Христианские ценности в семейных отношениях | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Христианские ценности в семейных отношениях

Современный человек стремится постичь собственную сущность через полноту внешней жизни – чувственно-потребительской, социально-экономической, информационно-культурной. Внутренняя, подлинная сущность человека, безусловно, духовно-нравственна, природа которой восходит к базисным христианским ценностям веры, надежды, любви. Именно эти ценности в полной мере выражают истинную природу человеческого бытия и предопределяют набор целого ряда других важнейших ценностей: целомудрие, справедливость, добротолюбие, трудолюбие, терпение, смирение и др. «Бог есть Любовь» – утверждает христианство, а, следовательно, человек обладающий даром любви способен созидать себя и семейную жизнь по божественным заповедям. Конечно, бытие человека характеризуют разные проявления любви: половая любовь, братская любовь, любовь к ближнему, любовь к природе, любовь к жизни, любовь к Богу и др.

Но в каких бы формах не обнаруживала себя любовь, сущностными признаками ее являются: – жертвенность, преодоление эгоизма, духовной изоляции; – открытость человека миру, другому человеку, возможность растворения в ином (взаимность); – любовь невозможна к «предметам конечным» (А. Августин) в форме привязанности к вещам, человеку, если она бездуховна, поскольку настоящая любовь олицетворяет бесконечность, а стало быть, духовна по своей природе, и в этом смысле любовь к Богу и есть устремленность души человека за горизонт материального к глубинам собственной души и к раскрытию ее творческих потенций как во взаимоотношениях человека и мира, так и в семейных отношениях; – источник любви – сердце человека, которое является духовным центром целостности человека, концентрирующим в себе разум, волю, чувства, эмоции. В этом контексте любовь не материальна, а энергийна, т.е. таит в себе положительный созидательный заряд.

И, напротив, ненависть как противоположность любви проявляется в разнообразных формах ослабления энергии любви (эмоциональное истощение первый ее признак, характеризующий дисгармонию и отчужденность в семейных отношениях); – любовь есть источник жизни. Жизнь не может быть определена понятийно; это скорее особая реальность в ее свободной стихийности и неопределенности, которая может быть описана в художественной, символической, метафорической форме. Но жизнь это и не хаос, напротив, жизнь протипоставляется хаосу, поскольку созидающим началом ее является любовь, придающее жизни органичную самоорганизацию, целостность, осмысленность и многообразие ее проявлений. И в этом контексте семейная жизнь должна быть пространством любви, в котором созидаются первичные духовно-нравственные социальные связи и отношения. Механичность, деструктивность, бездушие современного мира – следствие утраты любви, а, следовательно, способности человека создавать семью и строить семейные отношения на основе проверенных временем христианских ценностей.

Уход любви из жизни современного человека ведет к разрушение самой жизни («некрофилия» по Фромму), что чревато гибелью самого института семьи. Поэтому любовь как высшая в иерархии христианских и общечеловеческих ценностей должна культивироваться всей современной культурой, находится в центре рефлексий о семье и семейных отношениях. Важнейшей в ряду христианских ценностей укрепляющей семейные отношения является целомудрие. Она входила в четверку важнейших добродетелей античности, наряду с мудростью, мужеством, справедливостью. Если в античности под целомудрием понималась гармония души и тела, их целостность в единстве с Космосом, то в христианской этической традиции под целомудрием понимается богоподобная нравственная целостность личности человека как образа и подобия Божия; категория, выражающая высочайшую гармонию духа, души и тела в богообщении человека.

Преподобный Амвросий Оптинский говорил о смысле целомудрия, как о том, чтобы «соблюдать целыми все добродетели, наблюдая за собой во всех действиях, словах, делах, помыслах». То есть целомудрие предполагает хранение в совершенстве и полноте всех добродетелей человека как условие и результат стяжания благодати, блаженства душой человека.

В христианской философии целомудрие имеет смысл как «целостная мудрость», характеризующая душевно-телесную и духовную чистоту человека; как знание, имеющее значения невинности и воздержания, девственности или супружеской верности, стыдливости и скромности, бесстрастия и непорочности – качества, присущие скорее образу женственности. К сожалению, социологические опросы показывают потерю ценности целомудрия среди молодежи. Духовно не окрепшие молодые люди считают целомудрие и супружескую верность устаревшими понятиями.

Именно потеря святости брачных уз породило проблему кризиса института современной семьи и семейных отношений – массовость разводов, гражданский брак, неудовлетворенность и несовместимость в браке, брошенные дети, дети, рожденные вне брака, падение рождаемости, массовые аборты, бесплодие, депопуляцию народа. Потеря нравственной целостности личности – целомудрия – является источником отчуждения человека в обществе и дальнейшей его деградации. Из понимания данного факта вытекает неприятие многими людьми разгула пошлости, насилия и цинизма как в жизни, так и в средствах массовой информации. Все больше и больше осознается тот факт, что культурная традиция целомудрия была лучшим достижением славянской культуры, отсюда особый культ святых и культ материнства в православной традиции.

Эта традиция была насильственно прервана сначала в рамках социалистического эксперимента, затем современного либерального проекта семьи и семейных отношений. Беларусь, как и Россия, пока еще не вступила в культуру постмодернизма, в которой традиционная семья и семейные отношения объявлены архаичными формами социальности, а стало быть, есть еще шанс свидетельствовать миру о ценностях любви, веры, целомудрия. Любовь и целомудрие традиционно культивировались христианской верой, возрождение которой укрепит семью и семейные отношения, что станет залогом оздоровления семейных отношений и укрепления семьи как малой церкви и ячейки общества

И.И. Таркан


Комментировать


+ семь = 10

Яндекс.Метрика