Чтение как базовый фактор социализации личности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Чтение как базовый фактор социализации личности

Правила искусного чтения

Книга и чтение в современной подростково-юношеской прозе

Вот уже 7 лет как все библиотечное сообщество совместно с книгоиздательской и книготорговой сферами работает в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. При этом, будем откровенны, успехов, на которые мы рассчитывали, начиная целенаправленно работать по повышению интереса общества к чтению, пока не достигнуто. И позволю высказать мнение, что все наши усилия в продвижении чтения уже будут результативными, если мы сохраним – в условиях достаточно агрессивных и противоречивых социальных приоритетов общества потребления – хотя бы тот уровень социального интереса к книге и чтению, который отмечался на начальных этапах реализации Программы.

В определенной степени причинами невысокой результативности нашей деятельности являются те целевые ориентиры, которыми руководствуются главные участники Программы, т.е. книгоиздательские и книготорговые структуры, с одной стороны, и библиотеки – с другой. Цель продвижения чтения у первых – поддерживать уровень продаж книгоиздательской продукции, зачастую выпуская на рынок даже низкую по содержанию литературу. У библиотек свой прагматичный интерес – сохранить показатели посещаемости и обращаемости фондов.

Имеется, конечно, и более высокая цель – привлечь внимание общества к библиотекам. Именно на это направлены сегодня такие крупномасштабные библиотечные акции, как «Ночь в библиотеке», а также многоаспектное позиционирование библиотек в социальных сетях. Но для кого из участников этих акций и членов блогерского сообщества чтение действительно стало внутренней необходимостью – для библиотекарей вопрос, как правило, открытый. Это позволяет сделать вывод, что сформулированные в Национальной программе целевые установки на интеллектуальное развитие как социальный индикатор продвижения и поддержки чтения отступили на второй план либо вообще не принимаются во внимание. Они остаются до сих пор не осознанными, или о них уже забыли. Следует вспомнить, что базовым социальным индикатором Программы выступает понятие «культурная компетентность», и вся деятельность по продвижению чтения предусматривает ее формирование и развитие. Именно уровень культурной компетентности личности и определяет степень ее социализации. Что же такое «социализации личности» и как работа по продвижению чтения должна способствовать этому важному процессу? Проблеме социализации посвящено большое количество работ в области социологии, общей и педагогической психологии. Опираясь на них, можно заключить, что социализация в самом общем плане – это процесс социального становления личности, базирующийся на усвоении мировоззренческих и культурных ценностей и традиций, на знании законов и норм социального поведения, на владении обыденными и профессиональными знаниями и умениями, вербальными и невербальными каналами социальных коммуникаций, включая электронную среду. Очевидно, что процесс социализации личности не «вмещается» в рамки традиционных категорий, таких как «воспитание» и «образование».

Вхождение индивида в социальную среду, приспособление к ней, освоение определенных ролей и функций происходит на различных уровнях: физиологическом, психологическом, социально-психологическом и собственно социальном. Причем механизм этот работает на протяжении всей жизни человека, позволяя ему адаптироваться к окружающей социально-коммуникативной среде. Особенности этой среды и ее динамика оказывают определяющее влияние на процесс социализации. Итак, чем же характеризуются современный социум и его коммуникативная среда? Общеизвестно, что становление информационного общества привело к смене социокультурных парадигм. Под воздействием электронных коммуникаций меняется архитектура общественных отношений, формируются новый, «информационный» стиль общественного поведения и новые формы социальных связей – сетевые сообщества. Появилась возможность самоидентификации личности не только с окружающим социумом, но и в мировом масштабе. Социальное бытие наполняется новыми смыслами и мотивациями. В современном мире знания становятся наивысшей ценностью, а степень владения ими – определяющим фактором социальной дифференциации. Однако сетевое пространство, по мнению ряда социальных философов (Г. Мартин, З. Сардар, Х. Шуман, У. Эко, В. Иноземцев и др.), таит в себе определенные опасности.

По своей природе оно амбивалентно: имея мощный гуманистический потенциал, оно вместе с тем несет в себе определенные пороки индустриально-потребительской эпохи. Его стихийно-объективное развитие включило очень опасный механизм декультуризации социума в целом. При этом многие ученые, в том числе антропологи, нейрофизиологии, психологи, серьезно озабочены изменениями, происходящими в умственной и социальной деятельности человека в современном виртуальном мире. Доказано, что, ускоряя процессы производства и передачи информации, электронные технологии «вымывают» из когнитивного пространства человека медленное, вдумчивое размышление и выработку личностного знания. Тем самым снижается способность к логическому мышлению и рефлексии, формируется так называемое «мерцающее» сознание. Кроме того, феномен «культуры реальной виртуальности» зачастую меняет объективное отражение и видение мира. В связи с этим хочется напомнить знаменитое изречение английского философа XVII века Джорджа Беркли «Существовать – значит быть воспринимаемым». Оно считалось чистой метафизикой, но сегодня стало фактически реальной практикой киберсреды: если вас в ней нет, то вы не существуете. При этом возможность модификации воспринимаемого мира по своему усмотрению, предлагаемая нам электронной средой, размывает границы между реальным бытием и виртуальной моделью. Технологии позволяют легко дополнять реальность, ретушировать ее, выбрасывать из нее фрагменты, которые нам (или кому-либо другому) не нравятся, добавлять новые, более привлекательные и желаемые.

И невольно возникают вопросы: во-первых, какими будут этические ценности в обществе, которое наблюдает мир через виртуальное окно, где присутствует отретушированная, неадекватная реальному миру картина? И второе: сможет ли человек противостоять инструментам манипулирования его сознанием в условиях медиасреды? Таким образом, мы с вами не должны забывать, что превосходство информационного общества над индустриальным в одном отношении оборачивается серьезными недостатками в другом. Снизить негативное влияние вышеуказанных факторов на процесс социализации личности в современном цифровом мире можно, только используя различные формы, инструменты и каналы развития эмоциональной, познавательной, когнитивной и социально-коммуникативной составляющих жизнедеятельности человека.

Формирование культурной компетентности как базового условия социализации личности выступает именно таким инструментом. Составляющими культурной компетентности личности в самом общем плане выступают следующие ее характеристики: • знание мировоззренческих и культурных оснований, ценностей и традиций соответствующего социума; • знание законов, норм, правил, обычаев, символов, принятых в данном обществе; • владение определенным объемом обыденных и специальных (профессиональных) знаний, умений и навыков, способность их использовать и вариативно интерпретировать; • владение вербальными и невербальными каналами социальной коммуникации, включая цифровую медиасреду; • владение современными информационными технологиями на уровне обыденной жизни и специализированной деятельности. Следует отметить одну особенность культурной компетентности личности в современном обществе.

Знание классических образцов гуманитарной культуры уже не является одной из важнейших ее составляющих, а постепенно переходит в область приватных характеристик человека (наряду с этнической и конфессиональной принадлежностью). На первое место сегодня выходят профессионализм, квалификация, образованность, креативные способности, коммуникабельность, психологическая мобильность и готовность к работе в динамично меняющейся информационной среде. При этом только достаточно высокий уровень культурной компетентности способен защитить индивида от возможности манипулирования его сознанием и поведением в условиях современной медиареальности, оградить его от «контрзнания», т.е. ложного, недостоверного знания, и, соответственно, от принятия ошибочных решений.

Вышеназванные составляющие культурной компетентности формируются у человека в определенной мере под влиянием межличностных контактов. Но наиболее значимую роль играет обращение к текстовой информации, поскольку она в большей степени кумулирует проверенный социальный, бытовой и научный опыт, в ней ярче проявляется личность автора, что усиливает ее глубинное воздействие на читающего. При этом, если технический, естественнонаучный или социально-гуманитарный текст «работает» на развитие интеллектуальной сферы личности, то художественная литература оказывает большее влияние на ее нравственное и эстетическое развитие.

Она является неисчерпаемым источником новых мыслей и чувств, в ней наиболее ярко отражается социальный опыт. В связи с этим массовое обращение к суррогатной литературе, или так называемому «легкому чтению», далеко не столь безвредно, как порой кажется. Она тоже оказывает влияние на социализацию личности, но влияние ущербное, дефектное, которое обязательно скажется на судьбе человека и даже на судьбе общества в целом.

Процесс восприятия текстовой информации сложен. В нем можно выделить философский, социологический, психологический, педагогический, физиологический, когнитивный аспекты. Очевиден и личностный, глубинный, творческий характер чтения, которое проходит через разные этапы: вначале рекреационный и эстетический, затем аналитический и, наконец, когнитивно-синтетический. В целом, процесс чтения – мощный стимулятор и катализатор активной, рефлексивной деятельности человека. Это специфическая познавательнокоммуникативная составляющая умственного труда. Чтение является важным средством и условием творческого мышления и познания в целом, способом осмысления и освоения законов жизни. Этими качествами обладают все виды чтения. Можно выделить следующие его разновидности:

инструментальное – направленное на получение информации и нового знания для решения научных, управленческих, творческих, производственных и других задач; образовательное – предполагающее получение информации и нового знания для решения задач общего и профессионального образования, повышения квалификации и переподготовки; развивающее – имеющее целью расширение культурного и научного кругозора, самообразование; рекреационное – чтение для развлечения, досуга, эмоционального переживания, что также важно для развития гармоничной личности. Все обозначенные разновидности чтения имеют различную степень значимости и функциональной нагрузки в процессах обеспечения различных составляющих культурной компетентности.

Но каждая из них необходима, и только в совокупности они обеспечивают надежную информационно-знаниевую платформу и соответствующий контент для социализации личности. Таким образом, можно утверждать, что чтение – это не просто процесс получения информации, а фактор, формирующий человека и пробуждающий его личностный потенциал. Более того, процесс социализации, происходящий вне рамок процесса чтения, даже если в нем задействованы другие каналы социальных коммуникаций, будет неполноценным и не позволит человеку адекватно воспринимать окружающий мир и реагировать на него. Поэтому деятельность по продвижению чтения и в его поддержу – это буквально парадигмальная ориентация на формирование нового человека, человека будущего в единстве его когнитивных, коммуникативных и эмоционально-психологических способностей к созидательной продуктивной и творческой деятельности в мире электронных коммуникаций и общества знаний. И об этой нашей сверхзадаче мы никогда не должны забывать, занимаясь продвижением книги и чтения.

Кузнецова Т.Я.


Комментировать


восемь + = 9

Яндекс.Метрика