WEB-эпидемия как феномен современного коммуникативного пространства: постановка проблемы

Поисковая система как инструмент формирования общественного мнения

Современная культура продемонстрировала особую власть актуальных коммуникативных практик, которые за короткое время способны популяризировать самые разнообразные идеи и ценности (как аксиологические, так и чисто потребительские).

В данной статье мы обратимся к авторскому наполнению понятия «веб-эпидемия», объединяющему ряд разнообразных явле ний, связанных тем не менее единой логикой и механизмами репрезентации. Но прежде чем перейти к непосредственному анализу понятия, необходимо в общих чер тах охарактеризовать те явления, которые выступили своеобразным «базисом», коммуникатив ным архетипом его реализации в коммуникативном пространстве.

Здесь особая роль принадле жит рекламе. В современном обществе сущность рекламы не представляется возможным определить только информационно-экономическим аспектом, как инструмент маркетинга, работающий с восприятием потребителя для наиболее интенсивного продвижения товаров и услуг на рынок. Вместе с развитием общества реклама претерпела глубинные качественные изменения и обосо билась как отдельный социокультурный феномен, который, помимо своей изначальной функ ции – носителя экономической информации, включает в себя разнообразные культурные со ставляющие: социальные, моральные, этические представления, осознаваемые и неосознавае мые установки, модели поведения, различные стереотипы. Если обращаться к трудам известного теоретика медийного пространства Маклюэна, то важно обратить внимание на исходный тезис его философии: «Средство сообщения есть сооб щение», другими словами, избираемые для трансляции средства сообщения формируют особый тип информационно-коммуникативной культуры.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

На сегодняшний день наиболее актуальным и востребованным коммуникативным про странством оказывается интернет-пространство. Его популярность среди аудитории обуслов лена, на наш взгляд, рядом факторов и особенностей: – простота и одновременная всесторонность восприятия (задействованы как аудиальные, так и визуальные формы восприятия); – свобода выбора информации и одновременная возможность самостоятельного конст руирования «информационной повестки» дня; – возможность авторского начала, способность человека перейти от статуса потребителя к статусу создателя сообщения; – вовлеченность в актуальную, постоянно обновляемую среду, широкие возможности для оперативного изменения информации, скорости ее передачи, обмена мнениями (дискуссионность); – сетевой принцип организации данного пространства – собственно коммуникативность, позволяющая пользователям находиться в среде общения, формировать «глобальный полилог» среди пользователей. И интернет-среда, и реклама как феномен обладают общими характеристиками, связан ными с возможностью широкой трансляции сообщений, «вирусным» характером их распро странения, что, по сути, может рождать ассоциацию с явлением эпидемии. Именно данные ха рактеристики и позволили нам выйти к авторскому концепту, обозначенному как веб-эпидемия.

Итак, обращаясь к указанным выше рядоположенным категориям, мы выходим к интер претации авторского понятия веб-эпидемия, которую мы понимаем как распространенную в интернет-пространстве стратегию поведения, на короткий промежуток времени объеди няющую стихийно разрозненных пользователей на основе идейно-тематического посыла, обеспечивающую эффект массового заражения. Веб-эпидемия отличается рядом характерных признаков: – виртуальная среда существования и активного использования (в отдельных случаях не исключающая возможности выхода в пространство реальных взаимодействий); – возникновение в среде непосредственных онлайн-коммуникаций пользователей, непо средственно связанных с актуальной повесткой дня (отражает не столько актуальность собы тия, сколько актуальный способ коммуникации);

– непосредственное авторское включение в процессы создания и распространения сооб щений; – популяризация на короткий промежуток времени («принцип волны»); – лаконизм информационного «вброса»; – отсутствие рамок по принципу «свои – чужие», то есть равный характер включения для любых социально-демографических групп; – добровольность участия, стихийный характер присоединения; – вирусный механизм распространения, не ставящий изначально и целенаправленную ус тановку на популяризацию; – непредсказуемый характер выбора сюжета; – вербальная номинация (через хештеги, слоганы, имена персонажей), выступающая ос новой для идентификации участников акции. Используя теоретический метод типологизации явлений, мы можем выделить несколько возможных типов представленности веб-эпидемий в современном коммуникационном про странстве. По содержательно-тематическому признаку веб-эпидемии могут быть нацелены на сле дующие типы контента: – экзистенциально-психологический – предполагает форму своеобразной исповеди участ ника, возможности проговорить, осмыслить значимые (порой, трагические) обстоятельства собственной биографии.

Наиболее характерным примером можно считать проект «Я не боюсь сказать», предполагающий рассказы реальных жертв сексуальной агрессии или психологиче ского давления; – развлекательно-юмористический – в основе информация, информационный стимул, на правленный на комический образ, сатирическое отражение действительности или фиксацию и распространение контента развлекательного характера; – идеологический – направлен на достижение определенных социально-значимых целей – привлечение внимания к актуальной общественной проблеме и ее решению.

По типу представленности контента веб-эпидемии могут быть ориентированы на сле дующие форматы: – визуальный – предполагает активное тиражирование фото и видеоизображений; – текстовый – размещение своего рода посланий, размышлений, слоганов, в некоторых случаях полноценных и полных текстовых фрагментов; – визуально-тестовый – присутствует чаще всего как взаимодополняющие форматы.

По субъекту репрезентации можно выделить: – персонально-ориентированные – когда центральным компонентом транслируемого кон тента оказываются персональные данные самого пользователя (особенности его биографии, фото, видео); – личностно-ориентированные – совпадают с предыдущим типом по характеру презен туемой информации, но связаны не с личностью распространителя, а с направленностью его интереса к личности другого человека; – абстрактно-ориентированные – когда в качестве субъекта тиражирования выступает одушевленный, но не конкретный образ (например, популярный мем – Ждун). Еще один критерий – характер действенного начала: – выраженный характер действия – когда использование механизма распространения кон тента связано с достижением каких-то конкретных целей, предполагает совершение определен ных действий, несет социально-выраженный посыл; – характер спонтанного действия – действует как стихийное начало, не всегда ориентиро ван на целенаправленный мотив или посыл.

Тем не менее, несмотря на достаточно активное распространение веб-эпидемий в практи ке интернет-взаимодействий, данный феномен пока не нашел достаточного освещения в лите ратуре, в том числе культурологической, не конкретизирована его содержательная интерпрета ция и типы представленности.

Таким образом, на сегодняшний день необходимо культурологическое осмысление фено мена веб-эпидемии как особой стратегии поведения интернет-пользователей, разработка ав торского определения данного понятия, выделение основных признаков и типов данной страте гии, закономерностей функционирования вирусного механизма распространения контента.

Е. Г. Сагдеева


Комментировать


3 + шесть =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru