Эволюция семьи как социального института: функциональный аспект | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Эволюция семьи как социального института: функциональный аспект

В условиях современных трансформационных процессов, затрагивающих основы всех без исключения социальных структур и институтов, внимание представителей системы социально-гуманитарных знаний оправданно сконцентрировано на объективной оценке результатов изменений, происходящих с последними. Естественно, что особый интерес среди ученых вызывает предметное поле изменений, происходящих именно в институте семьи, который «признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности».

При исследовании результатов (последствий для социума) эволюции семьи с позиции функционального аспекта необходимо акцентировать внимание на следующих моментах: во-первых, необходимо определиться в целом с набором явных (естественно в контексте традиционных рассуждений Р. Мертона) функций, которые выполняет семья как каждый социальный институт; во-вторых, необходимо рассмотреть специфические функции, которые выполняет исключительно (или с доминирующей позицией) институт семьи; в-третьих, необходимо проанализировать латентные аспекты функционирования семьи как социального института; в-четвертых, необходимо рассмотреть изменения, происходящие с другими социальными институтами (и, прежде всего, государством, религией, образованием) в контексте рецепции ими традиционных функций семьи. Анализ современной социально-гуманитарной литературы, посвященной изучению проблемного поля современной семьи, свидетельствует, что наиболее часто в качестве основных (универсальных) функций социальных институтов предлагается рассматривать:

функцию закрепления и воспроизводства общественных отношений – формирование системы правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение каждого члена института и делающих это поведение предсказуемым; регулятивную функцию (или функцию социального контроля) – конструирование шаблона поведения, норм и контроля, регулирующего взаимоотношения между членами общества; интегративную функцию – осуществление сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящих под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей; транслирующую функцию – передача социального опыта приходящим в социальный институт новым индивидам как за счет расширения социальных границ института, так и смены поколений; коммуникативную функцию – распространение произведенной в институте информации как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и передачи ее при взаимодействии с другими институтами.

Большинство современных исследователей, специализирующихся на семейной проблематике, считают, что в качестве основного социального института семья выполняет следующие функции: функцию сексуального регулирования – упорядочивание, направление и регулирование сексуальных потребностей людей; репродуктивную функцию − воспроизводство новых поколений членов общества; функцию первичной социализации – формирование основ становления индивида как личности; функцию эмоционально-психологической поддержки – удовлетворение потребности личности в близком доверительном общении, интимности, эмоциональном выражении чувств близким; статусную функцию – передача по наследству определенных статусов, значимых для личности (национальность, место в городской или сельской культуре и других); защитную функцию – осуществление в разной степени физической, экономической и психологической защиты своих членов; экономическую функцию – формирование крепких экономических связей между членами семьи в контексте ведения ими общего хозяйства.

В контексте анализа последних данных социологических исследований, посвященных изучению проблемноuj полz современной семьи, можно констатировать, что латентными аспектами функционирования этого социального института выступают, прежде всего: – момент политической социализации; – момент социальной помощи. Исходя из результатов рассмотрения эволюции других социальных институтов, находящихся в непосредственном взаимодействии с семьей (прежде всего, государства, системы образования, церкви, средств массовой информации), следует подчеркнуть, что функции каждого из них дифференцируются, развиваются, переходят от одного института к другому.

В плане фиксирования изменений функций современной семьи примерами могут служить следующие варианты ее рецепции: – статусной функции государством (например, для украинского общества национальность не является сегодня определяющим признаком принадлежности к нему; более значимыми выступают приобретенные статусы, не передаваемые по наследству); – экономической функции индустрией (экономикой) (ведение общественного хозяйства в условиях развития современной системы услуг не является уже обязательным условием существования современной семьи); – защитной функции частично здравоохранением и медициной, частично государством; – функции первичной социализации образованием (через формирование разветвленной системы ясельных и дошкольных учреждений) и т.д.

Из вышеизложенного следует, что за современной семьей как одним из основных социальных институтов «остаются» − после так называемого процесса «эрозии функций» (естественно, в контексте определенных трансформаций в их содержании и выполнении) следующие императивы: функция сексуального регулирования; репродуктивная функция и функция эмоционально-психологической поддержки. Однако, с позиции учета вышеупомянутых трансформаций можно утверждать, что в современных условиях развития общества функция сексуального регулирования выполняется семьей в контексте существования в нем трех групп норм (практически всегда противоречащих друг другу) – норм так называемых «патриархальных семей», норм традиционных для данной культуры социума семей и норм альтернативных семейных форм взаимоотношений.

Репродуктивная функция семьи в условиях современного общественного развития, как показывают результаты исследований, не выполняется в полном объеме, исходя из существования двух следующих моментов: во-первых, усиливающейся толерантности со стороны социума (выражающейся, прежде всего, в общественном мнении) к рождению детей вне института семьи и брака; во-вторых, из существенных изменений, происходящих в социальном статусе современной женщины.

Например, в постановлении Кабинета министров Украины от 24 июня 2006 года − «Стратегия демографического развития до 2015 года», подчеркивается, что «процесс снижения рождаемости имеет глобальный характер и обусловлен целым рядом причин – экономических, социальных, психологических, биологических. Это, прежде всего изменения в социальном статусе женщины, расширении сферы ее вне семейных интересов, изменения уровня образования и занятости». Функция эмоционально-психологической поддержки, согласно результатам целого ряда исследований, выполняется современной семьей в контексте существования двух встречных тенденций.

Первая из которых, предполагает возрастание участия в этом процессе религии (посредством возникновения и функционирования большого количества деноминаций и церквей различных направлений) и государства (через создание и поддержание деятельности различных общественных организаций и партий), вторая – изменения в доминировании основных функций семьи как социального института (функция эмоциональнопсихологической поддержки начинает занимать господствующую позицию относительно репродуктивной функции).

Последняя ситуация может быть объяснена с позиции изменений, происходящих в целевых установках представителей современного общества, ориентированных на создания семьи (вступление в брак) – с момента продолжения рода на момент оказания реальной помощи для раскрытия социально-творческого потенциала и его реализации каждого из будущих супругов.

И.Д. Денисенко


Комментировать


× 8 = восемь

Яндекс.Метрика