Этноконфессиональные аспекты обеспечения национальной безопасности России | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Этноконфессиональные аспекты обеспечения национальной безопасности России

Аннотация. В статье исследуется проблема измерения этнополитических аспектов национальной безопасности, роль системы государственных гарантий осуществления этнокультурных прав индивидов и этнических групп в качестве основного звена обеспечения этнокультурной безопасности. Проведён анализ концепции национальной безопасности Российской Федерации в контексте формирования политико-правовых механизмов обеспечения этнокультурной безопасности.

Ключевые слова: концепция национальной безопасности, этнос, конфессиональная политика, межэтнические конфликты, этнокультурная идентичность, миграционная политика.

Karnishina N.G. (Russia, Penza) Ethno-confessional aspects of ensuring national security of Russia Abstract. In the article the problem of measuring of ethnopolitical aspects of national security and the role of system of state guarantees of ethnocultural laws of individuals and ethnical groups as the main unit of ensuring of ethnocultural security are investigated. The analysis of conception of national security of Russian Federation in the context of organizing of political-law mechanisms in ensuring of ethnocultural security is conducted. Keywords: conception of national security, ethnos, confessional politic, ethnic conflicts, ethnocultural identity, migrational politic.

Период конца ХХ – начала ХХI века ознаменовался нарастанием процессов, связанных с этнополитической активностью и кардинальной сменой парадигм безопасности. В современном мире одним из серьёзнейших источников формирования угроз для общества и государства являются межэтнические конфликты, межэтническое противостояние, либо прямо провоцируемое, либо усугубляемое столкновением разных этнокультур. Этнокультурная идентичность, как правило, базируется на устойчивых и воспроизводящихся системах ценностных предпочтений. Этническая культура обеспечивает интеграцию и стабильность существования этноса. Этнокультурная безопасность в политико-правовом контексте обозначает совокупность различных сфер защиты этнокультурной идентичности. Среди этих сфер особое место, на наш взгляд, занимают религиозная вера и духовная идентичность как фундамент мировосприятия и стержень иерархии этнических ценностей.

В зависимости от конкретных исторических условий и вовлечённых в противостояние национальных общностей конфликты могут характеризоваться как межобщинные, межплеменные, межэтнические, этнонациональные и межнациональные. На их формирование, характер и развитие существенное влияние оказывают также и причины религиозного порядка. «Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, – отмечается в Доктрине информационной безопасности РФ [1], – являются возможность нарушения общественной стабильности, причинение вреда здоровью и жизни граждан вследствие деятельности религиозных объединений, проповедующих религиозный фундаментализм, а также тоталитарных религиозных сект…», находящих своих приверженцев в маргинальных слоях населения, среди молодёжи и других лиц. Этнокультурная безопасность представляет собой состояние стабильного существования, воспроизводства и самобытного развития этнокультурных комплексов всех народов России.

Этнокультурная безопасность обеспечивается системой государственных гарантий осуществления этнокультурных прав индивидов и этнических групп, а также институтов, сохраняющих культурно-языковую идентичность этнических сообществ. С целью предупреждения межэтнических конфликтов этнокультурная безопасность должна быть признана в качестве одного из приоритетов миграционной правовой политики, что позволит организовать такое сосуществование этносов в рамках одного государства, которое не будет разрушительным для этнокультурного воспроизводства. Р.Г. Абдулатипов определяет этнополитический конфликт как агрессивное столкновение различий, интересов и противоречий, взглядов, прежде всего в восприятии, интерпретации и участии в социально-экономических и политических процессах; их отражение в сфере этнонациональных отношений, использование разногласий и различий в данной сфере для решения политических задач. По мнению В.А. Тишкова, этнополитический конфликт – это конфликт, который происходит между двумя или более сторонами, когда хотя бы одна из сторон организована на этнической основе или действует от имени этнической группы. Следовательно, можно говорить об этнополитическом конфликте как продолжении специфических этнических отношений по поводу власти, ресурсов, возможности сецессии и т.д.

Дополнительным фактором конфликтогенности стало усиление этнократических тенденций, политизации этнических групп и этнизация государственного управления на региональном и местном уровнях. В большинстве полиэтнических регионов мира сосуществование этнических групп имеет многовековую историю, в ходе которой вырабатывается исторически обусловленный характер этнокултурного взаимодействия, который не несёт угрозы для их этнокультур, так как тут сказывается феномен исторически выработавшейся оптимальной межэтнической дистанции. Действующее законодательство РФ о национально-культурной автономии ограничивает право на самоопределение в форме национально-культурной автономии, а также право на равенство всех этнических общностей, проживающих на территории России, не находящихся в ситуации численного меньшинства на соответствующей территории.

Основой госнацполитики является институт этнокультурных свобод. Этнокультурные свободы – это законодательно закреплённые возможности реализации человеком своих способностей в сфере культурной жизни того или иного этноса, проживающего на территории России при минимальном вмешательстве государства. Круг и содержание этнокультурных прав и свобод обусловлен признанием Россией международных обязательств в сфере обеспечения прав национальным меньшинствам и коренным народам. Это обусловлено тем обстоятельством, что в современном мире в значительной степени компоненты безопасности становятся всё более гуманизированными, универсальными и взаимозависимыми, интегрированными с другими сферами общественной жизни.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации вводит такие социально-правовые категории, как «национальная безопасность Российской Федерации» и «национальные интересы». Под национальной безопасностью данная Концепция понимает «безопасность её многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации» [2]. Наиболее трудной задачей при определении, тем более – при системном управлении индексом этнополитической безопасности, выступает проблема анализа корреляций как внутренних, так и внешних угроз [3, с. 49–50].

Ещё один аспект проблемы состоит в том, что триада «факторы – угрозы – состояние» этнополитической безопасности не имеет развернутого вида. Складывающийся в результате суммарный уровень этнополитической безопасности диктует необходимость выработки и реализации конкретно целенаправленной стратегии обеспечения национальной безопасности (в том числе этнополитической).

В этой связи одним из эффективных механизмов предупреждения этнических и межконфессиональных конфликтов представляется ведение мониторинга политического и социально-экономического состояния социума. Кроме того, необходимо прописать в законодательстве систему мониторинга этноконфессиональных отношений в субъектах РФ, принципы этнологической экспертизы законопроектов. Неэффективность правового регулирования общественных отношений в этноконфессиональной сфере на местном уровне приводит к серьёзным негативным последствиям, создающим нестабильность в регионах с многонациональной культурой. Нарастающая значимость этноконфессиональных отношений связана противоречивостью процессов внутреннего развития религиозных организаций в России.

Список источников и литературы

1. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (утв. Президентом РФ от 9 сентября 2000 г. №Пр-1895) // СПС «ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/182535/ (дата обращения: 17.03.2017).

2. Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.rg.ru/2015/12/31/nac-bezopasnost-site-dok.html (дата обращения: 16.03.2017).

3. Аллахвердиев К. Этнополитическое измерение национальной безопасности и вызовы глобализации // Кавказ и глобализация. – 2007. Т. 1 (5). – С. 48–65.


Комментировать


− один = 2

Яндекс.Метрика