Феномен толпы в современном обществе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Феномен толпы в современном обществе

1

Со школьной скамьи каждый из нас усвоил простую истину: развитие в природе всегда идёт по восходящей траектории. Прогресс представляет собой движение от простого к более сложному, повышение уровня организации. Это явственно прослеживается во многих отраслях науки. Например, одноклеточные организмы эволюционируют в многоклеточных, а политические системы многих развитых стран меняют «однопартийность» на многопартийный строй. Однако больше и сложнее – не всегда лучше. Это утверждение можно в полной мере отнести к общественным отношениям. Особенно в наш XXI век – век невероятно усложнившихся социальных связей.

Рассмотрим такое исключение из стройной концепции мироздания на примере всем известного феномена толпы. Толпой, как правило, именуют временное скопление большого числа людей на условно ограниченной территории, допускающей непосредственный контакт индивидов друг с другом. Люди в толпе склонны спонтанно реагировать на одни и те же стимулы сходным или идентичным образом. Каждый из нас в своей жизни становился частью подобного людского столпотворения. Посетители метро в час-пик, болельщики на стадионе, фанаты у сцены, протестующие на митингах и демонстрациях – ярчайшая иллюстрация термина «феномен толпы», взятая из нашей с вами повседневной жизни.

Существует большое количество подходов к классификации толп. Они (толпы) бывают активными и пассивными, агрессивными, спасающимися, паническими, алчущими или демонстрационными. Всё зависит от обстоятельств, заставивших людей объединиться в единую массу. Превратить отдельных индивидов в такую толпу способны самые различные факторы. Например, образ единого «врага», какая-либо общая эмоция, совпадающие интересы или схожая мотивация. Чаще всего упомянутый выше феномен возникает, когда люди оказываются на грани выживания, в каких-либо экстремальных условиях. Неблагоприятная ситуация вкупе с невозможностью справиться с ней в данный момент вызывает защитную реакцию.

Землетрясения, наводнения, стихийный голод – всё это подстёгивает наш инстинкт самосохранения и приводит к возникновению толп и, как следствие, массовых волнений. Чтобы не быть голословными в своих рассуждениях, давайте, приведём конкретные примеры. 30 мая 1999 года – дата трагедии на «Немиге». Именно в этот день массовая давка в подземном переходе Минска возле одной из центральных станций метро унесла жизни 53 человек.

Толпа молодёжи, присутствовавшая на празднике пива и приуроченном к нему концерте, решила укрыться от внезапно начавшейся грозы. Казалось бы, ливень никак нельзя назвать стихийным бедствием. Однако люди, объединённые страхом промокнуть, мгновенно превратились в агрессивную и неуправляемую толпу.

Другой пример – реакция жителей Северной Кореи на смерть лидера Ким Чен Ира. 19 декабря 2011 года мировые информационные агентства сообщили об этой трагедии, вызвав настоящую народную панику. Тысячи людей, объединённых уже другой эмоцией – печалью – плакали на городских площадях, в учебных заведениях, на рабочих местах. Вскоре это переросло в настоящую истерию, массовый психоз, продлившийся больше недели. Психологи называют подобное состояние толпы эмоциональным экстазом, вывести из которого очень сложно. К сожалению, подобных примеров в современной истории великое множество. Так почему всё это происходит? Что движет толпой и делает ее сверхсильной, способной уничтожить абсолютно все на своем пути?

Не безосновательно высказывалась учёными относительно толпы мысль о том, что она в умственном и нравственном отношении стоит ниже среднего уровня своих членов. Социальный состав её не только не похож на свои элементы, по отношению к которым он является скорее комбинацией или произведением, чем суммой, но он имеет и меньше ценности, чем они. Толпа, в отличие от отдельной личности, не обладает организационными нормами, комплексом моральных установок и табу. Индивидуальные особенности отдельных людей исчезают, растворяются в общей однородной массе. Место сознательной личности занимает коллективное бессознательное, образуется своего рода «душа толпы», которая подчиняет себе их уникальное личностное начало. В этом большом живом организме человек становится «автоматом», «винтиком», у которого не существует своей воли. Он подобен спящему или загипнотизированному. Психология одного индивида и толпы друг другу не подобны.

Мышление личности – критическое, логическое, нацеленное на идею- понятие. Этот тип мышления действует по законам разума и доказательства. Мышление толпы (или скорее человека в толпе), напротив, – автоматическое, в нём господствуют стереотипные ассоциации, нацеленность на идею-образ. Такой тип мышления взывает к памяти и внушению. Мало склонные к теоретическим рассуждениям массы очень склонны к действию. В наше время толпа получила огромную силу во многих сферах жизни.

Не случайно, даже по мнению учёных XIX столетия божественное право масс должно было уже заменить божественное право королей. К счастью, толпы по самой своей сути недолговечны и неустойчивы. Они существуют только в момент совместного стихийного действия.

Склонность таких масс к росту становится причиной их же гибели. Не находя применения своей нарастающей силе и мощи, не в состоянии применить всё увеличивающуюся энергию на преодоление равного по значимости препятствия, толпа распадается. В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас, попадая в ситуацию, подобную описанным выше, должен противостоять подавляющему волю феномену толпы. Ведь в любых обстоятельствах важно, прежде всего, оставаться людьми. Улучшение мира к лучшему начинается с себя. Гуманность, честь, совесть – эти понятия не знакомы безликой толпе, но должны быть хорошо знакомы каждому её члену.

Список использованных источников:

1. Г. Тард. Общественное мнение и толпа, изд-во Т-ва типографии А.И. Мамонтова, М., 1902 г., с приведением текста к нормам современного русского языка.

2. Г. Лебон. Психология народов и масс, издательство Ф. Павленкова, СПб., 1898 г., с приведением текста к нормам современного русского языка.

3. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс / Пер. с фр. Т.П. Емельяновой – М.: Академический проект, 2011.

4. Электронный ресурс [https://www.novаyаgаzetа.ru/аrticles/2012/08/23/51114-fenomen-tolpy]. Дата запроса 10.11.2017. 5. Почебут Л.Г. (Выступление на круглом столе в РУДН 15 апреля 2016 г.). ©Вамбрикова Н.А., 2017


Комментировать


четыре + 2 =

Яндекс.Метрика