Экономика совместного потребления как основной эффект цифровизации пространства | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Экономика совместного потребления как основной эффект цифровизации пространства

Процесс урбанизации и усложнение социально-экономической организации общества оказывают сильное влияние на изменения в системах построения бизнеса, а активная цифровизация открывает широкие возможности для реализации бизнес-идей. Поскольку идея совместной экономики изначально активно развивалась в транспортном и гостиничном секторах, сейчас она охватила более широкий круг отраслей.

Считается, что модели c2c («потребитель для потребителя») (BlaBlaCar, Airbnb и др.) и b2c («бизнес для потребителя») (booking.com и др.) являются ключом к формированию нового вектора развития, при этом сегодня мы наблюдаем развитие общей экономики в сегменте b2b. С точки зрения бизнеса этот подход представляет интерес для увеличения отдачи от инвестиций, для оптимизации затрат на предлагаемые услуги и сокращения затрат за счет эффекта масштаба (совместное приобретение, сочетание информационных ресурсов, коворкинг).

В ходе исследования структуры экономики совместного потребления в России выявилось наличие значительного числа цифровых платформ российского происхождения, осуществляющих коммуникацию производителей и потребителей продуктов и услуг, при этом следует понимать, что наибольшая сложность в их работе заключается в поиске баланса интересов между двумя этими группами акторов. В целом объем российского рынка совместного потребления в 2018 г. составил 119 млрд долл. США, при этом данный показатель может быть увеличен многократно.

Основными потребителями являются люди в возрасте от 25 до 45 лет. Наибольший интерес вызывает мотивационный ряд потребителей, который основан на рациональности использования продуктов и услуг, это фактически означает переход к рациональному потреблению. Важным также остается и экологический аспект, экономика совместного потребления позволяет более эффективно использовать ресурсы и снижать вредные последствия их эксплуатации. Еще одним острым вопросом остается система нормативного регулирования экономики совместного потребления. На первый план тут выходит налогообложение и, если с деятельностью платформ и большинства поставщиков все более-менее понятно (в большинстве случаев они платят НДС), то с доходом, который остается у пользователей, а это большая часть всей прибавочной стоимости, дела обстоят сложнее. В России одни из самых низких налогов на доходы населения (НДФЛ — 13%), при этом отсутствует культура обязательного оформления налоговых деклараций, существует потребность вывести данный тип доходов в легальное поле.

С точки зрения контроля качества, особенно в сегменте c2c, доверие пользователей основывается на внутренних рейтингах, что позволяет провайдерам ранжировать себя и дает возможность проверить соответствие товаров и услуг указанным характеристикам. В целом эта система позволяет доверять всем участникам рынка. С развитием экономики совместного использования возникает ряд проблем, связанных с необходимостью разрешать определенные виды деятельности. Вопрос об ответственности за неверно переданную на платформы информацию остается открытым. В ряде достаточно новых для мира видов бизнеса (например, carsharing) законодательно не прописаны механизмы регулирования ответственности сторон. Наиболее важными аспектами при развитии бизнеса совместного потребления остаются доверие и транспарентность, так как, в первую очередь, говоря об экономике совместного пользования, мы говорим о необходимости делить издержки между потребителями или между производителями и потребителями. Важным элементом развития экономики совместного потребления является городская среда.

С точки зрения городского хозяйствования экономика совместного пользования призвана увеличить экономию средств, повысить эффективность затрат и увеличить степень удобства среды для жителей. Город в большинстве случаев работает в связке с бизнесом, создавая среду для его развития. В первую очередь, речь идет об инфраструктурных проектах (как физического, так и виртуального плана), создаваемых совместно с бизнес-структурами либо на основе ГЧП (государственно-частного партнерства), либо по государственному заказу, либо непосредственно государством под различные виды коммерческой деятельности (парковки для машин carsharing).

На сегодняшний день большой интерес представляет обмен данными. В этом плане городские власти обладают значительными ресурсами, при этом город не планирует создавать сервисы, отдавая это на долю частных компаний, концентрируя свое внимание на агрегировании информации и ее правильной интерпретации. Такие обмены данными представляют большой интерес для всех сторон (например, данные об автомобилях или объектах недвижимости). Проблема остается в обратном обмене, бизнес почти не предоставляет городу имеющуюся у компании информацию, это затрудняет городское развитие. Такие компании, как «Яндекс.Такси», могут приносить городу значительную выгоду, организуя в последующем перевозки пассажиров по тем направлениям, где не выгодно использование общественного транспорта. Инвесторам очень интересно работать с экономикой совместного потребления ввиду того, что сетевой эффект, который заложен в большинстве бизнесов, в данной сфере позволяет снижать маркетинговые затраты на раскрутку бизнеса и при этом получать инвестиционный доход.

Подводя итог, хотелось бы отметить ряд неоспоримых преимуществ, которыми обладает экономика совместного потребления для государства и общества: 1) преодоление проблемы дефицита предложения в тех отраслях, где особенно активно развиваются сервисы экономики совместного потребления (транспорт, гостиницы и др.), что позволяет снижать цены на услуги и продукты; 2) возможность повышения доходов населения за счет предоставления услуг другим потребителям; 3) выведение из серой зоны доходов населения, что повышает собираемость налогов и делает верифицируемыми отношения между продавцами и покупателями услуг. До эпохи развития частной собственности экономика совместного потребления активно применялась во многих отраслях хозяйствования.

Современные технологии позволяют активно вовлекать в экономику совместного потребления все большее количество различных видов деятельности, при этом, как и в других секторах экономики, на первый план выходит проблема сбора и использования данных. Процессы развития экономики совместного пользования во многом будут связаны с деглобализацией и децентрализацией мировой экономики и переходом на треки регионального развития. Важную роль также будут играть развитие городской среды и политика государства в области регулирования отношений в модели c2c.

Литература

1. Куприяновский В. П., Соколов И. А., Талашкин Г. Н. [и др.] Цифровая совместная экономика: технологии, платформы и библиотеки в промышленности, строительстве, транспорте и логистике // International Journal of Open Information Technologies. — 2017. — Т. 5. — № 6. — С. 56–75. 2. Маркеева А. В. Экономика участия (sharing economy): проблемы и перспективы развития // Инновации. — 2017. — № 8(226). — С. 73–80. 3. Lombardi P., Schwabe F. Sharing economy as a new business model for energy storage systems // Applied Energy. — 2017. — № 188. — P. 485–496. — DOI: 10.1016/j.apenergy.2016.12.016.

Дорофеева Л. В.


Комментировать


+ 2 = шесть

Яндекс.Метрика