Cущность и жанровые особенности современной трэвел-журналистики

Трэвел-тексты сегодня – это наиболее динамично развивающийся жанр, отражающий новейшие трансформации в сфере журналистики. Архетип путешествия является универсальным для человека, он является метафорой поиска истины и себя в изменчивом мире, саморазвития и самосовершенствования, постижения движения в пространстве и времени.

Одной из наиболее емких форм, воплощающих идею описания путевых впечатлений автора, выступает трэвел-журналистика. Наиболее заметное развитие трэвел-журналистика получила в эпоху миллениума. Именно с этого периода принято начинать отсчет формирования новой журналистики путешествий.

В нулевые годы странствия стали журналистским мейнстримом – поездка за границу носила характер престижности, делала человека успешным в глазах окружающих. Трэвел-журналистика захватила все ниши СМИ, ведь позволить себе отдых заграницей мог не каждый, а познавать мир хотелось многим. Расцветом жанра путешествий истинно в журналистском направлении принято считать конец XIX – начало XX веков. Появление в конце XIX века географической журналистики в советское время стало «окном в мир» для многих граждан нашей страны. Человек, находившийся за «железным занавесом», стремился узнать, как живут люди в других странах, какая природа их окружает и многое другое.

Предоставлять такую возможность стали научно-популярные журналы и программы о биосфере, гидросфере и ландшафтах земли, несущие просветительский характер (журнал «Вокруг света», альманах «На суше и на море»). После распада Советского Союза и начала формирования новой страны СМИ стали испытывать финансовые затруднения, именно поэтому в погоне за рейтингами были снижены стандарты качества, появились развлекательные элементы в медиатекстах («Непутевые заметки»). В начале XXI века экономическое положение в стране стало оказывать влияние не только на существование иностранных отделов в газетах и на телевидении, но и в целом на работу трэвел-журналистов.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Для продолжения изучения далеких стран требовались финансы, ведь только небольшое количество СМИ было способно оплатить автору рабочую поездку за границу. Именно поэтому спонсорами многих трэвел-материалов становятся туристические фирмы и агентства, смещая образовательный акцент медиатекста в сторону рекламного. На сегодняшний день отправиться в путешествие может каждый. В этом во многом способствует эпоха всемирного гостеприимства, задачей которого является удовлетворение потребностей каждого гостя страны.

В связи с появлением феномена всеобщего путешествия в развитии трэвел-журналистики обозначились некоторые сложности. Для того чтобы не потерять аудиторию, СМИ следуют за потребностями современного общества: научно-популярный стиль отходит на второй план, уступая место развлекательному формату. Трэвел-журналистика представляет собой синтетическое направление, опирающееся на специальный предмет рассмотрения, описания, анализа, то есть информацию, связанную с путешествиями и туризмом, и, как следствие, аудиторию, соответственно заинтересованную в специфической тематике.

В настоящий момент в печатной трэвел-журналистике насчитывают несколько жанровых форм, которые складываются благодаря трем жанрообразующих признакам – предмет (что отображается?), метод (как отображается?) и функция (с какой целью?). Часто используемым жанром является путевой очерк. Его цель – познакомить читателя с достопримечательностями и особенностями жизни на определенной территории (религия, обычаи, культура, еда, мода, политическое устройство, экономическое положение). За счет описания увиденного журналист выполняет главную цель своего трэвел-материала – создание положительного образа территории для привлечения внимания потенциальных туристов. Делая акцент на рассмотрении конкретного географического места, автор придает материалу актуальность и делает его более ценным в современном медиамире. Однако сегодня путевому очерку зачастую недостает художественности, так как больше внимания уделяется документальной насыщенности. Чаще всего журналисту приходится использовать научный способ познания и отражения действительности. Так, основными методами становятся эмпирический (интервью, наблюдение, описание, работа с документами) и теоретический (сравнение, аналогия, историческая справка). Чуть реже в современной трэвел-журналистике используется жанр путевых заметок, которые представляют собой зарисовки автора на протяжении всего путешествия.

Они, как правило, носят личностный характер описываемого и не отличаются глубоким анализом. Публицист обычно рассказывает о том, что привлекло его внимание, что поможет его реципиенту расширить кругозор и обогатить знания об окружающем мире. По содержанию путевые заметки представляют собой описание природы и местности, уделяется большое внимание народностям и их обычаям. Данный жанр публицистики близок к художественной речи из-за частоты использования изобразительного изложения. Для заметки характерны следующие жанрообразующие признаки: предмет – это событие, метод – поиск ответов на шесть вопросов (Кто? Что? Где? Когда? Почему? Каким образом?), а функция – это объективный рассказ о каком-либо событии с большим или меньшим количеством подробностей [1].

Еще одним популярным жанром в печатной трэвел-журналистике считается репортаж, суть которого состоит в демонстрации читателю путешествия на всех его этапах – от начала до завершения. Репортаж характеризуется применением метода наблюдения, который становиться основой для будущего текста. Он относится к жанру эмоциональной публицистики, где в роли предмета на первом плане выступает человек, а событие отходит на второй; главный метод – это описание людей в драматических ситуациях, а функцией становится возможность дать читателю ощутить те эмоции и моменты, которые пережили сами герои материала [2]. Его важной стороной является наглядность: тот, кто никогда не бывал в описываемых местах, должен прочувствовать их жизнь на себе, со всеми трудностями и особенностями. Это достигается путем использования деталей и подробностей, которые помогают автору отразить картину действительности. Не так часто при написании трэвел-текста журналист прибегает к жанру обозрения и рекомендации.

Первый позволяет наглядно осветить общественные события, происходящие в обществе, донести понимание определенных ситуаций и мысли обозревателя при помощи глубокого рассмотрения определенной совокупности фактов, объединенных временем, пространством. Обозревая явление во внешних и сущностных его характеристиках, журналист приводит своего читателя к главной идее. Рекомендация же выглядит скорее, как аналитический материал, в котором прописана разного рода программная информация: тексты, в которых содержаться советы по решению задач, ответ на информационные ожидания аудитории [3]. Эти жанры относятся к рациональной публицистике, предметом в таких материалах становится связь различных событий, их причины и возможные последствия, методом является логический анализ, а функция обозначается в объединении уже известного события в контекст [4]. Обозначенные жанры редко встречаются в чистом виде.

Можно утверждать, что в нынешних печатных СМИ происходят активные процессы жанрового взаимодействия. В результате смешения жанров появляются новые формы путевой журналистики, сочетающие в себе признаки очерка и репортажа, а также элементы практической информации для путешественников. К таковым можно отнести фиче (информационный жанр, включающий в себя репортаж, портрет и интервью) или «оживленную» новость (новостная заметка, проиллюстрированная примерами, которые делают событие наглядным: история конкретного человека или репортажная зарисовка) [5]. Трэвел-сфера сегодня довольно популярное явление. К теме путешествий обращаются не только специализированные СМИ, но также создаются тематические колонки в глянцевых изданиях, появляются периодичные рубрики в ежедневных газетах. Более того, стали создаваться специализированные курсы, школы, вебинары, активно поддерживают трэвел-среду блогеры и фотографы.

Такая востребованность довольно закономерна, она отражает некоторые актуальные тенденции, сложившиеся в глобальной инфосреде. Во- первых, это отношение путевых текстов к софт-медиа, то есть преобладание в материале досуговой, развлекательной информации, не теряющей своей актуальности некоторое время. Софт-медиа характеризуются также своим литературным повествованием, детальностью, наличием бэкграунда. Во-вторых, наличие в трэвел-материалах элементов инфотейнмента. Его положительное влияние выражается в интерактивности, доступности информации для любой аудитории, в оригинальной подаче медиапродукта, а также в релаксационной функции.

В-третьих, в инофсреде все большую роль играет персонализация журналистики, то есть возможность получать читателю качественную информацию, в которой он заинтересован ввиду своего образа жизни и интересов. В связи с этим появляются новые требования к трэвел-текстам: выражение мыслей автора, экспрессивность материала наравне с его документальностью и объективностью. Доступность информации, свобода передвижения как последствия глобализации привели к возникновению всемирного туризма как способа массового развлечения. Общество переосмысливает суть путешествия, вследствие этого меняются предложения туристических рынков, что ведет к необходимости поддержания интереса к популярным маршрутам, освещения новых способов туризма со стороны СМИ. В этом проявляется важность трэвел-журналистики, она поддерживает интерес к туризму, создает положительный образ стран и народностей, освещает последние важные зарубежные новости.

Зачастую отраженные в СМИ региональные особенности одной страны вызывают рост интереса со стороны другой нации, тем самым приводя к усилению и сохранению некоторых процессов развития. Это явление получило название «глокализация», то есть возрастание роли локальных районов, повышение внимания к местной самобытности. С помощью трэвел-журналистики у малоизвестных культур появляется возможность не только сохраниться, но и развиваться в условиях глобального пространства [6]. Исходя из данных тенденций, присущих современной трэвел-журналистике, можно говорить о привлекательности этой сферы. Нестандартное мышление, внимание к деталям, экспрессивность, иллюстративность и документальность – такие качества вызывают наибольший интерес у аудитории. Пресса путешествий способствует усилению кросс-культурных связей между народами, формированию чувства национальной гордости.

В тенденцию персонализации СМИ вписываются тексты трэвел-блогера Дмитрия Куликова, которые печатаются на страницах «Дорогого удовольствия» и личных аккаунтах автора в социальных сетях. Емкий, богатый на запоминающиеся детали язык, уместное сочетание фактологической и авторской информации – это характеристики материалов Дмитрия. В качестве примера может служить текст о путешествии по Камчатке: «Полуостров Камчатка – пожалуй, самая уникальная территория нашей страны. Именно здесь сосредоточены самые крупные вулканы и гейзеры Евразии.

Именно здесь обитает огромное разнообразие лососевых рыб и самая высокая популяция медведей на континенте» [7]. Композиционно-речевое оформление соответствует основным канонам софт-журналистики. А именно – экспрессивность и образность текста: «Пикантной вишенкой на этом снежном торте является отдых на горячих источниках, всю прелесть которого можно оценить именно зимой, когда ты, уставший, сначала млеешь в целебной термальной воде, а согревшись, прыгаешь в свежий сугроб или холодный пруд».

Важной чертой является также диалогичность речи («Хотите представить себя покорителем Луны, отправляйтесь на Горелый»), ее оценочность («Камчатка, как известно, земля медведей…»). В трэвел-текстах Дмитрия Куликова есть и другие особенности софт-медиа – он часто вводит яркие художественные детали, уточняет некоторые моменты путешествия, создает бэкграунд: «Снежный период, с февраля по апрель, привлекает сюда горнолыжников и сноубордистов со всего мира возможностью спуска со склонов вулканов. <…> В этом году здесь возвели первый иглу-отель в России – базу отдыха, целиком построенную из снега. Снежные домики, ледяной бар и большие снежные фигуры создают непередаваемую атмосферу». Подобные упоминания о климатических особенностях, географические и общественные отсылки придают материалу не только некую энциклопедичность, но и привносят новизну в исследуемую тему. Наличие подобных черт, необходимых для любого трэвел-текста, позволяет погрузить читателя в туристическую обстановку, побуждают воспроизвести описываемые маршруты.

Все это также говорит и о персонализации статьи. Автор не ставил перед собой цели просвещения читателя, он делает ставку на эмоциональную оценку окружающей действительности: «Прогулочный маршрут пролегает по очень красивым сквозным гротам Авачинской бухты. Это непередаваемо – ощутить себя один на один с морем в окружении невероятных пейзажей». В этом находит свое отражение инфотеймент. Трэвел-журналистика – проводник в мир путешествий – редко следует традиционным журналистским принципам и общественным интересам.

Журналистика путешествий всегда будет трансформироваться в виду изменений в общественной жизни. И на данный момент нет причин для ее стагнации, ведь путешествия не перестают привлекать людей, а значит, будут создаваться новые побуждающие и вдохновляющие материалы.

Список использованной литературы:

1. Колесниченко А.В. Практическая журналистика: учеб. пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.– 192 с.

2. Там же.

3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. – 310 с.

4. Колесниченко А.В. Практическая журналистика.

5. Там же.

6. Кожевников Н.Н., Пашкевич Н.Л. Глокализация: концепции, характерные черты, практические аспекты // Вестник ЯГУ. Т. 2. № 3, 2005. С. 111–115.

7. Куликов Д. Камчатка: Край вулканов и гейзеров // Дорогое удовольствие. Июнь. 2016. URL: http://dorogoe.online/lifestyle/v-krayu-vulkanov-i-gejzerov/.

© Утенкова М.А., Лапко А.В., 2017


Комментировать


− два = 1

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru