No money — no honey: как университеты могут изменить рынок научных коммуникаций? | Знания, мысли, новости — radnews.ru


No money — no honey: как университеты могут изменить рынок научных коммуникаций?

Главная проблема научных коммуникаций в России — отсутствие развитого рынка. Научные коммуникации не сводятся к заказу крупной пиар-компании на размещение интервью с ректором в федеральной прессе, это и помощь молодому стартапу в наукоемкой отрасли найти инвестора, и привлечение абитуриента к новой научной дисциплине, и спецпроект о новых лабораториях университета в научно-популярном издании. Рынок научных коммуникаций фактически охватывает все взаимодействия науки с бизнесом, государством и обществом.

И в настоящий момент для формирования и развития этого рынка на нем крайне мало ресурсов. На сегодняшний день ресурсы на популяризацию науки и научного знания приходят от коммерческих компаний, благотворительных организаций, фондов и институтов развития, но круг этих источников заметно ограничен, при этом научные коммуникации не являются для этих участников рынка приоритетным направлением.

Ресурс, который может существенно изменить ситуацию на рынке и который действительно заинтересован в пиаре науки — это университеты, и пока что они не очень активно участвуют в этом процессе. Сейчас большинство вузов скорее заинтересованы в GR-обслуживании, то есть в том, чтобы на главной странице сайта висела фотография ректора университета с президентом или премьер-министром, а не в том, чтобы рассказать о научных достижениях и научных разработках собственных профессоров.

Во многом это связано с тем, что успех высшего учебного заведения напрямую зависит от того, насколько хорошо оно взаимодействует с органами государственной власти. Другая сторона проблемы состоит в том, что у пресс-служб вузов очень мало собственно медийной экспертизы и ресурсов для того, чтобы самим заниматься просветительской деятельностью, но именно эту задачу им могут помочь решить медиа.

У университетов есть прямой интерес в продвижении ученых и их исследований, и задача пресс-служб, департаментов коммуникаций и пиара — помочь вузам его сформулировать, объяснить, каким должно быть правильное продвижение и почему на него нужно тратить ресурсы. Если что-то не является основой бизнеса, то этот функционал необходимо аутсорсить, для повышения эффективности работы собственной организации. Это устойчивая мировая практика. Для университетов основа — это производство знания, для просветительских медиа — его продвижение.

Вузам не нужно создавать свое медиа или агентство по производству пресс-релизов (правда, завязывайте с пресс-релизами, их давно никто не читает), им нужно отдать решение задач по пиару науки тем, кто занимается этим на постоянной основе, и тогда обе стороны окажутся в выигрыше.

Когда университеты начнут выделять хотя бы небольшую часть своего бюджета на популяризацию своих ученых и проводимых в их стенах академических исследований, а не только на печать буклетов, дни открытых дверей, рассказы о том, что ректор здесь и как физики шутят, то колоссальный потенциал этого рынка наконец раскроется.

Пресс-службам вузов нужно учиться не тому, как писать новости и организовывать публичные мероприятия (хотя и это тоже полезно), им нужно научиться обычному маркетингу, а именно: понимать, что сколько стоит, как формировать KPI, как формулировать заказ, как оценивать эффективность проекта и как презентовать его собственному руководству.

Это значит, что всем заинтересованным сотрудникам внутри университетов, отдельных факультетов и центров нужно просто научиться правилам рынка. Причем не только тому, как тратить деньги, но и тому, как аргументированно взаимодействовать с собственным руководством, объясняя ему, почему нужно инвестировать ресурсы именно так.

И если университеты со своей стороны будут в этом заинтересованы, то просветительские медиа будут рады им помочь и поделиться своими компетенциями, в том числе по формулированию коммуникационных задач. Если говорить об опыте «ПостНауки», то за пять лет существования мы потратили много энергии, чтобы показать нашим партнерам-университетам, что такой пиар — это не только правильно, но и крайне эффективно, и это проявляется в увеличивающемся количестве заказов на спецпроекты.

Мы работали с такими университетами как Сколтех, Иннополис, питерский Политех, Шанинка (МВШСЭН), МИСиС, а сейчас начинаем большой проект с Корпоративным университетом Сбербанка. Помимо этого мы активно работали в рамках спецпроектов с такими инфраструктурными организациями, как РВК, РОСНАНО и Политехнический музей.

Там, где партнер мог точно сформулировать стоящую перед ним задачу (от сбора заявок на магистерские программы и повышения узнаваемости бренда вуза до продвижения ученых и их инновационных лабораторий), всегда удавалось подобрать специальные форматы, будь то мультики, лонгриды или даже целые образовательные курсы. «Для университетов основа — это производство знания, для просветительских медиа — его продвижение» И речь идет не только о «ПостНауке» и Serious Science, многие медиа на этом рынке уже умеют так работать. Есть хорошие примеры спецпроектов у таких изданий, как N+1, «Троицкий вариант», «Биомолекула», «Арзамас». А при правильном подходе можно также привлечь к решению коммуникационных задач тематические youtube-каналы, региональные медиа и даже группы в социальных сетях.

Еще пять лет назад, когда мы открывали «ПостНауку», не было даже намека на этот рынок, а сейчас на нем появляется много интересных игроков, осваиваются практики научных коммуникаций, и есть все основания для роста. Если на этот рынок придут университеты и начнут четко формулировать заказ, то это будет стимулировать конкуренцию между игроками, что будет способствовать не только улучшению качества продукта, но и прозрачности ценообразования и росту эффективности вкладываемых средств. И от этого выиграют все участники научных коммуникаций.

Ивар Максутов, Софья Панина


Комментировать


четыре × = 12

Яндекс.Метрика