«Homo solus» в условиях новой индустриализации экономики | Знания, мысли, новости — radnews.ru


«Homo solus» в условиях новой индустриализации экономики

Важной тенденцией развития современного знания в условиях нарастания темпов технологического изменения становится его приращение на основе изучения социальных трансформаций в эволюционирующей экономике при распространении пятого и шестого технологических укладов и углубляющихся процессов глобализации.

Эволюционные процессы экономики на основе достижений научно-технического прогресса в России возможны при реализации политики новой индустриализации как экономической политики, направленной на увеличение пропорции удельного веса индустриального комплекса в структуре экономики, основанной на базисных отраслях в условиях глубокой диверсификации с применением высоких технологий. В условиях углубляющегося процесса глобализации трансформируются отношения индивида и общества. Технологии повседневности инициируют более гибкие, ситуативные формы идентификации, усиливая проявление тенденции делокализации социальных действий, их извлечения из конкретного контекста и свободное перемещение в самых широких пространственно-временных рамках.

Массовое и интенсивное внедрение и распространение информационных технологий не только в производственном процессе, но и в повседневной жизнедеятельности индивида, в частности в условиях политики новой индустриализации, формируют новое потребительское поведение, ориентированное на удовлетворение социальных потребностей, используя товары и услуги на основе современного «софта»: потребность в организации досуга удовлетворяются просмотров фильмов он-лайн, прочтением книг онлайн; потребность в общении удовлетворяется общением в социальных сетях он-лайн; потребность в новом знании удовлетворяется дистанционными курсами он-лайн. Человек в современном тысячелетии оказался «на границах» множества социальных и культурных миров, контуры которых все больше размываются. Индивид впервые столкнулся с новой ситуацией, а именно с замещением реальности ее симуляцией – образом реальности, виртуализацией общества за счет использования информационных технологий [1].

В ситуации интенсификации жизненного темпа и доступности информационных технологий кардинально меняется содержание межличностных отношений: личные социальные контакты замещаются виртуальным взаимодействием. В век массового проникновения информационных технологий и непрерывных инноваций в структуру механизма социальных и экономических отношений Интернет постепенно вытесняет человека из реального мира. Человек в силу доступности он-лайн работы, покупок товаров и услуг, общения, обучения становится добровольным заложником в стенах одного местоположения, где есть средство коммуникации: сматфон, компьютер и Интернет, «в Японии в последние годы формируется «субкласс» компьютерных людей (они называют себя хикикомори; на молодежном слэнге в мире, да и в России, ‒ хикки), ведущих затворническую жизнь, добывающих средства на «прожитие» в Интернете за счет выполнения различных работ / услуг и месяцами, а то и годами не выходящих из дома!» [2, с. 14]. На основе названных характеристик человек приобретает характеристики «HOMO SOLUS» – человека одинокого [3]. Феномен человека одинокого становится предметом анализа с развитием информационных технологий не только в рамках психологии или философии, но и социологии и экономики [4; 5; 6]. Это является следствием сокращения количества живых межличностных контактов и замещением их виртуальными, основанными на выражении отношений и чувств друг другу при помощи упрощенных, формализованных символов (смайликах – прим. автора).

Также необходимо отметить, что одиночество в современной экономике является не только следствием «виртуальной изоляции», но и является одиночеством в толпе и при тесном общении [7], так как общение между людьми в современной экономике продолжается ровно до тех пор, пока это приносит выгоду обоим или хотя бы одной стороне. Здесь следует привести утверждение ведущего ученого в изучении проблемы одиночества Н.Е. Покровского: «Все исследователи сходятся на том, что одиночество в самом общем приближении связано с переживанием человеком его оторванности от сообщества людей, семьи, исторической реальности, гармоничного природного мироздания. <…> Современный человек ощущает одиночество наиболее остро в ситуациях интенсивного и подчас принудительного общения – в городской толпе, в кругу семьи, в среде друзей» [8, с. 30].

Подводя итоги, следует отметить, что одиночество с расширением распространения высоких технологий становится психологической характеристикой современного человека – HOMO SOLUS, вполне дееспособного, но «виртуально изолированного» в стандартизированном, обезличенном, усредненном киберпространстве от живых личных взаимоотношений. «Это зарождает проблему виртуальной коммуникации в сети как некоего симулякра реального общения, что ведет к прогрессированию одиночества индивида». [9, с. 34]

Литература

1. Клемашева, Е.И., Иванкина, Л.И. Пределы благополучия индивида в российском обществе / Е.И. Клемашева, Л.И. Иванкина // Азимут научных исследований: экономика и управление. – 2016. – Т. 5. – №3. – С. 119–121.

2. Бодрунов, С.Д. О некоторых вопросах эволюции экономико-социального устройства индустриального общества новой генерации / С.Д. Бодрунов // Экономическое возрождение России. – 2016. – №3(49). – С. 5–18.

3. Тюменцева, Г.А. «Интерактивное» одиночество / Г.А. Тюменцева // Научный альманах. – 2014. – №2. – С. 5–18.

4. Пузанова, Ж.В. «Одиночество» как предмет эмпирического анализа / Ж.В. Пузанова // Социология: методология, методы и математическое моделирование (Социология: 4М). – 2009. – №29. – С. 132–154.

5. Миллер, О.В. Социальные сети как способ решения проблемы одиночества пожилых людей / О.В. Миллер // Инновационная наука. – 2015. – №7–2. – С. 157–159.

6. Масленникова, О.Н., Шальнова Е.C. Homo solus: человек одинокий / О.Н. Масленникова, Е.С. Шальнова // Известия высших учебных заведений. Серия «Гуманитарные науки». – 2011. – Т. 2. – №2. – С. 131–139.

7. Федотова, В.Г. Хорошее общество / В.Г. Федотова. – Москва: Прогресс-Традиция, 2005. – 544

8. Юрков, С.Е. Одиночество и фазы аномии / С.Е. Юрков // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. – 2015. – №1(13). – С. 29–38

9. Лопатинская, Т.Д. Одиночество в сети: особенности самореализации человека в условиях виртуальной среды / Т.Д. Лопатинская // Общество: философия, история, культура. – 2016. – №10. – С. 34– 36.

Клемашева Елена Игоревна


Комментировать


+ 9 = одиннадцать

Яндекс.Метрика