Экспозиция – визитная карточка музея и основной элемент коммуникации с посетителем | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Экспозиция – визитная карточка музея и основной элемент коммуникации с посетителем

Во всех регионах России созданы музеи на государственном, региональном, муниципальном уровнях, среди них значительную долю занимают краеведческие – отражающие историю и культуру местного населения. Но несмотря на единое направление деятельности, ни один из краеведческих музеев не похож на другой: у каждого своя экспозиция – уникальная и по внешнему оформлению, и внутреннему содержанию, и особенности коммуникации с посетителем. Экспозиция как человек: сначала привлекает посетителя своим внешним обликом, а затем вызывает зрителя на взаимодействие.

Поэтому важно построить экспозицию, способствующую популяризации исторических знаний и вызывающую интерес к конкретным историческим событиям: истории города, истории края, истории страны. Экспозиция нашего краеведческого музея «Чайковский: от древности до наших дней» знакомит с историей молодого города на реке Каме, названного в честь знаменитого композитора П. И. Чайковского. Основная экспозиция Чайковского краеведческого музея построена в 80-е гг. ХХ в. (она устарела морально и физически).

Но подобно живому организму экспозиция музея постоянно изменяется, совершенствуется, пополняется новыми экспонатами – растет и подстраивается под потребности своего зрителя, который в условиях современного меняющегося мира стремится не только повысить свой культурный уровень, но и получить яркие впечатления [1]. В обновлении существующих и создании новых экспозиций музею помогают общественные организации и предприятия, с которыми он взаимодействует. Так, в ноябре 2014 г. благодаря поддержке компании «Сатурн-Р» в Чайковском краеведческом музее была открыта новая экспозиция «На пути к звездам», посвященная истории освоения космоса, которую мы показали на ленте времени, с запечатленными на ней самыми яркими событиями, знаменитыми личностями своей эпохи и цитатами. Это соответствует художественно-образному восприятию посетителем информации и стремлению видеть целостную картину мира. При этом посетитель видит в экспозиции только факты и имеет поле для размышления. Путь первопроходцев космоса отмечен такими заметными вехами, как запуск искусственного спутника Земли, полет Юрия Гагарина, появление на земной орбите первой женщины – Валентины Терешковой, выход в открытый космос Алексея Леонова, запуск первой орбитальной станции.

Этих успехов в освоении космического пространства наша страна добилась благодаря работе знаменитых ученых и конструкторов в области ракетостроения и астрономии, имена которых отражены в экспозиции «На пути к звездам». В этом реализуется социальная задача музея – формирование гражданской позиции и чувства гордости за свою страну [2]. Пространство экспозиции нацелено не только на зрительное восприятие, но и на размышление, личную оценку средств, затраченных на достижение мировых успехов в области освоения космоса. В попытке освоить космическое пространство проведено большое количество экспериментальных полетов с животными. У всех на слуху клички первых собак-космонавтов: Лайка, Белка и Стрелка, Чернушка, Звездочка. Далеко не все знают, что космический корабль с собачкой Звездочкой на борту приземлился на территории Фокинского (Чайковского) района 25 марта 1961 г. [3]. Центральное место в экспозиции «На пути к звездам» занимает главный экспонат – крышка люка космического корабля-спутника «Восток», вокруг которого отображено стремление людей к покорению космических просторов. В новой экспозиции этот уникальный экспонат размещен так, что его можно рассмотреть со всех сторон, а также представить размер космического корабля «Восток», посмотрев на его чертеж, выполненный пропорционально реальным размерам. Восприятие экспозиции в значительной степени зависит от индивидуальных особенностей посетителя, поскольку идеи и образы, выраженные предметами, всегда воспринимаются сквозь призму внутреннего мира личности и осознания роли одного человека в истории своей страны. Поэтому в экспозиции представлены воспоминания Д. С. Мазунина. Будучи военным комиссаром Фокинского района, Дмитрий Сергеевич принимал непосредственное участие в поисковой операции космического корабля. В экспозиции представлены его личные вещи и карта, на которой Дмитрий Сергеевич обозначил места приземления частей космического корабля-спутника.

Полетом собачки Звездочки было завершено изучение возможности полета человека в космос. Спустя 17 дней, 12 апреля 1961 г., стартовал космический корабль «Восток» с первым в мире космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Экспозиция разместилась в первом зале музея, где находится зона приема посетителей. Поэтому «ресепшен» выполнен в форме космического корабля и гармонично вписывается в пространство экспозиции. Автор экспозиции «На пути к звездам» – пермский художник Александр Заболотников – смог создать уникальное оформление, поэтому каждый гость музея сможет почувствовать себя человеком космической эры. Сегодня для коммуникации с посетителем многие музеи используют информационные центры и киоски, вызывая тем самым посетителя на непосредственное общение с экспозицией. Современный посетитель музея – человек образованный, творчески активный и рассматривает музейный киоск как продолжение экспозиции, а для молодежи экранная культура и электронные источники информации привычнее книжных [4]. Ориентируясь на современные потребности общества, при обновлении своей экспозиции в музее предприятие «Уралоргсинтез» установило информационный киоск, который позволил отразить подробную информацию о предприятии нефтехимического комплекса, не загромождая при этом выставочное пространство множеством документов и фотографий.

В информационном киоске представлена история развития и производственные подразделения предприятия, социальная и кадровая политика, огромный документальный и фотоархив, видеоролики и мультфильм об особенностях работы предприятий нефтехимии. Так видеофильм «Просто о сложном» помогает рассказать и наглядно показать процесс работы предприятия, особенности производства и роль нефтехимической продукции в жизни человека, что не всегда удается сделать, используя лишь статичные экспонаты. При этом подлинные экспонаты: исторические документы, фотографии – остались основой экспозиции, в том числе в электронном виде. Свои экспозиции в музее в 2016 г. обновили предприятия «Чайковский текстиль» и «Завод газовой аппаратуры». К 60-летнему юбилею города создаются экспозиции предприятий «Воткинская ГЭС» и «Газпром трансгаз Чайковский».

Экспозиции промышленных предприятий являются перспективными и вызывают интерес у музейного зрителя. Среди первых производственных музеев в нашей стране, получивших всемирную известность, выделяются музей Петербургского фарфорового завода (1744), музей Оружия при Тульском оружейном заводе (1770-е), музей хрусталя в г. ГусьХрустальный Владимирской области (1974), музей ивановского ситца в г. Иваново (1987) [5]. О создании и совершенствовании экспозиций промышленных предприятий в краеведческих и исторических музеях для отражения экономической политики государства начали говорить еще в советское время [6]. Именно заводские музеи способны представить общественности многогранную историю, содержащую большое количество примеров новаторства во многих отраслях экономики, трудового героизма и выдающихся достижений, и тем самым способствовать формированию у современников гордости за достижения своей Родины и желание внести посильный вклад в ее развитие [7].

Сегодня на многих предприятиях функционируют корпоративные музеи, которые большей частью ориентированы не на рядового посетителя музея – обычного жителя города или туриста – и практически не доступны ему. Поэтому создание своей экспозиции в краеведческом музее города даёт предприятиям прекрасную возможность показать себя широкому кругу общественности, сформировать благоприятное отношение к своей марке и социальной политике. Чайковский краеведческий музей отразил в своей экспозиции два ярких бренда Чайковской территории: «Чайковский текстиль» и «Дарина». Компания «Чайковский текстиль» получила известность еще в 70–80-е гг. ХХ в. как Чайковский комбинат шелковых тканей, а сейчас предприятие является ведущим производителем инновационных защитных тканей для пошива специальной одежды и камуфляжа военнослужащих. Чайковский завод газовой аппаратуры – молодое предприятие города, создан в 90-е гг. ХХ в., но успел хорошо себя зарекомендовать в России и Казахстане своей продукцией – газовыми плитами «Дарина».

В последнее время предприятия для того, чтобы заинтересовать и привлечь посетителей к своим экспозициям, строят легкие и в то же время атрактивные пространства, которые предлагают музейному зрителю множество визуальных и тактильных стимулов [8]. Так, предприятие «Газпром трансгаз Чайковский» выстроило свою экспозицию доступной к прочтению каждым посетителем: независимо от возраста и знаний в области промышленного производства. Кроме традиционных исторических фактов в экспозиции представлены экспонаты, рассказывающие о транспорте газа: срезы газовых труб, заглушки с вентелями, породы отложений на газовых трубах, теплоизоляция и т. д. Такой ориентир на разновозрастного посетителя предполагает не только его привлечение, но и выстраивание диалога. Краеведческие музеи с экспозициями промышленных предприятий – хранители городской идентичности и ценностей бренда территории – важная часть культурной жизни города [9]. Экспозиции Чайковского краеведческого отражают не только древнюю историю нашего района, но и презентуют индустриальное наследие города, способствуют связи поколений и являются главным элементом музейной коммуникации.

Примечания

1. Музейная экспозиция: теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и практики // На пути к музею XXI века: сб. науч. трудов / под ред. М. Т. Майстровской, Н. А. Никишина, Т. П. Полякова. М., 1997. – 216 с.

2. Сапанжа О. С. Развитие представлений о музейной коммуникации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 103. С. 245–252.

3. Приземление космического корабля «Восток» в Фокинском районе 25 марта 1961 г. // Фонды Чайковского краеведческого музея.

4. Скрипкина Л. И. Информативность экспозиций историко-краеведческих музеев в свете современных теорий научного познания // Музей в современном мире: традиционализм и новаторство. Труды ГИМ. Вып. 104. М., 1999. С. 254–255.

5. Гужова Л. Г. (и др.) Музееведение: учебное пособие для студентов специальности 031502 – Музеология / под ред. Н. В. Мягтиной. Владимир, 2010. С. 69.

6. Совершенствование экспозиций исторических и краеведческих музеев в свете решений XXVII съезда КПСС: методические рекомендации / под ред. И. Г. Лупало. М., 1986. С. 15–21.

7. Салтанова М. В. Игровые принципы в организации экспозиционного пространства музея // Вопросы музеологии. 2010. № 1. С. 133–140.

8. Болдырева Н. Е. Заводской музей как часть культурно-исторического наследия // Известия Вологодского государственного педагогического университета. 2013. № 3 (78). С. 48–51. 9. Салтанова М. В. Указ. соч. С. 133–140.

Е. Ф. Мирфасолова, г. Чайковский, Пермский край


Комментировать


6 × один =

Яндекс.Метрика