Хребет Азиш-Тау | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Хребет Азиш-Тау

1

Лето две тысячи третьего года выдалось очень знойное. Почти три месяца не было дождей в Адыгее. Палящее южное солнце растопило вечные снежные одеяла, укрывающие высокие горы. Остались лишь белые прожилки снега в глубоких складках черных скалистых гор, да обнаженный голубой лед ледников. Горные реки обмелели. Их буйный рокот превратился в неторопливое «ворчание» потоков на перекатах и порогах. Вода в реке Белой прогрелась и стала чистой, прозрачной, с сияющим малахитовым отливом.

Иссохшая и покрытая глубокими трещинами земля давно просила влаги, но солнце все продолжало безжалостно ее палить. Где-то далеко- далеко громыхала гроза, веером рассыпая по горизонту изломанные стрелы-молнии. Сколько раз собирались густые клубящиеся тучи спуститься с горных вершин на раскаленную, как сковородка, истосковавшуюся по дождю равнину, но так и не собрались. Уже стали осыпаться фрукты, не набравшие сочной и ароматной спелости, появились лужайки с рано пожухлой травой. И, словно смилостивившись над равниной, горы направили в конце июля своих белогривых посланцев, окропить пересохшие нивы и поля долгожданным спасительным дождем. Первые несмелые капли, едва коснувшись земли, сразу высыхали.

После небольшого кратковременного дождя, земля ожила, с благоговением впитывая в себя чудодейственный эликсир, покрываясь клубами пара. Легкий теплый туман с перегретых полей, невесомой кисеей чуточку поднявшись над землей, завис и парил в плавном летучем движении. Истосковавшись по горной прохладе, настоящему сильному и напористому дождю, по буйным высокотравным прериям суб- альпийских лугов, решили выехать на Лагонаки и отдохнуть в окружении гор. Заодно и с пользой дела детально разведать найденную недавно новую сталактитовую пещеру невдалеке от дороги Даховская — Лагонаки, на скальном выступе хребта Азиш-Тау.

С южной стороны скального обрыва имеется несколько пещерных ниш. По рассказам стариков в этих пещерах прятались партизаны. Две пещеры немного раньше, прошли полностью. Одна находится в центре скалы, за вросшей в уступ большой сосной. От неѐ удобный выход на плато хребта Азиш-Тау и поляну с триангуляционным пунктом. Другая, немного дальше, под скалой. Вход в нее просторный, широкий, в виде длинного приплюснутого грота. Своды высокие, внутри имеются натечные образования. Она могла бы служить прекрасным убежищем для целого отряда первобытных людей. От пещеры узкая крутая тропинка, проложенная по скале, выходит к метеостанции и Большой Азишской пещере. Справа от длинной пещеры под скалой, высокий скальный утес, с группой сосен.

От него открывается изумительная панорама на село Хамышки и горные окрестности. Пещеру Большая Азишская, я впервые обследовал еще в 1967 году. В то время туда вела чуть приметная тропинка, проложенная по лесу от действующей тогда узкоколейной железной дороги: Апшеронск — Мезмай — Камышанова поляна — хребет Инженерный. В заросший мхом провал, опустили ствол срубленной пихты и сделали лестницу. Пещеру к тому времени уже посещали туристы, так как ее своды были сильно закопчены дымом от факелов. Куда только смог добраться человек, были видны следы сломанных сталактитов, на дне пещеры валялись сгоревшие факела и пустые консервные банки. Тогда нас очень интересовали пещерный водопад, «Наташкин» и «Рояльный» залы, расположенные в русле подземной реки. Было очень холодно и сыро. С ажурных сводов падала и звенела капель. Протискиваясь, сквозь сталактитовые решетки и сталагмитовые колоннады, мы осмотрели пещеру С 1987 года она оборудована освещением и лестничными маршами для организованного осмотра. Экскурсоводы, ведя экскурсию, рассказывают туристам о том, что первая публикация о пещере, с ее описанием относится к 1911 году.

Тогда одна из кубанских газет «Кубанские областные ведомости» опубликовала информацию об очень красивой пещере. Статья подписана псевдонимом журналиста «Казак». Ее длина 635 метров. Чтобы усилить впечатления от осмотра пещеры, экскурсоводы придумали для туристов интересную экскурсионную программу. Нескольким каменным скульптурным натекам дали различные названия, имена сказочных персонажей и сочинили о них легенды. Так появились сталактитовые образования Лампа Аладдина, Врата Космоса, Венчальный зал, Лик стража гор. Подземную речку назвали Лозовкой, в честь известного кубанского исследователя карста Лагонакского нагорья С.П. Лозового. Процесс сочинения легенд о пещерных натеках продолжается.

О ее родниковой воде, как об эликсире молодости слагают также легенды. Особое чудодейственное целебное свойство приписывается пещерному воздуху, с постоянной температурой около 4-х градусов тепла и в котором совершенно отсутствуют болезнетворные микробы. Здесь излечивают свои недуги гипертоники, астматики, и люди страдающие аллергией к цветущим травам. Теперь, взяв с собой альпинистские веревки, каски, лесенки, карабины и фонарики, выехали на осмотр еще одной пещеры. На горизонте горы были закрыты многослойными разноцветными облаками. Тот тут, то там вдоль далеких гор темные тучки развесили пологи из тончайших нитей, легких, шелестящих дождей. Там благодать. Там все благоухает, пышет свежестью, прохладой, нежностью и цветением.

Влага и тепло — что еще нужно для всего живого на земле! Поднимаясь на хребет Азиш-Тау, остановились, пораженные увиденной красотой. Вокруг нас кипело и бушевало облачное море. Облака кучевые, стелющиеся, похожие на рваные хлопья ваты, как в пенном водовороте, перемешиваясь и кружась, клубились над хребтами. И только глубоко внизу, как золотое сияющее блюдце, выхваченная из тьмы, словно прожекторным лучом, светилась освещенная солнцем, станица Даховская. Черной клубящейся массой из глубокого ущелья на нас на- двинулась туча, и постепенно поглотила вместе с лесом и дорогой. Стараемся, как можно быстрее выехать из разбушевавшейся грозовой тучи. Вырвавшись из дождевого кошмара, мы остановились полюбоваться открывшейся панорамой, Прозрачность воздуха открыла перед нами цепь снеговых вершин, отчетливо видимых на далеком расстоянии.

Под нами глубоко внизу по-прежнему бушевала гроза. О недавно прошедшем дожде, здесь наверху напоминала лишь темная асфальтированная, умытая дождем лента дороги в клубах легкого пара. Выше турбазы «Лагонаки» совсем не было дождя. Глубоко внизу плотное белое одеяло из облаков поглотило поросшие лесом хребты. Оставив автомобиль на дороге, с трудом продираемся сквозь высокие цветущие травы и лопухи. Скальный массив хребта весь в глубоких трещинах, карстовых нишах, надолбах и нагромождениях. Но вот и пещера. Узкий темный провал уходит в глубину скалы. Здесь еще не ступала нога человека. Совершенно нетронутые своды из свисающих с потолка сталактитов.

Свод пещеры затянут ажурной паутиной, в которой застыли капельки утренней росы. Навесили веревки и осторожно спускаемся в кромешную тьму. Холодный сквознячок пещеры увлекает в подземные лабиринты. Сырая прохладная свежесть, идущая из темноты, придает нам бодрости. Капельки воды, повисшие на кончиках сталактитов, сияют под лучом фонарика, как тысячи звезд в ночном небе. Огромные своды, террасы, ниши, переходы и ответвления ходов богато украшены ажурными каменными колоннами. Пещера, без сомнения, представляет интерес, как экскурсионный объект. Осторожно, чтобы не повредить образования, зал за залом обследуем таинственное подземелье. Хорошо бы дать пещере привлекательное и звучное имя, такое же красивое как она сама.

Выбравшись на поверхность, сразу почувствовали перегретость и духоту влажного горного воздуха. Вокруг цветущий иван-чай, да ярко- желтые колокольчики горной лилии. Не спеша, спускаемся к дороге. Перебираясь через огромный упавший бук, обнаружили на нем грибы. Это чинарики. Они плотным кольцом облепили дерево. Остановились, нарезали почти полный мешок. В засушливое лето, грибы здесь для грибников просто благодать. В горах редко, когда не бывает дождей. А если есть дождь, то есть грибы и ягоды. Можно отдохнуть и заготовить лесных даров на зиму.

Бормотов Иван Васильевич


Комментировать


6 + = двенадать

Яндекс.Метрика