Христианские семейный ценности в современном обществе | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Христианские семейный ценности в современном обществе

В начале третьего тысячелетия мировое сообщество переживает грандиозные перемены во многих сферах жизнедеятельности, обусловленные сменой политического, экономического и социального строя, масштабную трансформацию традиционных ценностных систем и этических идеалов. Процессы глобализации, характерные для современной цивилизации, определили становление постиндустриального типа общества, которому свойственно внедрение новейших информационных и коммуникативных технологий во все сферы общественной жизни и, соответственно, изменение ценностных приоритетов и мировоззренческих основ человека.

Произошедшая трансформация оказала огромное влияние на профессиональные, морально-психологические, эстетические, семейные взаимоотношения мужчин и женщин, а также в целом на состояние института семьи. Представления о женственности и женщине, ее роли и положении в современном обществе наполняются совершенно новым содержанием. Для традиционной культуры были характерны представления о женской святости, воплощавшей моральный и духовно-нравственный идеал.

Образ женщины в традиционной культуре оказал огромное влияние на формирование системы ценностей, в первую очередь семейных, определил специфику и дальнейшее развитие культуры. В то же время социокультурная динамика многих процессов в современном обществе сегодня такова, что традиционные элементы и ценности высокой культуры часто теряют свой авторитет или в значительной степени трансформируются, попадая под влияние ценностей массовой культуры. Трансформация образа женщины в массовой культуре оказала огромное влияние на кризис идентификации женщины как один из аспектов глобального кризиса идентичности личности, имеющий серьезные последствия для гармоничного развития человека и всего общества. Безусловно, процесс формирования гармоничной личности должен учитывать как традиционные духовнонравственные ценности, культурные универсалии, так и современные социальные идеалы и установки.

Однако не следует забывать, что именно традиция на протяжении всей истории развития общества являлась фундаментом культуры, обеспечивала ее стабильность. Падение же авторитета традиционных духовных ценностей, замена их псевдоценностями массовой культуры, может привести к духовной катастрофе.

В этом контексте интересен нравственный опыт христианства. Согласно нормам этой религии, у верующего есть два пути: создание семьи, которая рассматривается как союз, сотворенный Богом еще в раю, и девство, которое имеет такую же значимость, как и брак: «Соединен ли ты с женой? Не ищи развода. Остался ли без жены? Не ищи жены», – писал апостол Павел (1 Кор. 7:27). Семейные отношения, брак благословлялись Церковью с апостольских времен. С точки зрения христианства, семья – это не просто социальный институт или малая группа, основанная на браке и кровном родстве, а малая Церковь. В Библии так говорится о создании первой супружеской пары: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог:

плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1:27–28). В Священном Писании присутствует христианский образ любви и брака, а также первое признание в любви, когда Адам говорит Еве: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей…» (Быт. 2:23). С точки зрения христианства, в таинстве брака человек восполняет свою целостность. В семье реализуется заложенная в человеке церковность. Преодолевая свой индивидуализм, человек учится иначе выстраивать свое отношение к другому: он учится прощать, сострадать, быть милосердным, любить. В этом смысле он пытается вернуть себе подобие Божье, утраченное после грехопадения. Основой семейных отношений является любовь.

Любовь – это главная отличительная черта, присущая человеку; это сфера отношений, где человек реализует себя как христианин в своем жертвенном отношении к другому. Согласно христианскому «гимну любви»: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4–7). Не может быть любви без жертвенности, без радостного служения другому. В самом чине Венчания говорится о помощи друг другу: «Боже святой, создавший из праха человека, и из ребра его образовавший жену, и сочетавший с ним помощника, соответственного ему, ибо так угодно было Твоему Величеству, чтобы не одному быть человеку на земле».

В христианской традиции считается, что семья имеет начало на земле, а свое вечное продолжение – в вечности Царства Божьего. Апостол Павел в Послании к Ефесянам сравнивает брак с таинственным союзом Христа с Церковью и называет его «тайной великой». В Послании апостола говорится: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее… » (Еф. 5:25). Таким образом, муж должен в любви к своей жене следовать примеру Христа, а жена – выполнять в любви к своему мужу роль Церкви, любящей Господа. В этом смысле Церковь – это Христова невеста, символом которой является жена.

В Евангелии союз мужчины и женщины ценится очень высоко, подтверждением чему является то, что Христос в притчах часто сравнивал образ жизни в Царстве Небесном с брачным торжеством (например, притча о брачном пире: Мф. 22:1–14; Лк. 14:16–24). В христианской традиции вершиной духовной лестницы, пройденной святыми и праведными женщинами, является Пресвятая Богородица. Богородице посвящено огромное количество храмов и монастырей. Существует несколько разновидностей икон Богородицы, среди которых наиболее известными и почитаемыми являются Одигитрия (Путеводительница) и Елеуса (Умиление).

Во Вселенской церкви присутствует традиция почитания святых великомучениц Веры, Надежды, Любови и Софии. Они воспринимаются как идеал женской святости. Жизнь многих праведниц отражена в сказаниях и летописях. Это свидетельства о святой равноапостольной княгине Ольге, преподобной Евфросинии Полоцкой, святой благоверной княгине Февронии, преподобной Евфросинии Суздальской, мученице Иулиании Вяземской, преподобной Евфросинии Московской, святой праведной Софии, княгине Слуцкой, святой блаженной Ксении Петербуржской, Матроны Московской и многих других.

Христианский идеал женщины можно обнаружить в Послании апостола Петра: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1Пет. 3:3–4). Женщины являли образцы верности, любви, сострадания, повседневной заботы о ближних и дальних как в Церкви, так и в общественной жизни. По словам Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, именно женщина «делает в семье то, что делает Церковь в народе. Ведь Церковь называют Матерью не потому, что слово «церковь» женского рода, а потому, что Церковь, подобно матери, сохраняет и передает из поколения в поколение нравственные ценности и воспитывает в этих нравственных ценностях каждое последующее поколение людей» [1, с. 376]. С 2008 года РПЦ восстановила праздник в честь святых Петра и Февронии, который отмечается 8 июля.

Это день семьи, любви и верности. Петр и Феврония – православные покровители семьи и брака. В качестве святых они были канонизированы в 1547 г., а их супружеский союз считается образцом христианского брака. Позже появилась «Повесть о Петре и Февронии Муромских» писателя Ермолая-Еразма, которая представляла собой литературную обработку народной легенды. Данное произведение стало гимном супружеской любви и верности. Блаженный князь Петр и блаженная княгиня Феврония, прожив праведную жизнь, соблюдая все заповеди и молясь беспрестанно, умерли в один день. Но даже после смерти не пожелали они расставаться, а повелели похоронить себя в их общем гробе: «… и погребли их возле городской соборной стены Рождества святой Богородицы, как повелели они сами – в едином гробе, который Бог даровал на просвещение и на спасение города того: припадающие с верой к раке с мощами их щедро обретают исцеление» [2, с. 259].

В этом произведении содержится образец чувственной и духовной полноты бытия человека: текст рассказывает и о любви между мужчиной и женщиной, и о любви между Богом и душой человека. Множество замечательных женских образов содержит Библия, которую называют Книгой Книг. Она представляет человека во всех сферах его бытия, а без любви это бытие было бы неполным. В этом контексте стоит вспомнить знаменитое произведение Песнь Песней: «Песнь Любви, самую древнюю и прекрасную песнь Востока» [3, с. 143], – по словам великого немецкого поэта И.В. Гѐте. В этом древнем тексте человеческая любовь является отблеском неземной, божественной любви как величайшей творящей силы, приведшей в движение все мироздание.

В традиции библейской герменевтики существует несколько сотен интерпретаций символической системы Песни Песней, среди которых главными являются две: описание чувственной любви юноши и девушки, что являлось основной причиной отождествления Песни Песней со сборником свадебных песен, и мистико-аллегорическое описание любви Церкви (т.е. верующих) к Христу (Небесному Жениху): «Пока царь за столом веселился, // Мой нард разливал ароматы, // Для меня мой милый – ладанка с миррой, // Что ночует меж грудями моими, // Для меня мой милый – соцветье кипрея // В виноградниках Эн-геди. // Как прекрасна ты, милая, // как ты прекрасна, // Как прекрасен ты, милый, и приятен, // И наше зелено ложе, // Крыша дома нашего – кедры, // Его стены – кипарисы» [4, с. 626–627].

История становления и распространения христианства в целом, как и развитие христианских семейных ценностей, норм и правил отношения к женщине, не просты по своей сути. Но значимость христианства в этом контексте проявляется в том, что оно сумело преодолеть противоречие между представлениями о женщине как о «сосуде греховном» и представлениями о женщине как объекте любви, воплощающей в жизни идеалы добра, милосердия, материнства. «Дева (Ева) изгнала нас из рая, через Деву (Марию) мы обрели вечную жизнь, – чем осуждены, тем и увенчаны», – писал Иоанн Златоуст [5, с. 196]. Став Богородицей, Мария дала людям надежду на вечное спасение посредством любви: как в семейной жизни, так и в любви к Богу. Основа семьи – служение благу другого, следовательно, в семейной жизни подавляется эгоизм. Любовь к близким, членам своей семьи возвышает человека. Он восходит к любви к своему народу и человечеству в целом.

Литература

1. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. Создавайте и храните семьи // Храните веру в сердцах: Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла / сост. А.В. Велько. – Минск, 2011. – С. 371–389;

2. Повесть о Петре и Февронии Муромских Ермолая-Еразма. Изборник: Повести Древней Руси / сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. – М., 1987. – С. 249–259;

3. Гѐте И.В. Западно-восточный диван / изд. подгот. И.С. Брагинский, А.В. Михайлов. – М., 1988;

4. Песнь Песней. Древнееврейская литература / пер. И. Дьяконова // Поэзия и проза Древнего Востока. – М., 1973. – С. 625–638; 5. Иоанн Златоуст. Творения: В 12 т. – СПб., 1899, Т. 5, Ч. 1.

О.В. Шубаро


Комментировать


8 + = пятнадцать

Яндекс.Метрика