Чтение и качество образования | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Чтение и качество образования

Чтение - нелегкий труд

Чтение — нелегкий труд

Государственные мужи от образования зачастили с выводами о том, что качество обучения в нашей стране падает год от года. Со школьной скамьи дети не настраиваются на серьезную, творческую работу, прыгая по вершкам знаний, которые проверяются «тестовыми измерениями».
Лингвисты бьют тревогу об отдалении русской литературы от учебного процесса. Эффективность систем антиплагиата подвергается сомнению. Умение анализировать и мыслить самостоятельно вытесняется умением запоминать основы текстов, решать тесты-угадайки и искать ответы в «Яндексе».
Будущие «эффективные менеджеры» должны уметь читать инструкции и слепо следовать им в своей практической деятельности. Преподаватели в это время заняты добычей хлеба насущного и постоянным приспособлением к «новым образовательным стандартам» и «системам менеджмента качества» (СМК).
В высших учебных заведениях занялись внедрением СМК, но их суть мало понятна преподавателям, ибо персонал, который нанят обслуживать эти системы, занят бумаготворчеством ради бумаготворчества и по сути обслуживает сам себя, выдавая свои бумажные отчеты за повышение качества образовательного процесса. 
Магические буквы ISO (International Organization for Standardization — Международная организация по стандартизации) завораживают серьезностью и модным трендом, который внедряется повсюду, но очевидно он понят не всеми правильно, и этот процесс в образовательной сфере, кроме как траты времени и денег ничего полезного не приносит.
Общеизвестно, что эти самые международные стандарты носят характер добровольности и их суть — в содержании актуальной спецификации на выпускаемую продукцию, оказываемые услуги и передовую практику.  В сфере образования это квалификационные характеристики выпускников учебного заведения, практика преподавания, ведущая к качественным результатам, к появлению как раз этой требуемой квалификации учащихся.
Но увы, новые структуры СМК в вузах воспринимаются профессорско-преподавательским составом как очередные надуманные контролирующие органы, мешающие работать. Вместо помощи для повышения качества образовательного процесса, поиска и внедрения новых методик обучения мы имеем только тонны отчетов и папок.
Преподавание — это организованный процесс, в котором студент учится у преподавателя посредством прямой и обратной связи, коммуникации, полностью регламентируемой руководящими документами. Если задать вопрос преподавателю, то он должен в полной мере и качественно на него ответить. Если его ученику вопрос будет не понятен, он сможет переспросить или уточнить какие-либо детали ответа.
А вот задавая вопрос книге при ее чтении, ответ надо будет формировать самостоятельно. Книга похожа на природу-мать, если обратить к ней свое внимание, если попросить ее об общении, задать ей вопросы, она ответит на уровне аналитических и мыслительных способностей вопрошающего.  Те самые способности, развивать которые — одна из главных задач преподавателей. Таким образом они должны полностью владеть искусством чтения, владеть техникой передачи знаний, полученных из книг. Все прекрасно знают, что прочитать самому всегда сложнее, чем послушать от кого-то содержание, самую суть материала.
Наблюдаю за студентами. Амбициозные, активные молодые люди. Похвально, многие работают на старших курсах, как и преподаватели заняты поиском хлеба насущного. Известно, что практическая деятельность — это высшее знание, но зачастую наблюдается, что  теория и практика оторваны друг от друга.
Занятия студентами пропускаются, люди теряют навык к обучению. В оправдание представляются купленные справки о временной нетрудоспособности. Любой запрос подтвердят в лечебном учреждении, потому что документ честно куплен за деньги.
Написание конспектов как способ активного усвоения учебного материала уходит в прошлое. Интернет и приложенный к нему планшет в руках студентов порождает суррогат учебного и мыслительного процессов. Большинство обучающихся настроены на получение диплома, а не на собственную пользу от полученных знаний.
Преподавать науку может только человек, который превосходит своих учеников не возрастом, а интеллектом. Учащиеся очень сильно страдают от присутствия больших ограничений. Великие умы им недоступны, а читать великих по настоящему не так-то просто. Требуется воля, терпение, методика кропотливого разбора слов и фраз. Словом, того что постепенно в наш век сходит на нет. Не дает покоя пресловутая проблема компьютеров и детей.
Век информационных технологий создает иллюзию легкости путей образования, которые во все времена считались тернистыми. Реформаторы, упрощающие программы, убирающие часы на изучение родной литературы строят рай, где живут дураки, далекие от внятной и грамотной словесности. Великие произведения признаются всеми из-за великого таланта людей, создавших их. Кто же дает право временным чиновникам исключать их из учебных программ?
Пора всем начинать учиться читать заново — и преподавателям и ученикам и чиновникам особенно. Скверный принцип: кто не может учить — учит учителей. Учители учителей тоже должны быть развиты интеллектуально, чтобы принимать грамотные решения. Все усилия стоит направлять на поиски истинных замыслов авторов книг и именно такая цель может считаться идеалом образования. Именно таким поиском по моему мнению стоит заняться людям, занятым системой менеджмента качества образования.

Комментировать


девять − = 3

Яндекс.Метрика