Ценностные ориентации и образ жизни молодежи | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Ценностные ориентации и образ жизни молодежи

Специфика российского молодежного движения

Семья играет значительную роль в формировании ценностей ребенка. Но современные родители уделяют детям очень мало времени, бездумно оставляют на попечительство коварной «матушке судьбе», руководствуясь идеей самовоспитания как самого лучшего метода подготовки их чад к будущей самостоятельной жизни.

Тут перед глазами подростка открывается мир новых возможностей, которые ему навязываются средствами массовой информации – мощнейшим оружием воздействия на сознание и поведение людей, а также нельзя не учесть такие факторы, как общение без разбора, дискотеки, прогулки до утра, море тусовок с различными людьми… Самостоятельность? Или же беспризорность? В результате – такие роковые ошибки, как наркомания, аборты, самоубийства.

Как спасти себя, свою семью в мире, живущем под лозунгами: «Всё для жизни, для наслаждения», «Бери от жизни всё!». Такое поведение навязывается молодёжи средствами массовой информации, которые обещают море развлечений взамен скучной повседневности. Таким образом, в молодежном сознании укореняется пассивность и ощущение непричастности к делам общественным. Но неизменным остаётся вопрос: для чего же сама жизнь?

Отвечая на него, Церковь предлагает нам глубокое осмысление бытия и помогает человеку открыть вечную сущность вещей. Она показывает, что перспектива вечности не делает человека пассивным и отстранённым от повседневных забот и обязанностей.

Наоборот, эта перспектива придаёт человеческой деятельности высший смысл и большую ответственность. Нужно, призывает Церковь, не просто жить, совершая в круговороте обыденности свои дела, не жить «как все», бездумно и беззаботно, но жить осмысленно, осознавая в структуре бытия высшее и освящающее начало, которое способно преобразить как внутренний мир молодой личности, так и весь окружающий мир (а значит, и будущее России).

Страшно и больно думать о том, что те жизненные принципы, которыми руководствуется нынешняя молодёжь, вовсе не соответствует основным заповедям и законам Церкви Православной. Это будто два параллельных мира. Если в храме священник учит нас всепрощению, милосердию, упованию на помощь Божию, то, выходя на улицу, можно столкнуться с заманчивым предложением многочисленных экстрасенсов навести порчу на обидчика или приворожить «неподдающегося».

Не секрет, что стопроцентная гарантия скорого успеха и обещание того, что заказчик не должен прилагать усилий, кажутся более подходящими, нежели усердная молитва и необходимость исправления привычного образа жизни. К сожалению, в современном обществе не принято, чтобы представители молодого поколения просили совета или помощи старших.

В результате, самостоятельное определение полезного и вредного для души часто оканчивается заблуждением. Несмотря на ранее сказанное, в людях не умирает вера в мирное счастливое будущее, которое вполне возможно, и доказательством тому служит милость Божия к нам, грешным. Господь даёт нам, России, святых отцов – значит, ждёт, пока мы опомнимся и, подобно блудному сыну, найдём в себе силы, чтобы отвергнуть обманчивую прелесть внешней, то есть телесной жизни и подумать о ценностях духовных.

Стремление к преображению должно сопровождать человека в течение всей его жизни. Именно при таком условии возможен прогресс в человеческом обществе. Прогресс, с христианской точки зрения, немыслим, если в деятельности человека не наблюдается определённая, нравственно обусловленная иерархия ценностей. Нередко в разговоре мы уверяем собеседника: «Внешность не главное!» Это похоже на лукавство, так как ничто так не интересует современных подростков, как забота о собственном имидже.

Людей мы встречаем все-таки «по одежке». В противовес этому хочется сказать: никакое материальное благополучие не может ни удовлетворить, ни обогатить человека, если в забвении оказываются ценности духовные. «Какая польза человеку, если он приобретёт весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16, 26). Среди молодежи распространены многочисленные заблуждения, относящиеся к Православию. Один из таких стереотипов заключается в том, что Православие – это что-то мрачное и невесёлое.

Это очень странно, потому что существует многовековая традиция иконописи, удивительная красота церковного пения и т. д. Может быть, это не принимается во внимание нецерковными людьми, так как кажется чем-то посторонним, слишком внутренним, «слишком православным», малоприятным и малознакомым для остального мира? Трудно сказать. Но Православие предстаёт далёким от радости и мира, мира людей. Дела Православной церкви воспринимаются не как свои насущные, а как бесконечно далёкие, чужие.

Так, например, около года назад в Вологде в одной из школ учителя решили во внеурочное время позвать православного священника, чтобы освятить школу. В этой школе учились двенадцать мусульман. Когда муфтий узнал об этом, то произошёл скандал, который все могли наблюдать на экранах своих телевизоров. Но этот случай не вызвал у населения явной поддержки в пользу православных. Почему же так происходит? Дело в том, что наши современники мало знают свою историю.

В учебниках по истории не говорится, например, о том, что в годы Великой Отечественной войны, когда немцы подступали к Москве, по распоряжению самого Сталина был осуществлён крестный ход с Казанской иконой Божией Матери.

В результате грянули сильные морозы, и немцы были вынуждены отступить. Следовательно, значение Православия в прошлом нашей страны очень велико, и знание этого прошлого, безусловно, должно повлиять на осознание современной молодёжью её будущей жизни, основанной на православных традициях.

Дела Православной Церкви воспринимаются не как свои насущные, а как бесконечно далёкие, чужие, в связи с чем существует острая необходимость создания постоянно действующей организации для православной молодёжи.

О.А. Крылова, г. Санкт-Петербург


Комментировать


три × = 9

Яндекс.Метрика