Исторические и функциональные аспекты телевизионного сериала

К использованию на занятиях учебного телевидения

В статье рассмотрены исторические предпосылки возникновения телевизионного сериала, формирование и эволюция жанров. Помимо этого, представлены функциональные аспекты телесериала как мощного средства транслирования опыта и трансформирования личности. The article considers the historical prerequisites for the emergence of a television series, the formation and evolution of genres. In addition, functional aspects of the TV series are presented as a powerful means of transmitting experience and transforming personality. Аудитория современных масс-медиа была «готова» к сериалам еще в XIX веке, когда средства массовой информации только зарождаются в формате печатных изданий.

Они выпускались периодически, то есть, сюжет детективных рассказов, романов-фельетонов и иных литературных произведений получал последовательное изложение в нескольких номерах газет (журналов). Что же касается сериала, то и он, вслед за печатными изданиями, имеет цикличную структуру. Под телесериалом подразумевается многосерийный фильм с несколькими сюжетными линиями, или многосерийная программа [1]. По данным другого источника, сериал – это кинопроизведение, состоящее из многих серий и предназначенное для демонстрации по телевидению; разновидность телевизионных передач, которые состоят из отдельных, последовательных эпизодов [2].

История первых телесериалов берет свое начало в Америке 30-х годов ХХ столетия. В то время они представляли собой радионовеллы – короткие мелодрамы, сюжет которых декламировался в эфире, а развязка откладывалась до следующего раза. Нужно сказать, что первые радионовеллы пользовались большой популярностью в Испании и странах Латинской Америки среди неимущего населения, не имевшего средств на покупку телевизора [3], а затем под названием «мыльные оперы» распространились на территории СССР и в странах Европы. Тогда такие радионовеллы стали выпускаться уже в виде телесериалов. До середины 1960-х годов «мыльные оперы» считались самой жизнеспособной формой телетрансляции, так как сериал выступал удобной площадкой для показа большого количества рекламы. В дальнейшем такой формат телевещания стал наиболее интересным для авторов телепроектов, рекламодателей и массового зрителя [4]. Переход от «мыльных опер» к телесериалам происходил в период между 1949 и 1957 годами, в связи с выходом на экраны сериала «Одинокий рейнджер» («The Long Ranger») американского производства. Данный сериал включает в себя 5 сезонов – порядок серий, в течение которых развивается сюжетная линия. На территории СССР в качестве своеобразной предтечи сериалов можно упомянуть радионовеллу «Семнадцать мгновений весны» (1971-1973 гг.). Она имела большую популярность и явилась основой для одноименного телесериала. Уже со второй половины 1980-х годов в СССР получают тотальное распространение латиноамериканские «мыльные оперы» – «Рабыня Изаура», «Дикая Роза», «Богатые тоже плачут», «Санта-Барбара». В центре этих сериалов – судьба людей, преследовавших мечту выбиться в люди и обрести счастье в жизни, несмотря на классовое неравенство. В конце 90-х годов основной темой русских сериалов становится «бандитская Россия», где главными действующими лицами выступают милиционеры и криминальные группировки. В качестве примера можно привести такие популярные телесериалы, как «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», и другие.

Характерно, что данная тематика не утратила своей актуальности до сих пор. На сегодняшний день сериал прочно вошел в жизнь современного человека, предпочитающего проводить свободное время именно за просмотром сериала. Обычно создатели сериалов не претендуют на то, чтобы «развивать творческое начало зрителя, эстетически воспитывать или вызывать глубокую рефлексию» [5], хотя и способствуют формированию у зрителя определенного взгляда на мир. В числе прочих сериалов есть и такие, которые, исходя из своего контента, имеют богатый информативный потенциал. К таковым можно отнести документальные, исторические, а также медицинские сериалы. Таким образом, сериал в современном мире становится средством медиакоммуникации и способом информирования общества. Российский философ и культуролог В. Куренной говорит о том, что «сериалы –это гигантское расширение опыта и мощный инструмент трансляции знаний» [6]. При этом следует отметить, что количество серий, а также хронометраж сериала является ключевыми характеристиками, определяющими спрос на тот или иной сериал у зрителей. Существует также корреляция между продолжительностью сериала и темпераментом потребителя. Так, сериалы, длящиеся около 30 минут создают впечатление постоянства, так как герои на протяжении всего сериала, как правило, не меняются. В структуре серий имеет место повторение довольно однообразных диалогов и штампов, которые заметно упрощают восприятие. Существует мнение, такого рода сериалы смотрят неуверенные в себе люди. Сериалы, где отдельно взятая серия занимает 45-60 минут, обычно занимает от 8 до 10 сезонов. Они предполагают разнообразие актеров и съемочной группы наряду с запутанным и непрерывно развивающимся сюжетом. Замечено, что таким сериалам отдают предпочтение мнимые люди, которые трудно расстаться с прошлым.

Так или иначе, просмотр сериалов сегодня является наиболее популярным способом времяпровождения, а значит, нельзя недооценивать силу и возможности влияния сериала на массовое сознание. Позитивное воздействие сериала заключается в том, что он обеспечивает зрителю эмоциональную и умственную разрядку. Кроме того, телесериалы нередко выступают источником информации, ведь даже наблюдение за жизнью экранного персонажа способствует накоплению опыта. В то де время систематический просмотр сериалов имеет ряд негативных следствий, в частности, длительный просмотр сериала наносит физический вред здоровью – ухудшается зрение, повышается раздражительность, нервозность, появляется бессонница. На психологическом уровне отмечается развитие «сериальной» зависимости. В отдельных случаях увлечение сериалом приводит к подмене реальности, когда просмотр сериала воспринимаются как высшее благо в жизни. Наконец, телесериал создает видимость занятости. Человек начинает забывать о своих обязанностях и делах, проводя свое время за просмотром сериала. Необходимо отметить и то, что наблюдение за поведением героев может спровоцировать изменения в поведении самого зрителя. Последний начинает видеть в герое идеал, которому можно подражать, вследствие чего, зритель начинает копировать его вредные привычки, подражать его девиантному поведению, ссылаясь на того самого персонажа.

Меняясь и эволюционируя, сериал стал важной и неотъемлемой частью массовой культуры, нормой повседневной жизни человека. Полифункциональность сериала позволяет воспринимать его как мощное средство трансформации личности. В контексте разговора о значении телесериала в массовой культуре можно сказать, что «феноменальность телевизионного сериала с одной стороны заключается в том, что он является искусственным объектом, реконструирующим существующий социокультурный порядок с его институтами, стратами и так далее. С другой стороны, телевизионный сериал является объектом, программирующим социокультурные процессы, постоянно порождая и разрушая устойчивые образования» [7, С. 1].

Литература 1. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. // classes.ru., толковые словари. 2018. URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Ozhegov-term-31634.htm (дата обращения: 26.10.19.) 2. Телестрекоза [Электронный ресурс]. // Новости телесериалов. 2009. URL: https://telestrekoza.com/theory/theory/ (дата обращения: 29.10.19.) 3. Академик [Электронный ресурс]. // Словари и энциклопедии. 2000.URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1609410 (дата обращения: 01.11.19.) 4. Разлогов, К.Э. Искусство экрана : от синематографа до Интернета / К.Э. Разлогов, Российский институт культурологии . – М. : РОССПЭН [Политическая энциклопедия], 2010 . – 287 с. 5. Массовая культура [Электронный ресурс]. // Информационный портал о культуре. 2011. URL: https://okulture24.ru/massovaya-kultura/ (дата обращения: 24.10.19.) 6. Как телесериалы превращают виртуальность в реальность [Электронный ресурс]. // Пси-фактор. 2001. URL: https://psyfactor.org/kinoprop/serials2.html (дата обращения: 25.10.19.) 7. Попова Л. О., Ромах О. В. Феномен телевизионных сериалов в современной массовой культуре // Аналитика культурологии. 2008. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-televizionnyh-serialovv-sovremennoy-massovoy-kulture-1 (дата обращения: 02.11.2019).

Р.О. Соколовская, С.С. Березовская


Комментировать


девять − 7 =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru