Cтраны Азии на пути финансовых реформ | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Cтраны Азии на пути финансовых реформ

Cтраны Азии на пути финансовых реформ

Cтраны Азии на пути финансовых реформ

В формировании новой финансовой архитектуры повышается степень участия стран Азии, для которых характерны субрегиональные кластеры – группы стран с относительно замкнутым экономическим и финансовым оборотом, приоритетной ролью финансирования развития. В значительной степени требования, предъявляемые к эффективности и стабильности кредитно-финансовой системы, регулированию движения валютных средств и капитала, определяются потребностями этих образований. Однако, функционирование системы глобальных финансов, полноценным участником которой они становятся, уже не может основываться на регулировании финансовых систем отдельных государств. Все более требуются международные механизмы, основанные на сотрудничестве, как на государственном, так и негосударственном уровне.

Для значительной части стран Азии, регуляторные системы которых всё ещё не соответствуют современной модели, крайне сложной является дилемма, связанная с нахождением баланса между национальными и глобальными механизмами финансового регулирования. С одной стороны, необходима последовательная адаптация национальной финансовой системы к вновь разрабатываемым международным правилам, с другой – взвешенный подход к финансовым реформам без «забегания вперед», особенно в поддержке технологических инноваций и, одновременно, без чрезмерного консерватизма. В более широком плане в поддержке существующей модели экономического роста играют важную роль в регионе регуляторные реформы на национальном уровне, но они не могут обойтись без преобразований, которые определяют основные направления регулирования в мировой финансовой системе. Речь идет не только о глобализации подходов к регулированию, но и об изменениях на региональном уровне, где все более активно проходят процессы интеграции.

Но, несмотря на возросшую координацию международных и национальных институтов, по-прежнему остаются нерешенными вопросы регулирования, вытекающие из особенностей экономического развития, построения финансовых систем различных групп стран. Кредитные институты составляют основу финансовых систем стран Азии, которые прошли период коренных изменений после кризиса 90-х годов и последующего проведения программ по реструктуризации, часто с участием государства. За исключением Японии и Гонконга роль небанковских институтов является относительно небольшой, так как институты фондового рынка (биржа, страховые компании, пенсионные и взаимные фонды) не получили еще должного развития. В течение долгого времени в большинстве стран проводилась политика «финансового угнетения», предусматривающая дешевый и низкорисковый кредит банков, что ликвидировало стимул для экономических агентов по мобилизации средств на биржевом рынке. Кроме этого, в период «холодной войны» странам, поддерживающим политику США, было относительно легко финансировать дефицит бюджета из крайне политизированных фондов помощи. В результате произошедших структурных перемен банковские системы стран Азии стали характеризоваться с точки зрения собственности следующими основными группами кредитных институтов:

1) государственные банки, особенно в странах со «смешанной экономикой»;

2) частные коммерческие банки, выполняющие различные функции в зависимости от их направленности, размеров капитала и т.д.;

3) иностранные банки. Заметное место в странах Азии занимают государственные банки, на которые приходится значительная часть активов и которые имеют разветвленную филиальную сеть. Роль государственных банков является доминирующей в ряде стран, таких как Китай, Индонезия и Вьетнам. Центральные правительства и местные органы располагают собственными банками, финансирующими программы развития, депозитными банками, а также многочисленными сельскими кредитными институтами, которые успешно конкурируют с частными банками. После азиатского кризиса 1997 года они были реструктурированы, укрепилась капитальная база, были выпущены облигации для рекапитализации, в то время как неработающие кредиты (non￾performing loans, NPL) были переданы другим институтам. В то же время в результате проведенной консолидации уменьшилось число банков, усилилась конкуренция вследствие более диверсифицированного кредитного рынка и частичной приватизации. Так, банковская система Китая состоит из 4 государственных коммерческих банков, 11 акционерных коммерческих банков (АКБ), 3 банков для финансирования государственных программ, около 100 городских коммерческих банков и сотни сельских кредитных кооперативов, тесно связанных с государственной финансовой системой. Государственные банки Китая контролируют более половины активов в банковской отрасли, АКБ почти 15%, городские банки 5%, на сельские кооперативы и иностранные банки приходится остальные 26%. На государственные банки в Индонезии, включая 5 государственных банков и 26 региональных банков развития, принадлежащих 33 провинциям, приходилось около 42% объема депозитных и кредитных рынков в 2008 г. После азиатского финансового кризиса 1997 г., часть государственных банков, в ряде стран и, в частности в Индонезии, была объединена и приватизирована. Тем не менее, правительства держат «золотую акцию», чтобы сохранить контроль над этими приватизированными учреждениями .

Частные коммерческие банки многих стран Азии создавались на базе бизнес- групп, оказывающих большое влияние на внутреннюю политику. Начав свою деятельность в нефинансовом секторе, они, благодаря льготам со стороны государства, в том числе в области обменного курса, доступу к дешевому низкорисковому финансированию со стороны государственных банков и внешних заимствований, быстро расширяли сферу своих операций, чтобы стать гигантскими конгломератами, как чеболи в Южной Корее. Как универсальные банки в Германии и Японии, частные банки в Индонезии занимаются не только розничной и оптовой коммерческой и инвестиционной банковской деятельностью, но, кроме того, имеют тесные отношения с аффилированными коммерческими предприятиями, которые характеризуются перекрестным владением ценными бумагами и общими директорскими местами. Иностранные банки усилили свои позиции на азиатском рынке в основном после азиатского финансового кризиса, когда им было разрешено официально участвовать во внутренних операциях, создавая собственные филиальные сети, а также приобретать местные банки в процессе приватизации, слияний и поглощений. После решений ВТО по отраслям финансовых услуг, иностранцы получили возможность владеть почти ста процентами обыкновенных акций местных банков во многих странах Азии. В настоящее время иностранные банки и совместные банки с иностранным капиталом контролируют в Индонезии 12 % банковских депозитов и более 14 % коммерческого кредитования, на них приходится около двух процентов активов банковского сектора в Китае.

Иностранные банки активно конкурируют с местными банками, используя передовые технологии по кредитным операциям и при оценке риска, которые помогают снизить банковские спреды и повысить эффективность и надежность. Мировой финансовый кризис 2008–2009 гг. и последующий кризис суверенного долга и банковского сектора еврозоны 2011–2012 гг. явились серьезным предупреждением азиатскому финансовому сектору в отношении уязвимости азиатских экономик к ударам, возникающим на мировом финансовом рынке. Более того, одним из ключевых уроков кризиса еврозоны явилось то, что дальнейшая интеграция финансового рынка требует большей интеграции финансового регулирования и надзора. Осознанию необходимости более тесного международного сотрудничества способствовал и ряд других факторов более конкретного характера. Во-первых, хотя глобальный финансовый кризис стимулировал волну усиления финансового регулирования под эгидой G20, поставленные задачи в значительной мере определялись интересами стран с развитой экономикой. В то же время растет потребность азиатских стран в формулировании на глобальных форумах, таких как Совет по финансовой стабильности и G20 своей точки зрения, которая может быть выдвинута официальными региональными объединениями стран Азии. Во-вторых, усиливается региональная экономическая и финансовая взаимозависимость в Азии, в том числе между странами АСЕАН, Китайской Народной Республикой, Японией и Республикой Корея, в результате развития сетевых цепочек поставок и финансовой либерализации, поднявших коэффициент корреляции экономической и финансовой деятельности в регионе.

В-третьих, наличие больших глобальных или региональных финансовых компаний в регионе повышает риск вторичных кризисных явлений и «заражения», что вызывает необходимость более скоординированного подхода к надзору, в том числе созданию наднациональных надзорных органов. В-четвертых, финансовое развитие и интеграция должны способствовать экономическому росту, и растущая гармонизация регионального регулирования и взаимное признание нормативных стандартов и правил может поддерживать этот процесс и снизить связанные с ними системные риски. Азия все более испытывает необходимость диверсификации своих кредитно- финансовых систем для того, чтобы снизить чрезмерную зависимость от банковского сектора, имеющего в своей основе, как известно, устойчивое несоответствие сроков погашения активов и пассивов. В настоящее время во многих азиатских странах на банковскую систему приходится более 60% всех имеющихся финансовых активов. Интенсивное развитие институциональных инвесторов, ориентированных на среднесрочное и долгосрочное финансирование, позволило бы сократить это несоответствие и обеспечить дополнительные средства для экономического развития. Индустрия управления активами, в частности, может помочь усилить подушку безопасности предприятий, тем самым увеличивая их способность брать на себя долговые обязательства и активно воздействовать на инвестиции, что будет также способствовать укреплению предпринимательского сектора. Но до сих пор на эту группу финансовых институтов приходится менее одной трети активов, причем основная часть приходится на развитые финансовые центры – Японию, Гонконг и Сингапур.

Новые подходы к глобальному финансовому регулированию / Под ред. Л.С.Худяковой.


Комментировать


× 9 = шестьдесят три

Яндекс.Метрика