DATA-журналистика и традиционные медиа | Знания, мысли, новости — radnews.ru


DATA-журналистика и традиционные медиа

1

С ростом влияния Интернета и цифровых технологий, медиа коренным образом трансформируются. Причем меняется не только форма подачи сообщений, но и функции журналистики, актуализируются новые методы поиска и интерпретации информации. Многие эксперты соглашаются с тем, что data-журналистика– это не модный медиатренд, а жизненная необходимость для медиа в ближайшем будущем.

В англоязычных источниках можно встретить различные термины, касающиеся журналистики и данных. В Википедии, кроме “data journalism”, нашлись еще “database journalism” и “data-driven journalism”. Все эти термины в английском языке являются самостоятельными, однако в основе каждого из них – новые способы работы журналистов с данными.

Портал Technopedia определяет data-журналистику «как использую- щую данные и числа, чтобы лучше объяснить или изобразить новостную историю. Данные могут помочь журналисту показать какую-то историю, могут стать источником информации, или и то, и другое» [1]. Нынешняя «журналистика данных» появилась не вдруг.

Так 4 ноября 1952 года телекомпания CBS впервые применила метод так называемой «компьютерной журналистики», а проще говоря, использовала компьютер для обработки информации. Основываясь на анализе симпатий избирателей с 1944 по 1948 год, в прямом эфире было осуществлено моделирование результатов президентских выборов. Несмотря на то, что прогноз существенно отличался от результатов социологических опросов, он оказался точным [2]. В 1960-х годах журналисты (преимущественно занимающиеся расследованиями) начали использовать в работе базы данных государст- венных архивов: с их помощью выявляли определенные тенденции, разоблачали нарушения со стороны власти. В 1970-х заговорили о точной журналистике, которая предусматривала использование исследовательских методов, используемых в социальных науках.

Она была реакцией на такие негативные проявления, как зависимость от пресс-релизов и провластных источников информации. Сегодняшнее же пониманиев data-журналистики– следствие роста влияния новых технологий [2]. Однако следует принимать data-журналистику не как замену традиционной, а как полезное и актуальное её дополнение. Data-журналистика – это старт эволюции наших предыдущих практик, которые адаптируются к онлайну, она служит двум важным задачам редакционной организации: поиск уникальных историй (не из агентств новостей) и выполнения функции «сторожевых псов». При этом, data-журналистика может решить некоторые проблемы традиционных уже на данном этапе:

1. Устранение информационной асимметрии. Так, согласно утверждению Тома Фрайса из Bertelsmann Foundation, информационная асимметрия заключается не в недостатке самой информации, а именно в неспособности воспринять и обработать ее и в тех же объемах и с такой же скоростью, с которой она поступает, – это и является одной из главных проблем, стоящих перед аудиторией в процессе принятия ею решений, которые касаются функционирования и жизнеспособ- ности. Так информация, полученная из печатных, визуальных и аудио СМИ влияет на выбор и действия аудитории. Качественная реализация data- журналистики помогает бороться с информационной асимметрией путём открытости и общедоступности источников информации.

2. Независимая интерпретация официальной информации. Основа data-журналистики – открытые и общедоступные массивы данных. Эти самые массивы дают возможность журналистам иметь доступ к «сырым» данным и научиться независимости от официальной интерпретации этих данных.

3. Экономия времени. Переводить вручную десятки страниц документов из формата PDF в .docx, расшифровывать часы аудиофайлов – работа трудоёмкая и затратная по времени. Поэтому, определенные умения программировать или знания, где искать людей, которые могут помочь, являются крайне ценными. Понятно, что такая работа с данными – это не журналистика в привычном смысле. Однако она даёт возможность сделать журналистский материал более информативным и достоверным.

Поскольку ниша data-журналистики в отечественном медиапрост- ранстве еще мало занята, то следует ожидать, что скоро она приобретет значительную популярность.

1. Бегтин И. Памятка по журналистике данных // Редакторский портал [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.redactor.in.ua/internet/3126.html

2. Пособие по журналистике данных: Официальный сайт РИА Новости [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ria.ru/files/book/_site/введение_2.html

Кордюков А.Ю.


Комментировать


− девять = 0

Яндекс.Метрика