он наблюдал за фазами передвижения птиц в воздухе, за положением крыльев и траектории их движений, при этом выполняя множество зарисовок. Леонардо да Винчи разработал несколько летающих конструкций — орнитоптеров. Труды выдающегося ученого долгое время еще были неизвестными, так как не были опубликованы. Только к концу XIX века человечество начало подниматься в воздух. Получается, что идея самолета не зародилась сама по себе, а трансформировалась из многочисленных опытов и исследований, совершенных многими учеными в течение нескольких веков.

Идеи изобретений (эолипил, механизм Антикифера), разработанные греками, спустя время были снова «открыты» и воплощены в жизнь. Таких примеров как эти можно найти еще множество, человечество не раз повторяло свои открытия, открывая одну и ту же «дверь». Западные философские концепции неопозитивизма и постпозитивизма предполагают, что повторные научные открытия связаны с историческими, социальными и психологическими факторами и связывают научное познание с повторением, то есть, получается, повторения подкрепляют научно- исследовательскую программу — существующую парадигму.

Следуя традиции Т.Куна, человечество стремится расставить весь мир по полочкам, подкрепить и утвердить период нормальной науки. Но, как показывает исторический опыт, всеобъемлющее знание, невозможно заключить в одну теорию, значит, повторяющиеся открытия мешают нам понять многогранность мира. В свою очередь сами повторяющиеся открытия отталкиваются от мира, который мы «создаем», выборочно изучая то, что нам надо.

Таким образом, мы видим, что история науки «наполнена» различными парадоксами, давая ей возможность для дальнейшего развития.

Н.Е. Борисова, С.В. Ковыршина


Комментировать


8 + = шестнадцать

Яндекс.Метрика