Христианские мотивы в мозаиках римской Британии | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Христианские мотивы в мозаиках римской Британии

Из-за скудности письменных свидетельств об истории христианства на Британских островах в римское время исследователям приходится обращаться к данным материальной культуры. Среди них наиболее яркими и впечатляющими являются многочисленные сохранившиеся мозаики римского периода, которых насчитывается почти две тысячи. Мозаичное дело, появившееся в Британии еще в конце I в. н. э., процветало там с небольшими промежутками вплоть до середины IV столетия, когда начинается упадок этого вида искусства. В истории мозаичного дела в Британии выделяют четыре этапа, из которых последний, охватывавший годы с начала до второй половины IV века, и станет предметом нашего внимания.

В это время мозаичное производство в Британии достигает своего наивысшего расцвета, на территории провинции трудится несколько officinae, создавших ряд впечатляющих мозаик. Эти officinae различаются, в том числе, и по используемым в мозаиках мифологическим сюжетам. Что выглядит парадоксальным в эпоху признания за христианством равных прав с другими культами на территории империи, так это полное отсутствие в Британии мозаик, имевших отчетливо выраженное христианское значение. В целом исследователи выделяют на территории провинции не более десяти мозаичных изображений, содержащих христианские мотивы, тесно переплетенные с языческими темами. Наиболее известной является мозаика на вилле в Хинтон Сэйнт Мэри (Дорсет), открытая в 1963 г. Тут в центре мозаики находится изображение юноши, гладко выбритого, с длинными волосами и христианской монограммой chi-rho над головой.

В углах мозаики размещены еще четыре изображения мужских фигур, которые часто интерпретируются как изображения четырех евангелистов. Основные споры разгорелись вокруг интерпретации центрального изображения – Христос ли это в молодом возрасте или один из христианских императоров, преемников Константина Великого. Главная сложность – тот факт, что ни изображения Христа, ни изображения императора не являлись допустимыми на мозаичных полах, где по ним могли пройтись верующие или подданные, что подтверждается материалами имперского законодательства. В длившейся долгое время дискуссии возобладала точка зрения, что на мозаике в Хинтон Сэйнт Мэри изображен Христос, что делает эту мозаику уникальной не только в Британии, но и во всей Римской империи IV столетия. Вторая по значимости мозаика с христианскими мотивами – ныне утерянное изображение из Фрэмптона, также в графстве Дорсет. Тут были обнаружены изображение кубка (cantharus) в алькове и христианской монограммы chi-rho у входа в альков.

Обе мозаики – и в Хинтон Сэйнт Мэри, и во Фрэмптоне наряду с явными христианскими символами демонстрируют обилие языческих мифологических образов, включающих изображения Нептуна и Купидона, Беллерофонта, убивающего Химеру, охотничьи сцены и изображения растений и животных. Некоторые мозаики, которые ранее считались христианскими по своему значению, ныне из данного списка исключены (это касается, в первую очередь, не сохранившейся мозаики из Халстока). Основная проблема, связанная с подобного рода мозаиками – проблема их интерпретации.

Почему на них появляются вместе языческие и христианские символы? Диапазон мнений чрезвычайно широк – от полного отрицания какого-либо скрытого смысла в этих изображениях (то есть владелец мозаики просто приказал изобразить на ней понравившиеся ему образы) до попытки реконструкции целых религиозных обрядов и ритуалов, зашифрованных в мозаичных изображениях. Большинство исследователей склоняется к мысли, что подобное смешение образов на мозаиках свидетельствует о смешении и религиозных взглядов владельцев богатых вилл в Римской Британии на протяжении IV столетия, то есть о широко распространенном синкретизме той эпохи. Не ясно только, были ли это язычники, которых привлекали образы и символы нового религиозного течения, приобретавшего силу при императорах из династии Константина, либо же христиане, которые не могли полностью порвать с прежними религиозными взглядами. Вряд ли справедливым будет предположение, что эти христианские владельцы вилл были просто чересчур осторожны и опасались реставрации язычества и, как следствие, возможных гонений.

Но еще одним вариантом интерпретации данных изображений может быть отнесение их к еретической христианской традиции, скорее всего, гностического толка. Тогда вполне логичное объяснение получают языческие образы на мозаиках, которые использовались в ритуалах гностиков, попытка замаскировать истинное значение этих изображений и достаточно локальное расположение выявленных мозаик подобного рода – практически все они были обнаружены на территории современных графств Дорсет и Сомерсет.

Все это вместе взятое может свидетельствовать о существовании в Британии на протяжении IV в. секты гностиков, включавших в себя группу знатных и богатых землевладельцев, многие из которых, видимо, приспособили свои виллы для проведения религиозных обрядов, уже не жаловавшихся представителями не только официальной церковной организации, но и имперской администрации.

Любопытным в таком прочтении будет и толкование разрушений образов на мозаике из Фрэмптона (если такое разрушение было преднамеренным) как символического акта, которым религиозные символы, как языческие, так и христианские, лишались их магического значения. В таком случае акт разрушения таких символов должен был осуществить человек, хорошо знакомый с их предназначением, возможно, гностик-ренегат, действовавший по поручению официальных церковных властей.

Малюгин О. И.


Комментировать


1 × три =

Яндекс.Метрика