Возрождение храмов Тарусского уезда | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Возрождение храмов Тарусского уезда

Таруса. 9 марта 2013 года.

Таруса. 9 марта 2013 года.

Господь смилостивился над нами — двадцать лет назад по ходатайству верующих открыли храм, единственный на тридцать верст вокруг. Его открыли зимой, приехал из Москвы батюшка, Леонид Гвоздев, молодой, высокий, интеллигентный, в очках, весьма немногословный. Это был его первый приход. Раньше работал в институте философии. Женат. К тому времени в семье было уже трое детей. Сейчас пятеро.

Со своими детьми, с двумя старшими мальчиками, батюшка расчищал территорию, выносил из храма «стеклопосуду», сам смастерил из оргалита первый иконостас. Храм открьши на Крещение, и службы начались. Люди несли спасенное и убереженное, доставшееся по наследству: иконы, утварь, давали деньги, кто как помогал. Внук последнего священника нашего храма, репрессированного в 1930-х годах отца Николая Успенского, художник Борис Александрович Успенский подарил шитые покровы из храма и облачение своего деда.

На первую Пасху пришла вся Таруса, церковь не вместила всех, и стояли вокруг храма стар и млад со свечками, встречая крестный ход, который шел по грязи и колдобинам только что освобожденного от хлама церковного двора. Так был снят первый «культурный слой» на пути восстановления, возрождения, в надежде воскресения, которая нам воссияла в ту первую Пасху. С Божией помощью нашелся архитектор-реставратор, настоящий знаток своего дела.

С Божией помощью прибыла бригада строителей, согласных жить в сарае и работать по шестнадцать часов в сутки. С Божией помощью и неустанными трудами батюшки добывались кирпич, доски, бревна, камень, медь на крышу… Все, что нужно. Чудом художники за одно лето выполнили первый иконостас. Чудом нашлись кованые решетки с окон храма. Они служили забором у одной старушки в соседней деревне. Чудес было много, всех не перечислить, Помогал город, помогали строители и предприниматели, просто люди — своим трудом и сбережениями, помог Союз художников деньгами и выставками работ в пользу храма, писатели и артисты — концертами.

Всеобщим праздником осенью 1991 года было возведение колокольни и воздвижение на ней креста. Так появилась на Воскресенской горе в Тарусе вертикаль, видная отовсюду, не труба, дымящая и смердящая, а свеча Богу — труждающимся на радость, на укор нерадивым. И зазвонил колокол на всю Тарусу!

Сейчас нашему храму двадцать лет. Поднялись и купол, и главки. У нас резной иконостас, и иконы выполнены лучшими мастерами, и стены храма расписаны. А осенью 1997 года установили каменный резной крест в память всех православных христиан, похороненных на заброшенном погосте вокруг храма, построена крестильня, ухожен церковный двор. В общем, у нас в Тарусе храм Воскресения Христова восстановлен, и его бытие влияет на всю здешнюю жизнь как закваска в Евангельской притче.

Теперь уже стали привычными радость и удивление всех, кто впервые входит в него, и их недоумение: «Кто и как создал эту красоту?» Но ведь недаром Таруса — город художников. Руководство по внутреннему убранству храма было возложено на Ирину Васильевну Ватагину — дочь знаменитого скульптора В. А. Ватагина. Ирина Васильевна — известный иконописец и художник-живописец, с юности училась иконописи и реставрации у монахини Иу-лиании (Марии Сергеевны Соколовой). Сделаем небольшое отступление и почтим память Ирины Васильевны. Из статьи о ней Инны Шульженко: «Пасхальными днями 2007 года преставилась по Господу Ирина Васильевна Ватагина, знаменитый иконописец, благоукрасительница и прихожанка нашего Воскресенского храма. На панихиде перед погребением на старом тарусском кладбище отец Леонид сказал: «В Свято-Никольском храме в Москве на Маросейке, прихожанкой коего была Ирина Васильевна, ее отпевали четырнадцать священников и три диакона. Среди них были священнослужители из Троице-Сергиевой Лавры, в росписи и восстановлении которой Ирина Васильевна принимала большое участие. На отпевании также присутствовали профессора и преподаватели Московской Духовной академии, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев и протоиерей Дмитрий Смирнов. Будучи главой иконописной школы, Ирина Васильевна была профессором Свято-Тихоновского гуманитарного университета, и храм был полон ее учеников».

Продолжим рассказ о художниках, участвующих во внутреннем убранстве церкви Воскресения. Супруги, художник-живописецИрина Старженецкая и скульптор Анатолий Камелин, впервые круто повернули свое творчество в этом направлении, и именно на них выпала основная часть работы. В этой работе также принимали участие Евгений Утенков и Юрий Мачерет. Мы поминаем о здравии наших благоукрасителей, подаривших нам эту красоту. Их гораздо больше, чем мы упомянули: Мария Ватагина, Татьяна Ерохина…

Сорок восемь храмов было в Тарусском уезде в начале XIX века, а в нынешних границах района — двадцать один. Во всем уезде лишь в Тарусе зазвонил колокол и позвал к возрождению. Четыре храма откликнулись на зов и начали этот путь. Все они входят в тарусский приход, и настоятель у нас один — отец Леонид Гвоздев, и помощь идет в основном отсюда — от тарусской церкви Воскресения.

Наш рассказ о восстановлении четырех из сорока восьми порушенных в разные времена храмов вокруг Тарусы, сорок один ждет своего часа. Когда этот час наступит, знает только Бог, а наше дело — его приближать. Многие жители сел на нашей земле уже приступили к этому святому делу. В селах Трубецкое, Барятино, Лопа-тино это стремление родилось и развивается.

Как и в других уездных городах России, в XVIII столетии на главной площади Тарусы был возведен каменный собор. Площадь эта называлась Соборной, собор был освящен во имя первоверхов-ных апостолов Петра и Павла, и был он, да и теперь остается, главной доминантой города. В советское время собор просуществовал до 1934 года. Последним священником был епископ Серафим Ко-котов, прослуживший здесь до самого закрытия храма.

В 1936 году епископ Серафим был арестован и приговорен к пяти годам заключения. Из ссылки он не вернулся. В 1934 году храм начали разрушать. Остались от собора только стены — ни куполов, ни колокольни. Тарусяне решили восстановить свой центральный собор и подали соответствующее прошение, которое в конце концов было удовлетворено.

Началось восстановление Петропавловского собора 12 июля 2001 года торжественной архиерейской службой, которую совершил Митрополит Калужский и Боровский Климент в нашей Воскресенской церкви, и крестным ходом с иконами святых апостолов Петра и Павла к собору. Там, у входа в храм, на площади при огромном стечении народа был отслужен молебен, послуживший началом возрождения храма.

Все необходимые замеры и чертежи выполнил московский архитектор Александр Любешкин, он же осуществлял архитектурный надзор, а строительством руководил отец Леонид.

Самым торжественным запомнился тот день, когда на колокольню высотой почти тридцать метров поднимали колокола. Самый большой из них весит восемьсот двадцать килограммов. Колокола были установлены на постаменте на всеобщее обозрение и буквально золотом горели на жарком июльском солнце. Поднимали его ручной лебедкой, поддерживали руками в узких для него проходах колокольни. Наконец над Тарусой раздались его глухие удары. Звонил Петр Гвоздев — профессиональный звонарь, сын нашего отца Леонида. Дождались! В Тарусе восстановлен центральный собор на главной площади города. Вырос храм руками Олега Спирина, Николая Шугаева (тарусского сварщика), Павла Кравченко, Игоря Завьялова (бас в церковном хоре), Александра Ирдина (мастер на все руки) и др.

8 Тарусе в Игумновом овраге испокон веков бьет мощный ис точник чистой воды. В былые времена здесь стояла кирпичная ча совня, и именно от нее начинались в Тарусе крестные ходы с Боголюбской иконой Божией Матери, чудотворный список которой был в Воскресенском храме. В 1848 году спасла Божия Матерь наш город от холеры, унесшей тысячи жизней в Калужской и Тульской губерниях. Тарусяне, взяв икону, отправились крестным ходом во круг города. Холера обошла Тарусу стороной.

Восстановление началось, и уже в 2008 году была построена новая часовня на месте разрушающейся старой. Самой первой в округе Тарусы после храма Воскресения Христова была восстацовлена церковь в честь святого евангелиста Иоанна Богослова в селе Кузьмищево. На горке, у самой дороги на Серпухов, стоит теперь белый скромный храм. Как рассказали нам прихожане этого храма, последним священником перед его закрытием был отец Илия, прах которого сейчас покоится на Кузьми-щевском кладбище.

9 октября 2000 года, в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова, люди вошли в храм на первый праздничный молебен. Реставрационные работы продолжались почти пять лет. Наконец 6 ноября 2006 года было великое освящение храма Митрополитом Калужским и Боровским Климентом. Белые стены, иконостас, вы полненный теми же художниками, которые украшали наш тарусский Воскресенский храм: И. В. Ватагиной, И. А. Старженецкой, Н. Г Утенковым. Казалось, что церковь будет построена когда-ни будь в будущем, когда будет больше средств и сил. Но нашелся не равнодушный и щедрый человек. «Этот благотворитель — Валерий Гарипов, будем молиться о его здравии и спасении души» — так сказал отец Леонид в своем слове перед освящением креста. Много сил и старания положили на восстановление храма тарусские строители и их бригадир Игорь Завьялов.

Наверное, нет красивее места в окрестностях Тарусы, чем село Истомино на речке Таруске. Она, эта речка, здесь полноводная, течет в высоких берегах, огибает под крутым обрывом деревню Слободку, в ивняковых зарослях течет дальше к Ильинскому омуту. И все это в восьми — десяти километрах от Тарусы.

еперь издалека, от самого шоссе, снова виден золотящийся на солнце высокий медный шпиль церкви и на нем золотой крест. А еще совсем недавно поверженный остов этого шпиля лежал возле храма в зарослях крапивы. И самого Успенского храма фактически не было. Что же случилось с прекрасным храмом, построенным в XVIII веке графом Иваном Толстым, а в XIX веке — перестроенным, обновленным? В таком виде встретил он безбожные времена и устоял, уцелел — единственный на всю округу. В 1910— 1938 годы в Успенском храме служил священник Дмитрий Молчанов. Будучи уже в преклонных годах, семидесяти трех лет, в 1938 году он был арестован и осужден по 58-й статье за антисоветскую деятельность и сослан в Казахстан сроком на пять лет. О его дальнейшей судьбе ничего неизвестно, из ссылки он не вернулся.

В последние времена, перед закрытием, постоянного служащего батюшки не было. Священники приезжали из других мест — только на службу. Храм закрыли. Говорили, что временно: нет священника. А теперь, по прошествии тридцати лет, в разграбленном здании даже пола не было.

Приехали из Протвина на жительство в Истомино Нина Сергеевна и Михаил Николаевич Ерохины, люди не старые, строители по профессии. Захотели жить в деревне, чтобы храм был. Их мечта и твердое намерение — восстановить истоминский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Постепенно нашлись Михаилу и Нине помощники.

Летом 2005 года стараниями старших детей детского православного лагеря с отцом Андреем во главе расчищена территория храма, выкорчеваны деревья, выросшие на месте трапезной. И конечно, в постоянных помощниках — тарусский приход храма Воскресения во главе с отцом Леонидом. Нашлись Михаилу и Нине еще помощники, работающие не за страх, а за совесть. Это Василий Константинович Коржос — тарусский житель; Александр Владимирович Фетисов переехал из Протвина. Работы по возрождению Успенского храма продолжаются. До конца еще далеко. Все лето 2007 года восстанавливали колокольню и упавший шпиль.

Большим праздником стал день 19 апреля 2008 года, когда этот шпиль был установлен, не нем укреплен золотой крест. На звоннице зазвонили девять колоколов. На самом большом из них отлиты имена Нины и Михаила Ерохиных и жертвователей на это благоугодное дело.

Село Вознесение в пятнадцати километрах от Тарусы называется по имени храма, построенного в XVIII веке владельцем села помещиком С. А. Чаплиным. Это единственный в Тарусском уезде двухэтажный храм, возведенный по индивидуальному проекту. В селе уже не осталось никого, кто помнил бы прежние службы в храме, престольные праздники: на Вознесение, на Казанскую. Но как разрушали храм в 1930-х годах помнят, как сбросили колокола, а потом били их на куски, чтобы продать на металл. Только проку от продажи не было. Возчик пропил все деньги и три дня в селе не появлялся, а когда объявился, сказать, что с ним было, ничего не мог. Забыл.

Учитель Виктор Владимирович Стручков выполнил с учениками уникальный макет из картона — реконструкцию храма в масштабе 1:75 по чертежам и фотографиям, найденным в архивах. И все увидели, каким храм был и каким должен бы стать после восстановления. В ожидании лучших времен группа сельчан собиралась сначала на холодной террасе бывшего совхозного детсада, а затем с большим трудом добилась освобождения совхозного «холодильника», бывшего когда-то церковным погребом или амбаром.

Небольшое кирпичное строение с купольным покрытием неподалеку от собора стало их новым малым храмом. Собрали пожертвования с односельчан и на эти небольшие деньги самостоятельно отремонтировали крышу, побелили стены. Тарусские мастера возвели над храмом главку и крест и соорудили небольшую алтарную преграду к Царским вратам. Тарусский священник отец Андрей изготовил престол для алтаря.

Отец Леонид освятил этот малый храм Вознесения в феврале 2004 года. Собрались односельчане на это радостное событие, небольшой храм не вместил всех, село-то немалое. А перед самым освящением пришел привет из прошлых времен. Татьяна Анохина, внучка последнего священника Вознесенской церкви — отца Федора Воинова, передала фотографии семьи батюшки.

Е.П. Морозова-Утенкова


Комментировать


+ 3 = семь

Яндекс.Метрика