188 дней и ночей — книга двух авторов. Они пишут друг другу письма по электронной почте. Популярный писатель Януш Вишневский (как он себя называет — феминист, верующий в Бога физик, информатик и химик) и главный редактор женского журнала Малгожата (по-польски Маргарита) Домагалик(феминистка, верующая в Бога) подарили миру разноплановые комментарии к самой жизни (или свои интерпретации фактов), обсуждая многие темы, определенно бессистемно, но приходящие плавно на ум по ходу их переписки. Письма сложились в весьма интересный и содержательный разговор.
Книга в целом представляет собой отличный пример создания целостного эмоционально-художественного, психологического и научно-философского диалога (иногда, кстати подкрепляемого статистикой и ссылками на интересные книги по разным темам), в творческом процессе которого сочетается, на первый взгляд, несочетаемое. Но по прочтении "188 дней и ночей" остается позитивное впечатление о том, что ее части имеют свои любопытные и достаточно органичные взаимосвязи, поддающиеся общей систематизации. Расскажу подробнее о том, что на мой взгляд, было самое интересное.
О мужчинах и женщинах. О любви и неверности
Женщины знают себя лучше, чем мужчины. А общечеловеческая тяга к страданиям берет свое у всех. Женщины хотят, чтобы ими восхищались и чтобы их завоевывали. В тоже время, женщины более всего ценят тех мужчин, которых постоянно надо завоевывать — непокорных и трудных. Женщинам всегда хочется знать правду, на что они могут рассчитывать, размышляет Малгодата Домагалик. Но я думаю, что от правды не отказался бы и ни один мужчина. Совершенно зорко подмечено, что в правду заложен и риск разочарований, однако так часто люди желают хоть ненадолго, построить иллюзии самообмана. Помните, у Пушкина? "Я сам, обманываться рад!"… Так желаем тот надрыв души карамазовских героев Достоевского, где за иллюзиями наступает веселье, после чего открывается правда и приходят разочарования… На пять драм, как известно, нужна всего одна комедия. Драма — спутница страданий, но страдания не делают нас лучше, они дают шанс заглянуть вглубь себя. И еще. Грех и страдание — самые относительные вещи на свете.
Я.Вишневский признался, что не является знатоком женщин, хотя всегда старался "заглянуть в них" и много читал по этой теме, как самый истинный ученый. Однако, лучше всех знают женщин бабники, каковым он не является (М.Домагалик, кстати, считает, что все мужчины — бабники). Януш подметил, что эволюция предопределила полигамную природу мужчин. "Если природой так заложено, то, вероятно, у этого есть какая-то цель". Возможно репродуктивная? В тоже время, оказывается, тестостерон у мужчин — гормон губительный и как показали исследования, сокращает их жизнь. Значит так получается — породил жизнь и умри?
Малгожата призывает мужчин не обращать внимания на химию и думать мозгом, но Вишневский в противовес утверждает, что не стоит водружать мозг "на алтарь святости", ибо он биологичен и полигамия как раз рождается в нем. Однако он и тут же говорит, что сам не защищает такой "мозговой полигамии" мужчин. Бунт тела против духа провоцируется и внешней средой, в которой все СМИ пестрят наготой, какой мозг уж тут может удержаться от нарушений известных заповедей? А может те, кто умеет подавить этот бунт в себе и имеют полное право называться людьми? А кто же тогда остальные? Еще Вишневским подмечено, что чувства, кроме присущей им поэзии, также имеют свои химические молекулы, а "изменять надо, не теряя достоинства и с чувством ответственности". Малгожата с этим не согласна. Изменять вообще нельзя, ни с какими чувствами!
И все должны помнить, что быстрее всего людям надоедает секс. Может ли надоесть счастье? Получается по Домагалик — может, по Вишневскому -нет. Потому что он, в свою очередь, предлагает принять оргазмы за универсальный общий знаменатель абсолютного счастья. И в тоже время, по его мнению, счастье, исполнение желания и радость для большинства из нас представляет собой лишь кратковременный всплеск. Он длится недолго, и к тому же это состояние можно описать почти одними и теми же словами. А что дальше, за этими всплесками?
Вишневский ведет речь идет не о своем уровне знатока, а о понимании женщин как лучшей части человечества, которой в мире приходится хуже всех остальных, несмотря на равноправие.Деятельность женщины оценивается наполовину от хорошей оценки мужчины, только в том случае, если она сделает что-то в два раза лучше чем мужчина. Эта несправедливость проявляет себя в меньшем уровне зарплаты женщин, недоверии многих мужчин к женщинам-водителям, женщинам-руководителям, о чем пишут в СМИ. И недоверии к женщинам вообще, в целом.
А они стараются, вкладывают свои время и усилия на дела, работу и карьеру и имеют все меньше времени на мужчин. Так что последние и страдают сами от такого противоречия, несмотря на то, что"ныне миром правят мужчины" (так ли это?). Но кто бы не правил миром, главное в нашей жизни - была и есть семья, ибо семья это гораздо безопаснее, чем… прелюбодеяние. При этом существует вывод о том, что хроническая нехватка чувства в браке — главная причина, по которой человек занимается поисками любви на стороне.
Многолетнее супружество похвально и безопасно, но каждый должен быть готовым к риску измены также, как надо быть готовым к риску попасть в ДТП на своем автомобиле. Но первое все-таки переносить сложнее, потому что от измен страховка не предусмотрена. Признание в измене приносит значительно больше потерь, чем ее сокрытие. Таких нюансов в любви и жизни или в "жизни любви" еще очень много и люди и в наш век очень далеки от понимания всех сущностей физической стороны любви.
Возможно этому мешает чувство превосходства, которое — нравится нам или нет — есть в каждом человеке. Оно заставляет погружаться в мысли, ведущие к ошибкам: "Я умнее, красивее, достойнее, интеллигентнее. Именно мне многое позволено. Другим — нет!!!" Даже мудрость, приходящая большинству с возрастом не позволяет не совершать ошибки. Просто обладая жизненным опытом, мы сразу осознаем, что совершили ошибку.
В целом, теме супружеской неверности Вишневский посвящает много размышлений, что позволило ему даже определенным образом сгруппировать причины, которые мужчины (а потом и женщины) могут принять во внимание, решаясь на неверность (хотя здесь допускается и ирония и сарказм). Изложу их кратко, потому что они достаточно понятны и комментарии здесь излишни.
Причины неверности мужчин
1. Верность биологически чужда мужчинам. 2. Самоутверждение 3. Фантазии 4. Смелость. 5. Дефицит чувств 6. Свобода 7. Приключение. 8. Вызов.
Причины неверности женщин (как бы в ответ на вопрос: почему другой?)
1. Потому что она хочет и он хочет. 2. Потому что он делает это значительно лучше. 3. Потому что он говорит ей о ее привлекательности и в результате делает ее еще более привлекательной. 4. Потому что он придает жизни новый смысл. 5. Потому что она может так отомстить.
Весьма интересен миф о мужчинах, который звучит примерно так: "женщины жалуются, что у мужчин на уме только одно (что происходит по Коэльо всего одиннадцать минут), но когда мужчины перестают об этом думать, женщины чувствуют себя оскорбленными.
Самой коварной конкуренткой женщины является молодость. Культ молодости стал смертельно опасным для женщин. Зависть у женщин вызывает вид случайно встреченной школьной подруги, вид которой говорит о том, что время для нее остановилось. Женщин категорически убедили: только молодость, пусть и возвращенную обманом, имеет вожделенную ценность. В цене молодые женщины, а стареющий мужчина не утрачивает шанс окружения вниманием женщин, если имеет возможность их обеспечить. Деньги и власть — омолаживающий эликсир для мужчин! Получается (судя по испеченному лозунгу), что и мужчин убедили в ценности молодости. Только возвращают они ее не чудодейственными кремами, а накоплениями на банковских счетах. Вишневский еще рискнул вывести математическую формулу идеального возраста любовницы: половина возраста мужчины плюс семь лет. А идеального возраста любовника не существует, он может быть любым, главное чтобы он входил в круг причин, по которым его наличие стало возможным? (см.выше)
И уж совсем пессимистическая мысль… Стареющей женщине ничто не поможет, она стареет и все тут…
О скорбном и мистическом
Кладбище - пантеон душ (храм всех богов), где каждая могила как статья в энциклопедии. Людям присуще мистическое соединение с душами умерших. Фантастическая идея оживить кладбище, и великие артисты сочинят и исполнят новые песни, а писатели бы написали свои новые романы. Как много… многие не успели сделать. Извечный вопрос вселенской несправедливости. В скорбные минуты приходит понимание и почитание смерти, однако в повседневности мы живем так, как будто будем жить вечно (иррациональное ощущение) и в какие-то минуты понимаем, что сыты по горло гонками за выживание, в процессе ежедневники исписываются тысячами проектов и задач. Но все сложнее как-то определить место для проекта "любовь"…Малгожата наблюдает за больными, прихрамывающими людьми, ведущих разговоры о том, как в жизни все быстро прошло. Это было было… и больше не вернется. Приходит старость, которая не случайна, она — наше предназначение. А было ли в жизни счастье?
ООН в ежегодно публикуемом отчете сообщает, что счастливцем является тот, кто ежедневно поглощает от 2500 до 4000 калорий, имеет три комплекта одежды и три пары обуви, умеет читать и писать. А может счастье мы можем обрести, только когда поймем самих себя. Ведь цель в жизни заключается в том, стобы понять, что есть жизнь.
Проезжая место автокатастроф мы машинально снимаем ногу с педали газа, видя и понимая то, как выглядит смерть, но через несколько километров возвращаемся к привычной жизни, превышая максимально разрешенную скорость. А на светофорах нам не терпится тронуться с места первым! В обычной ситуации нам кажется, что все под контролем (и нам не нужны ни моральные полицейские, ни тем более реальные), но неизбежно приходят минуты, когда происходит потеря контроля над собственной судьбой. Приходит одновременно поражающая и сладостная слабость. Ты еще есть, и тебя уже нет. А дальше-как повезет. Вишневский раскрывает существование пяти вещей, которые хотелось бы сделать перед тем, как умереть: написать завещание, попрощаться с самыми близкими, съесть последнюю клубнику, улыбнуться всему миру и заснуть.
Как информатик, он утверждает, что жизнь это своего рода реализация программы Судьбы. И никто не знает, кто является программистом. В этом, возможно скрывается магия жизни. Я бы еще добавил, что каждый человек не зная программиста своей судьбы, сам для себя является системным администратором, поддерживая свою хрупкую жизнь так как умеет (как научили и воспитали), проклиная "программиста Судьбы", когда "система зависает" или дает сбои, в результате которых происходят разного рода потери… Малгожата Домагалик импровизирует по-своему: "сама жизнь пишет нам сценарий на каждый день и нам не остается ничего другого, как выучить роль и подыграть внешним обстоятельствам своей жизни. Иначе — катастрофа!
Но есть и позитивная мысль: вмешательство медицины скоро позволит людям жить очень долго, лет до ста двадцати. Однако в развитие медицины возможно тоже кто-то захочет вмешаться, ведь перенаселение земли не входит в планы мирового правительства.
Об обществе, богатстве и одиночестве
Мир сходит с ума от идей потребительства и богатства (цена хлеба растет из года в год!). Я.Вишневский чувствует себя богатым, если у него достаточно средств для оплаты счетов и покупки французского багета и вина. А для души можно позволить себе покупку и чтение книг. Вечный вопрос: богатые — это всегда знаменитые? И наоборот. Метко подмечает Малгожата - "люди богаты тем, что сами вокруг себя создают". А знаменитости, по мнению Вишневского, это те, кому люди приносят в дар свое внимание и время. Если претенденты на знаменитость в это время могут сказать что-то важное, то им стоит присваивать этот почетный статус. Идея равенства и братства в обществе не прижилась, так как эволюция человека как морального животного потерпела полное фиаско. Люди не хотят ощущать себя равными с другими. Люди успеха (знаменитые) восхищают всегда. Известно, как тяжело работать для успеха. Я.Вишневский подчеркивает мысль о том, сколько при этом теряешь и как часто приходится делать трудный выбор в стремлении к нему. А сохранение при этом скромности — вот мера настоящего величия.
Чего люди боятся больше всего: одиночества. Любое благо ослабевает и пропадает, когда мы получаем его в уединении, а каждая неприятность становится предельно невыносимой и жестокой. В дополнение к мыслям о женщинах: они гораздо успешнее справляются с одиночеством, чем мужчины.
Каждый творец в свое время обладал своим уникальным даром, который подарил миру на века свои произведения. Мы имеем представление об их стиле, слоге, жанрах, но воспроизвести это мы не научились, даже в наш век высоких технологий. Наоборот, появляются выводы, что люди постепенно разучиваются читать и писать. Монитор и клавиатура с мышью увеличивают поток информации, но от этого страдает качество, и нет четкого понимания и глубинной проработки вопросов. При этом виртуальная реальность полна искушений как и реальная действительность. Действительно, там, за экраном как-то все проще и быстрее. Вольно и просторно, даже порой безнаказанно. Можно спрятаться за чужим именем и получать удовольствие кого-то дурача или делиться чужими секретами, мало задумываясь о последствиях.
Эти новые стили общения сложились из опыта старого, ведь раньше люди писали друг другу обыкновенные письма. Понятно, что все важные вещи в жизни можно познать лишь через опыт, но очевидно надо пробовать снижать его цену, чтобы подчас не было так дорого.
Нетрудно заметить, что опыт прошлого изучается слабо и поверхностно (а если изучается — то практически не применяется), а для чьих-то выгод и вообще подвергается фальсификации, чем подтверждается вывод о том, что основа власти - это возможность создавать образцы и воздействовать на установки людей. Так создается внешняя среда, которая определяет 50% поведения людей, вторую половину определяет унаследованный ими геном. Януш Вишневский совершенно справедливо заметил, что для доказательства справедливости каких-либо тезисов можно манипулировать статистическими данными. Так получился афоризм: статистика не врет, а врут статиститки.
Авторы не постарались определять значения слов (кроме трансцендентальности), поэтому хочу привести маленький глоссарий к тексту книги.
1) Экумени́зм (греч. οἰκουμένη, обитаемый мир, вселенная) — идеология всехристианского единства, экумени́ческое движение — движение за сближение и объединение различных христианских церквей (конфессий), один из механизмов межхристианских отношений.
2) Ксёндз (польск. Ksiądz — «священник») — польский католический священнослужитель.
3) Декалог - (греч. Δεκάλογος — Десятословие), десять Моисеевых заповедей. Само слово Д. является переводом евр. наименования заповедей — עשרת הדברים, АСЕ́РЕТ ХА-ДЕВАРИ́М (Исх 34:28), "десять слов", к-рые были написаны "на скрижалях" как "слова Завета".
Кстати, хороший афоризм из книги — "десять заповедей" — единственный в своем роде моральный намордник".
4) Креациони́зм (от лат. creatio, род. п. creationis — творение) — теологическая и мировоззренческая концепция, согласно которой основные формы органического мира (жизнь), человечество, планета Земля, а также мир в целом, рассматриваются как непосредственно созданные Творцом или Богом.
5) Энци́клика (от лат. [littera] encyclica, от греч. ενκυκλιος — окружной) — основной папский документ по тем или иным важнейшим социально-политическим, религиозным и нравственным вопросам, адресованный верующим или епископам или архиепископам отдельной страны, и второй по важности после апостольской конституции.
6) Ортодоксальность - склонность твёрдо придерживаться определённых убеждений, строго соблюдать правила и предписанную линию поведения
7) Alter ego («а́льтер-э́го»; в переводе с лат. — «другой я») — реальная или придуманная альтернативная личность человека. Это может быть лирический герой, образ, закрепившийся за псевдонимом, наместник или даже одна из множества личностей, появившихся в результате психического расстройства.
8) Менторство — а, ср. mentor. устар. и ирон. Наставничество; назидательность в тоне и поведении.
9) Филантро́п (от греч. φιλέω, «любить» и греч. ἄνθρωπος, «человек») — человек, занимающийся благотворительностью в помощь нуждающимся. Древнейшей формой благотворительности является милостыня и помощь нищим, главным образом при церквях и монастырях.
10) Целиба́т (лат. coelibatus или caelibatus) — безбрачие (обязательный обет безбрачия), как правило, принятый по религиозным соображениям.
11) Остракизм — гонение, неприятие, отвержение, презрение со стороны окружающего общества.
12) Эрза́ц (нем. Ersatz), или суррога́т — неполноценный заменитель чего-либо.
13) Неофит (от др.-греч. νεόφυτος — недавно насаждённый):
а) в основном значении — новый приверженец (новообращённый) в какую-нибудь религию,
б) в общем — новый приверженец какого-либо учения или общественного движения, новичок в каком-либо деле.
14) Нарцисси́зм — черта характера, заключающаяся в исключительной самовлюблённости. Термин происходит из греческого мифа о Нарциссе, прекрасном молодом человеке, который отверг любовь нимфы Эхо. В наказание за это он был обречён влюбиться в собственное отражение в воде озера, и умер от этой любви.
Цитаты из книги "188 дней и ночей", претендующие на афоризмы
Инициатива соприкосновения рук — это элемент борьбы полов?
Дно иногда оказывается единственным спасением — от него можно оттолкнуться.
Философия родилась из человеческого удивления и сама это удивление рождает.
Библия — спутница одиночества.
Поощрение — приятное слово. Мы поощрены теми книгами, которые прочитали.
Географический патриотизм — юношеская непоколебимая уверенность, что твоя страна лучше других стран, потому что ты родился в ней.
История — это вовсе не то, что на самом деле произошло, а главным образом то, что люди об этом вспоминают и что и как об этом рассказывают.
Политик — это такой человек, который умеет только правдоподобно врать, и больше ничего.
Политики — это такие люди, которые сначала устраивают шторм на море, а потом начинают убеждать, что только они могут нас спасти от этого шторма.
Когда нам десять лет, то один год составляет одну десятую нашей жизни. Когда же нам пятьдесят лет, то год составляет одну пятидесятую.
Один из друзей Я.Вишневского сказал: "ни одна из женщин не дала мне то, что дает чтение книги".
Правда — функция времени и проходит проверку, пока мы придерживаемся ее.
Существуют книги, в которые человек влюбляется сразу и на всю жизнь.
Сейшелы — это как секс в первую брачную ночь.
Время — это самый дорогой подарок, какой только можно получить от другого человека.
Что было неинтересно совсем: обсуждение виагры, сиалиса, гомосексуализма, реклама крема "Нивея", описание банка, сравниваемого с храмом.
© Александр Бородин, специально для radnews.ru