Языки, киберпространство и миграция | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Языки, киберпространство и миграция

Языки, киберпространство и миграция

Языки, киберпространство и миграция

Как мигранты осваивают Интернет? Какой язык они используют – свой родной или лингва франка (например, французский, английский, испанский)? Как их присутствие в Сети способствует языковому разнообразию в киберпространстве? Какие потребности мигрантов могут быть частично или полностью удовлетворены, чтобы помочь им адаптироваться к новой среде? И какие языки при этом используются?

Феномен миграции не нов, и статистика говорит о том, что подвижность населения растет. В последней редакции Атласа миграции указано, что мигрантами и перемещенными лицами сегодня в мире являются 200 млн человек, что составляет около 3% населения планеты. Люди перемещаются в пределах собственного государства, уезжают из сельской местности в города или покидают родину и становятся эмигрантами, часто в поисках лучшей доли и условий, которые больше соответствуют их насущным потребностям. У тех, кто покидает свою страну, как правило, есть необходимые для этого психологические мотивы и образование. Решение об отъезде с родины дается непросто, а спровоцированная восстаниями в Тунисе, Египте и Ливии волна миграций в последние месяцы вновь доказала, что крупномасштабные миграционные потоки провоцируют иррациональные страхи и экстремистскую реакцию в европейских странах.

Человеческий фактор отходит на задний план в политических и экономических дебатах, участники которых часто забывают о происхождении народов, населяющих ныне западные страны. «В XVI и XVII вв. те, кого манили богатства, кто поддался на обещания или обман, был похищен или был вынужден покинуть родную страну, бедняки, пожелавшие отправиться в Америку, оказывались выгодным товаром для купцов, торговцев, капитанов кораблей и, в конечном итоге, своих хозяев в Америке». Эти слова можно отнести к попавшим в рабство выходцам из Африки, на труде которых построено богатство нации. Однако «мошенники и бродяги», так точно описанные выше, – это те, кого елизаветинское общество стремилось изгнать из английских городов. Сотни тысяч англичан, ирландцев, шотландцев, валлийцев прибыли в этот период в Америку, чтобы превратиться там в слуг и рабов богатых эмигрантов. Несмотря на то, что Говард Зинн (Howard Zinn) в процитированной выше «Народной истории США» («People’s History of the United States») исследовал происхождение населения именно этой страны, все то же может быть отнесено на счет многих современных стран.

ДВИЖЕНИЕ ЯЗЫКОВ

По оценкам специалистов, около половины населения мира является двуязычным . Этот высокий показатель обусловлен многими факторами, в том числе политической, экономической и религиозной миграцией населения, а также языковой политикой отдельных государств. Мигрант может оказаться в стране, официальный язык или языки (Я2) которой отличаются от его родного языка (Я1) или языка (языков) его родной страны. Обычно дети из иммигрантских семей очень быстро адаптируются к новому контексту и легко ассимилируют Я2. Однако этот процесс идет гораздо медленнее у их родителей, которые порой испытывают огромные трудности при изучении и использовании языка (языков) принявшей их страны. Языки не только обеспечивают обмен информацией, они неразрывно связаны с индивидуальным, коллективным и национальным самосознанием. И в этом смысле они становятся не просто функциональным инструментом общения, но представляют собой силу, а зачастую и орудие борьбы за власть. Ничто не ново в этом мире, и история убеждает нас, что так было на протяжении многих веков.

Безусловно, иммиграция – один из основных факторов социальных, экономических и политических преобразований. Вопрос управления миграционными процессами должен рассматриваться в более широком контексте мультикультурализма и прав меньшинств. Политика мультикультурализма, обеспечивая фундаментальные права, изначально гарантированные каждому в демократическом государстве, помогает общественности осознать эти проблемы, поддерживает этнокультурные меньшинства в их стремлении сохранять и демонстрировать свою самобытность и культурные принципы 5 . Это неизбежно поднимает вопросы овладения языком, языкового присутствия и влияния, правовых ограничений, связанных с языками, и проблему языкового разнообразия. В условиях усиливающейся взаимосвязанности, когда люди становятся все мобильнее, владение множеством языков и их использование приобретает все большее значение 6 . Данная ситуация дополнительно осложняется тем, что для приблизительно 7 тыс. языков, существующих сегодня в мире, глобализация и новые информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) таят в себе одновременно и новые возможности, и опасность 7 . Одно несомненно: они сделали мир меньше и ближе. В течение нескольких минут информация из любой части света возникает на наших экранах, а люди имеют возможность создавать и отображать контент и обмениваться им через Интернет. МАСШТАБЫ МИГРАЦИИ Объем миграционных потоков увеличился с 75 млн человек в 1965 г. до 200 млн человек в 2008 г. Это произошло одновременно с экспоненциальным ростом населения Земли с 3,2 млрд почти до 7 млрд 8 человек. Треть мигрантов покидают родину по семейным причинам, треть – в поисках работы, и еще одна треть – это беженцы. Помимо Международной организации по миграции (IOM, The International Organization for Migration) 9 , регулярные сведения об интенсивности миграций публикуются в Справочнике ЦРУ по странам мира (The CIA World Factbook) 10 .

За последние двадцать лет выросли миграционные потоки «Юг–Юг». На азиатский регион приходится наибольшее количество мигрантов – от 40 до 50 млн китайцев и 20 млн индусов. Кроме того, миграция достигла беспрецедентных масштабов и сложности. К странам, традиционно принимавшим мигрантов, таким как США и Канада, прибавились страны, которые совсем недавно были странами эмиграции, такие, как Испания, Италия, Португалия и другие. Поэтому иммигрантские сообщества присутствуют сегодня практически во всех западных демократических странах. Внутри Европейского Союза в 2008 г. более половины всех иммигрантов приняли Испания, Германия и Великобритания . Чрезвычайно показателен каталонский феномен миграции. Из 6 147 610 человек, проживавших в Каталонии в 1998 г., иностранные иммигранты составляли лишь 1,97%. В 2009 г. население Каталонии выросло более чем на 1 млн человек, причем иммигранты составляют почти 17% населения, в результате чего Каталония стала крупнейшим регионом Испании, принимающим мигрантов. 77% прироста населения на данной территории в течение этого периода обеспечивает приток иммигрантов. В Женеве, Швейцария, 38,3% жителей являются иностранцами. Это представители 184 национальностй, говорящие примерно на 150 языках 12 . Для 25% населения Женевы французский не является первым языком, а некоторые граждане вообще не владеют им . В одном только Лондоне зарегистрировано три сотни различных языков.

Согласно последней переписи населения Канады, в стране существует 6 293 110 аллофонов, что означает, что 20,1% многонационального населения страны говорит на языках, отличных от английского и французского. В США наблюдается тот же феномен: перепись 2000 г. показала, что население страны говорит более чем на 300 языках. Особенно интернационализированы такие крупные города, как Барселона, Лондон, Нью-Йорк, Женева. Однако сама тенденция мультикультурализма имеет множество проявлений. Если исходить из того, что каждый гражданин имеет право на здравоохранение и образование, то следует проанализировать, какие языки используются для коммуникации в данных контекстах. Всегда есть риск, что аллофонное население окажется исключенным из социальной и профессиональной жизни.

СТРАТЕГИИ И ПОДХОДЫ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Долгое время крупнейшие принимающие мигрантов страны – Австралия, Канада и Соединенные Штаты – придерживались ассимиляционной политики, которая предполагала, что иммигранты должны полностью слиться с основной частью общества и со временем перенять образ жизни коренного населения страны. С конца 1960-х – начала 1970-х гг. ситуация стала существенно меняться. Здесь можно отметить две ключевые тенденции. Во-первых, снимались расовые ограничения на иммиграцию, что ликвидировало препятствия для въезда в вышеназванные страны представителей неевропейских (а часто и нехристианских) сообществ.

Во-вторых, была принята более «мультикультурная» концепция интеграции, предполагающая возможность для иммигрантов выражать свою этническую самобытность и, соответственно, налагающая на общественные институты обязательство обеспечить такую возможность. Следует отметить, однако, что эти тенденции проявляются не во всех западных странах и что степень их общественного признания различается от страны к стране. Вместе с новыми традициями, религиями, культурами, иммигранты принесли с собой множество языков. Например, язык тамазигхт, на котором говорят в малонаселенных районах Марокко, Алжира, Туниса, Египта и Мали, – третий по распространенности язык Каталонии после каталонского и испанского, двух официальных языков. Несмотря на столь беспрецедентное изменение языковой картины западных сообществ, в научных кругах мало обсуждается вопрос о том, как принципы мультикультурной политики должны применяться к языкам мигрантов, и эти проблемы лишь изредка поднимаются в научной литературе.

При рассмотрении вопросов о языках мигрантов в рамках политики мультикультурализма чаще всего говорят об образовании на родном языке для мигрантов 15 – то есть о возможности сделать язык той или иной языковой группы языком обучения по дополнительным программам. Научные исследования в области биили мультилингвизма доказывают, что двуязычное обучение – хороший способ обучения нескольким языкам, который благотворно влияет на когнитивное развитие ребенка 16 . В 1970-х гг. в ряде стран (Германии, Нидерландах и т.д.) предлагалось двуязычное обучение или обучение на родном языке. Тогда предполагалось, что мигранты когда-нибудь вернутся на родину, поэтому такое обучение не рассматривалось как элемент мультикультурной политики. Позже масштабы двуязычного обучения в Нидерландах и Германии сократились, поскольку иногда высказывались предположения, что оно является препятствием на пути к ассимиляции. В целом, относительно признания языков иммигрантов теперь возникают сомнения, поскольку, как утверждают, это мешает их эффективной интеграции.

Так, считается, что признание и поддержка языков иммигрантов способствует формированию гетто и языковых анклавов. В обоих случаях это может нанести вред как принимающему сообществу – если говорить о языке как источнике патриотизма и преданности своей стране, – так и иммигрантским группам, поскольку они не овладеют в совершенстве языком (языками) принимающей их страны. В свою очередь, это может привести к маргинализации этой части населения и иметь для нее негативные экономические последствия. Ключевое понятие таких дискуссий – «параллельное общество» – выражает страх перед тем, что те отличительные особенности, которыми обладают иммигранты, их культура, религии и языки, становятся причиной самоизоляции этнических сообществ (это явление получило в литературе название «балканизации»). Таким образом, основной упор делается на изучение языков принимающих стран. Все чаще высказываются требования по ужесточению языковых тестов, сдаваемых для получения иностранного гражданства. Такие предложения появились во многих западных странах, в которых трудности интеграции иммигрантского населения часто относят на счет неспособности или нежелания иммигрантов изучать государственный язык. В некоторых странах также предлагается законодательно обязать иммигрантов посещать специальные языковые курсы, сделав это условием доступа к социальным благам.

Недавнее исследование, в котором были проанализированы программы, реализуемые Германией, Францией, Канадой, Нидерландами, убедительно подтвердило это. Требование изучения языка принимающей страны, которое все активнее предъявляется к иммигрантам, может рассмотриваться как «возврат к ассимилированию». Еще один пример влияния политики на процессы миграции – это политика «открытых дверей», проводимая правительством Китая на протяжении нескольких последних десятилетий. Данный процесс описывает в своей недавней статье Фиби Ли (Phoebe H. Li) 19 . В 1997 г. общее количество китайских граждан, выехавших за рубеж, составило 5,32 млн человек. Десять лет спустя за пределами страны оказалось уже 80 млн китайцев. Это постоянные и временные мигранты, например, иностранные студенты, специалисты, работающие по контракту, и туристы, среди которых также много потенциальных эмигрантов. Ли приводит требования к иммигрантам, предъявляемые в Новой Зеландии: помимо прочего, они должны иметь востребованную профессию и владеть английским языком.

В последние годы китайцы массово перемещаются в Африку. Многие из них работают в строительстве; другие открывают свой бизнес, создавая неблагоприятные конкурентные условия местным предпринимателям в таких сферах, как текстильная промышленность, дорожное строительство, кулинария и т.д. Иногда они занимаются бизнесом в теневом секторе экономики. Многие из этих новых иммигрантов не говорят на местных языках. Кроме того, они часто держатся особняком и, как правило, не интегрируются в местное общество так, как мигранты, прибывающие из других стран. Есть категория мигрантов, которая остается отрезанной от местного сообщества, зависимой от одного-двух человек, которые поддерживают контакт с этим сообществом.

Именно так происходит со многими иммигрантами из Шри-Ланки в Ливане. Обычно их нанимают для ведения домашнего хозяйства. Большинству запрещено покидать дом без хозяина, который отбирает у работника паспорт и принуждает вести изолированную, иногда практически рабскую жизнь. Неправительственные организации, такие как «Caritas Migrant», оказывает таким людям юридическую и организационную поддержку, дабы предотвратить их изоляцию. Приведенные примеры демонстрируют всю сложность ситуации, связанной с иммиграционной политикой. Решение языковых проблем во многом определяется иммиграционной политикой, осуществляемой правительством каждой отдельной страны. Кроме того, оно зависит также от двух важных факторов. Первый фактор – это тип миграции, которая бывает сезонной, временной или маятниковой. В этом случае мигранты проводят несколько лет в чужой стране, а затем возвращаются на родину или перемещаются в другое место.

Языковая интеграция обычно не рассматривается такими мигрантами как приоритет, поскольку они сосредоточены в основном на заработке или карьере, а не на интеграции в жизнь новой страны или общества. Соответственно, многие из этих мигрантов не заинтересованы в изучении языка страны своего временного пребывания. Второй фактор больше связан с психологическими аспектами, которые могут оказаться препятствием к изучению языка страны пребывания. Многие мигранты сознательно отказываются от изучения языка – это символизирует их намерение не обосновываться в другой стране надолго. Они мечтают о возвращении домой и не видят необходимости в изучении языка для предполагаемого короткого пребывания в стране. Однако многие из них остаются там больше чем на двадцать лет, так и не научившись понимать язык и не желая отказаться от мечты о возвращении домой.

ПОТЕНЦИАЛ КИБЕРПРОСТРАНСТВА ДЛЯ МИГРАНТОВ: ПРИМЕРЫ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИНСТРУМЕНТОВ И СЕТЕЙ

Интернет и Всемирная сеть обладают важными ресурсами и инструментами, которыми могут воспользоваться мигранты, работники социальных служб, переводчики и политики, решающие проблемы в области миграции. Прежде всего проблемы мигрантов могут освещаться в Интернете. Многие журналисты пишут о мигрантах и их влиянии на те страны, которые сталкиваются с миграционными потоками – порой очень крупными. Во-вторых, существуют онлайновые ресурсы, предназначенные для того, чтобы помочь мигрантам адаптироваться в новой среде. Некоторые из этих ресурсов создаются на языке принимающей страны; другие переводятся на языки живущих в ней мигрантов. В-третьих, мигранты используют Всемирную сеть, чтобы не терять связь с семьями, оставшимися в родной стране, со своей страной и культурой. Это может быть просмотр видеозаписей, телефонная связь, чтение материалов на веб-сайтах на языке страны происхождения.

Сайты, представляющие результаты научных исследований по проблемам миграции Институт миграционной политики (MPI) – неправительственный аналитический центр, который занимается изучением перемещений населения Земли. Онлайновая база данных этого института содержит множество научных статей и является источником новейших данных о тенденциях и схемах миграции как в Соединенных Штатах, так и во всем мире. Среди инструментов исследования – Государственная база данных США о гражданах иностранного происхождения (The US State Data on the Foreign Born), карты проживания населения иностранного происхождения, карта миграции населения мира, сравнительные диаграммы и таблицы, справочник по международным денежным переводам, а также база данных о лицах, просящих убежища. Интересен также опыт еще одной группы, занятой в программе TICMigrations, изучающей использование мигрантами информационно-коммуникационных технологий. Эта научная программа призвана «исследовать влияние новых технологий на мир мигрантов (пути миграции, личные связи, отношения с родиной и принимающей страной и т.д.)». Программа ставит своей целью «формирование новой области исследований, объединяющей два ранее независимых друг от друга направления (теорию диаспоры и изучение Всемирной паутины), разработку общего инструментария для социальных и гуманитарных наук». Этой группой также предложена концепция «связанных мигрантов», которая позволяет выяснить, каково место мигрантов в новом мире, потерявшем для них свою целостность. Проект «International Metropolis» («Международный мегаполис») служит площадкой для объединения усилий исследователей, политиков и практиков, занимающихся проблемами миграции и разнообразия. Проект направлен на повышение научно-исследовательского потенциала, поощрение актуальных для политики исследований по вопросам миграции и разнообразия, содействие использованию результатов этих исследований правительствами стран и неправительственными организациями. Научные статьи доступны в Интернете, а проводимые в рамках проекта ежегодные конференции собирают несколько сотен исследователей, которые участвуют в изучении проблем миграции.

И последний проект, которых мы можем отметить, это сеть «Bridge-IT Network» 24 , нацеленный на изучение возможностей ИКТ для интеграции мигрантского населения и развития культурного разнообразия в Европе. Информационные источники, помогающие мигрантам освоиться в принимающей стране Сайты, предназначенные для иммигрантов, обычно содержат практическую информацию и полезные ссылки, относящиеся к повседневной жизни в новой стране проживания. Одним из примеров может служить сайт Swiss Migraweb, на котором представлена практическая информация, собранная независимыми организациями гражданского общества, а также соответствующими государственными органами и экспертами. Вся эта информация переводится на языки иммиграции командой волонтеров, которые сами являются выходцами из обосновавшихся в стране иммигрантских общин. Добровольцы, отлично владеющие как родным языком, так и французским или немецким, помогают установить взаимосвязь между двумя разными культурами.

Испанский сайт MIGRAweb.es 26 позволяет получить консультацию специалистов в области права, в частности, по вопросам иммиграции, получения статуса беженца или гражданства. Веб-сайт MigraLingua.org 27 содержит практическую информацию о переводческих услугах для иммигрантских сообществ, координируемых волонтерской организацией ICVolunteers. Таким образом нефранкоговорящим иммигрантам в Женеве оказывается помощь в решении проблем повседневной жизни. Целью этой работы является укрепление взаимопонимания между иммигрантами и преподавателями, налаживание уважительного диалога, обеспечение иммигрантам доступа к общественным институтам, преодоление их изолированности и поощрение к изучению французского языка для приобретения большей личной независимости. Стараниями волонтеров эти услуги становятся доступны каждому иммигранту, независимо от его происхождения и социального статуса.

Кроме того, разработано несколько программных продуктов для системы здравоохранения, помогающих преодолеть барьер в общении врачей и пациентов. В этой связи следует упомянуть проект «Universal Doctor Speaker», разработанный группой медиков; его цель – обеспечить взаимопонимание между медицинскими работниками и пациентами, говорящими на разных языках. Он позволяет работать с десятью языками, включая урду. Разработаны приложения этой программы для iPod . Мобильная связь также может помочь мигрантам. Самым удачным примером тому является система VozMob («Mobile Voices», «мобильные голоса»). Она позволяет иммигрантам передавать отзывы, поддерживать членов своего сообщества и оставаться на связи с родственниками и соотечественниками. VozMob позиционирует себя как «платформу, позволяющую иммигрантам и/или низкооплачиваемым рабочим Лос-Анджелеса записывать рассказы о своей жизни и сообществе с использованием сотового телефона» . Онлайновые языковые курсы Сегодня языки можно изучать в Сети. Платные языковые курсы, форумы для общения, образовательные ресурсы на различных языках – все это доступно и позволяет углубить знание самых разных языков стран, принимающих мигрантов. Все больше веб-сайтов предлагает платные занятия почти по 40 языкам, в том числе английскому, немецкому, испанскому, итальянскому, русскому, арабскому, китайскому (путунхуа), фарси, хинди и т.д. Однако наиболее доступными для изучения онлайн остаются английский, французский, испанский, немецкий и итальянский. Подобные уроки могут оказаться превосходной альтернативой для тех иммигрантов, которые не могут регулярно посещать языковые курсы из-за графика работы. Когда технологии становятся проблемой, а не решением В общем смысле, ИКТ соединяют людей, географически отдаленных друг от друга. Однако при этом они могут представлять собой непреодолимый барьер для беднейших слоев, которые просто не вписываются в киберпространство.

Технологии имеют свою цену; и до сих пор не каждый может позволить себе покупку компьютерной техники, подключение к Интернету или посещение интернет-кафе. Это относится и к тем, кто покидает свою родину, и к тем, кто остается. Не у всех мигрантов в развитых странах есть возможность пользоваться компьютерами и Интернетом. Результаты нескольких исследований подтверждают позитивное влияние ИКТ на взаимодействие мигрантов с семьями или своим сообществом. Поддерживается «культура связи» 31 , активно продвигаются такие интернет-сервисы, как Skype или MSN messenger с возможностью использования веб-камер, и зачастую отмечаются только их положительные аспекты. Тем не менее, хотя эти технологии позволяют мигрантам постоянно оставаться на связи с родными и общаться с ними через веб-камеру, сама практика может вызвать обратный эффект. Вместо ощущения близости с семьей и друзьями, оставшимися на родине, человек испытывает ностальгию от того, что не может лично присутствовать на дне рождения и участвовать в значимых для семьи событиях. В любом случае сеанс связи заканчивается, и человек остается в одиночестве. Таким образом, ИКТ делают жизнь людей лучше, но не могут им заменить личных отношений. Идеализация ИКТ может привести к недооценке настоящих трудностей, с которыми сталкиваются мигранты в силу географической удаленности от своих близких. Кроме того, на членах семьи, оказавшихся в разных странах, лежит большая ответственность за поддержание связи, что обуславливает дополнительное эмоциональное давление. Нередко случается, что оставшиеся на родине идеализируют условия жизни членов своих семей в

других странах, приписывая им высокие доходы, что не всегда соответствует действительности. В таком случае мигранты могут быть вынуждены отсылать деньги оставшейся на родине семье, и с развитием современных средств связи эта проблема усугубляется. Сегодня как в административном, так и в частном секторе на смену коммунальным службам и отделам обслуживания пришли онлайновые службы, изменившие технологию обслуживания клиентов. Так, например, во Франции для получения государственной услуги по трудоустройству необходимо зарегистрироваться на сайте Национального агентства по трудоустройству 32 в режиме онлайн. Подобные сайты чаще всего создаются только на государственном языке страны (в данном случае французском), что не всегда удобно для пользователя, если этот язык для него не является родным. Безусловно, поставив компьютер между клиентом, сделавшим запрос, и сотрудником, занимающимся этим запросом, административные службы сокращают не только затраты на выполнение услуги, но и меру ответственности за нее.

Технологии электронного администрирования оказали существенное влияние на систему идентификации граждан. Все большее распространение получают биометрические системы идентификации. Они помогают строить общество контроля и регулировать поток иммигрантов 33 . Во избежание нелегальной иммиграции людей подвергают серьезным проверкам. Еще одна проблема заключается в том, что некоторые иммигранты неграмотны или не умеют пользоваться Интернетом. В результате они попадают в зависимость от своих друзей или членов своих семей, особенно детей, которые ходят в школу, умеют пользоваться ИКТ и владеют языком страны проживания.

Подобные ситуации формируют асимметричные отношения, которые могут отрицательно повлиять на каждого из их участников. Друзья, к которым обращаются с такими просьбами, вынуждены вникать в частные проблемы тех, кому они оказывают помощь; даже если они предпочли бы этого не делать, они не могут отказать друзьям в просьбе. Другая сторона также может оказаться зависимой от человека, который не входит в семейный круг, но с которым приходится делиться информацией частного и даже интимного характера. Что касается детей, нередки такие ситуации, когда ребенок является единственным в семье, кто осуществляет взаимодействие с административными структурами, как при личном обращении, так и через Интернет. Это подтверждает недавно проведенное в Женеве исследование состояния языковых услуг, предоставляемых иммигрантам 34 . Во многих случаях отмечалось, что дети, будучи единственными, кто хоть скольконибудь знает местный язык, глубоко страдают из-за того, что все проблемы, связанные с иммиграцией и ассимиляцией, ложатся на их плечи, и не могут ни с кем поделиться своими переживаниями.

Результаты ряда исследований показывают, что дети иммигрантов более подвержены психологическим стрессам, которые перерастают в добровольный аутизм, вызываемый чувством предательства по отношению к родителям. Дети буквально разрываются между двумя мирами, первый из которых – их дом, родители и родной язык, а второй – враждебное, незнакомое общество и чужой язык, игнорируемые родителями. Единственным выходом ребенку в такой ситуации представляется уход в себя и возведение стены молчания между двумя антагонистическими мирами. Две описанные выше причины детского молчания в подобной ситуации оказываются неизбежно взаимосвязаны и образуют замкнутый круг, из которого очень сложно выбраться.

РЕКОМЕНДАЦИИ/ВОЗМОЖНОСТИ

В рамках одной статьи невозможно представить исчерпывающую информацию, однако очевидно, что проблемы миграции и языка – это сложный феномен, затрагивающий интересы миллионов людей по всему миру. Технологии могут стать для мигрантов полезным инструментом, в частности, когда они оказываются в среде, где доминирует язык или языки, отличные от тех, на которых они говорят и которые понимают. Онлайновые программы перевода и другие ресурсы весьма полезны, однако в связи с тем, что во многих странах все чаще всех граждан обязывают пользоваться онлайновыми службами, у носителей других языков и неграмотных граждан могут возникать существенные трудности. Необходимо обратить внимание на роль детей в данном контексте – это вопрос, требующий особой деликатности. Дети не могут заменять социальных работников и не должны оказываться в ситуациях, когда им приходится выполнять функции взрослых.

Усилия, аналогичные тем, какие были предприняты для подготовки Всемирной хартии мигрантов (World Charter of Migrants 36 ), позволят шире взглянуть на проблему и обеспечить обществу инструменты для разработки достойной и действенной иммиграционной политики. Такими инструментами являются конвенции и декларации о миграции, полный список которых представлен на веб-сайте Международной организации по миграции. Онлайновые средства и источники информации могут способствовать использованию информации, обеспечивать практическое руководство, поддерживать языки, отличные от тех, на которых обычно ведется международный диалог. Однако все это требует определенных усилий, связанных, с одной стороны, с разработкой технологических инструментов и шрифтов, а с другой – с выполнением переводов отдельными гражданами.

ИСТОЧНИКИ

[aNaya JaMes 1996] anaya James. indigenous Peoples in international Law. New york: oxford University Press, 1996.

[BAUBÖCK] Bauböck R. «Cultural citizenship, minority rights and self-government». In: T. aleinikoff and d. klusmeyer (eds.). citizenship today: Global Perspectives and Practices. washington: carnegie endowment for international Peace.

[BrUBaker roGers 2003] Brubaker rogers. «the return of assimilation? changing Perspectives on Immigration and Its Sequels in France, Germany and the United States», In: Joppke, Christian/Morawska, Ewa (eds.), Toward Assimilation and Citizenship. Immigrants in Liberal Nation-states, New york, 2003. [cLiMeNt-ferraNdo 2011] climent-ferrando, Vicent «La recherche sur l’immigration en Catalogne: bilan 2000-2010» [Research on Migration in Catalonia: An Overview 2000-2010] In: Migrations et Société. Centre d’études sur les migrations internationales, Vol. XXIII, 134– 135, Paris, Mai–Juin 2011, 251–268.

[EUROSTAT] Eurostat, European Statistics: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/statistics_ explained/index.php/Migration_statistics, figures. [JOPPKE 2004] Joppke Christian. «The retreat of multiculturalism in the liberal state: theory and policy». The British Journal of Sociology, Volume 55/2; 237–257, 2004. [JUNYENT 2005] Junyent Carme (ed.). Les llengües a Catalunya. Quantes llengües s’hi parlen? Barcelona, editorial octaedro, 2005.

[KREBS 2007] Krebs Viola. Bilinguisme, interculturalité et communication politique, dans l’anglais et les cultures: carrefour ou frontière ? droit et cultures, éd. Harmattan, Paris, 54/2007, http://droitcultures.revues.org/79.

[kyMLicka, NorMaN 2000] kymlicka, w. & Norman, w. citizenship in diverse societies. oxford, oxford University Press, 2000. [kyMLicka 2001] kymlicka, w. Politics in the vernacular: nationalism, multiculturalism, and citizenship. oxford: oxford University Press, 2001.

[kyMLicka 1995] kymlicka, w. Multicultural citizenship: a liberal theory of minority rights. oxford, clarendon, 1995. La politique cantonale de préformation des non-francophones à risque d’exclusion: Évaluation des mesures de soutien, Commission externe d’évaluation des politiques publiques, Genève, Septembre 2005, p. 15. [MCROBERTS 2001] McRoberts, Kenneth. «Canada and the Multinational State», Canadian Journal of Political Science, 683–714, 2001.

[ZaPata-Barrero 2007] Zapata-Barrero ricard. «immigration, self-Government and Management of Identity, The Catalan Case». In: Korniman, M.; Lauglanf, J. The Long March to the west: 21st century Migration in europe and the Greater Mediterranean area. Vallentine-Mitchell, 2007.

[ZaPata-Barrero 2007] Zapata-Barrero ricard. «setting a research agenda on the interaction between cultural demands of immigrants and minority nations». Journal of Immigration and Refugee Studies vol. 5, № 4 ; 1–25, 2007.

ВЕБ-САЙТЫ

BABELFISH: http://babelfish.yahoo.com

CATALAN TRANSLATOR: http://traductor.gencat.net/index_en.jsp

EUROSTAT. STATISTIQUES DE LA COMMISSION EUROPÉENNE: http://epp.eurostat. ec.europa.eu/statistics_explained/index.php/Migration_statistics

GOOGLE AUTOMATIC TRANSLATOR: http://translate.google.com

INSTITUT STATISTIQUE CATALAN: http://www.idescat.cat/dequavi/ Dequavi.?TC=444&V0=1&V1=8

INSTITUTO NACIONAL DE ESTADÍSTICA. GOBIERNO DE ESPAÑA: http://www.ine.es/ inebmenu/mnu_cifraspob.htm

MAIRIE DE BARCELONE, CATALOGNE: http://www.bcn.cat

METROPOLIS: http://international.metropolis.net

MIGRALINGUA: http://www.MigraLingua.org

MIGRATION INFORMATION: http://www.migrationinformation.org

MIGRATION ONLINE: http://www.migrationonline.cz/themes/eu

MIGRAWEB: http://www.migraweb.ch

MIGRAWEB.ES: http://www.

MIGRAweb.es traNsLatioN café: translatorscafe.com

ВИОЛА КРЕБС, ВИСЕНТ КЛИМЕНТ-ФЕРРАНДО


Комментировать


− 9 = ноль

Яндекс.Метрика