Точка зрения

Генерал-полковник авиации Владимир Геннадьевич Шканакин

Генерал-полковник авиации Владимир
Геннадьевич Шканакин

Ему пришлось быть как организатором (в должности командующего ВВС 40-й Армии 1981-1982г.г., а затем командующего ВВС Туркестанского ВО 1984-1990г.г.), так и непосредственным участником этих боев (360 вылетов на афганском ТВД на различных типах и модификациях вертолетов и боевых самолетов, из них 100 непосредственно на боевое применение). Кроме того, автор раздела в период обучения в академии генерального штаба разрабатывал тему повышения эффективности фронтовой авиации приведении боевых действий в условиях горно-пустынной местности, по которой в 1992 году была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата военных наук.

Первоначально хотелось бы отметить, что основным побудительным мотивом высказать собственную точку зрения послужили не формальные причины и официальные итоги той войны, а соображения, больше, пожалуй, эмоционального порядка. В памяти остается множество драматических эпизодов этого периода. Особенно остро запомнились отрешенно-изнеможденные лица наших молодых десантников, только что вернувшихся после выполнения оперативного задания. За несколько суток каждый из них потерял в весе от 8 до 15 кг и испытывал последствия значительного обезвоживания организма. Буквально рухнув на землю в тень скалы, они в течение 6 часов не могли произнести ни слова.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Эго были прекрасно подготовленные и специально тренированные крепкие молодые парни, но и их силы оказались на пределе. Молодые солдаты-десантники не были посвящены ни в хитросплетения международной политики, ни в тонкости межэтнических и межнациональных отношений — они просто выполняли поставленную перед ними задачу и делали это, как принято в Русской армии, самоотверженно, не щадя своих сил.

Навсегда останутся в памяти и лица товарищей по летной работе. Все они были поставлены в сложные во всех отношениях условия — летать приходилось над непривычной горно-пустынной местностью в чрезвычайно неблагоприятных воздушных условиях и навигационной обстановке.

За каждой складкой местности таилась смертельная угроза .Военные летчики, но сформировавшиеся и привыкшие к мирному времени, они, тем не менее, всегда находили возможность подбодрить и настроить на полет тех, кто в этом нуждался. И делалось это всегда в искренней, тактичной форме, по-доброму. И это мне приходилось чувствовать на себе, несмотря на существенную разницу в возрасте и воинском звании. До сего времени не сглаживаются потрясения, вызываемые картиной отправки в Союз транспортов раненных и тяжело больных. Многим из них предстояли еще самые тяжелые испытания, годы борьбы за выживание и очень непростой медико-социальной адаптации. Не говоря уже о тех, кто улетел домой в «Черном тюльпане». И мне не хотелось бы, чтобы теперь их имена «полоскались» в нравоучительно-ханжеских запоздалых наставлениях с непременной констатацией бессмысленности (в лучшем случае) их поступков, жизни всего поколения того времени. Это неуместная фальсификация.
Все они принадлежат к нашему современному поколению и принадлежали армии, которая градиционно стояла на страже интересов страны и которая в условиях изнуряющего противостояния двух систем смогла сохранить мир, не позволила перейти ту грань, за которой стояла всеобщая катастрофа. Не выполни они эту задачу — все остальное, демократическое и недемократическое, правое и неправое, потеряло бы всякий смысл.

Операция "Магистраль"

Операция «Магистраль»

Некоторые любители подвергают критике тактику, которой придерживались наши вооруженные силы, на «южном» ТВД. Действительно она была далека от совершенства. Но это являлось следствием главенства политических установок, пришедших в явное несоответствие с реальностью. Именно длительное, по существу продолжающееся весь период афганских событий, ожидание политических решений не позволяло коренным, решительным образом изменить тактику, всю военную концепцию соответственно военной целесообразности. Поэтому военачальники афганского периода, включая и генералов Варенникова и Б.Громова, которые подвергаются наиболее систематической критике, действовали в весьма и весьма стесненных условиях, что прежде всего относится к выбору активных упреждающих форм боевых действий, направленных на захват обшей инициативы.

На мой взгляд, они старались делать все возможное. Но, повторюсь, военные в той войне лишь находились при политиках, а политика-то и оказалась тупиковой. Однако военным руководством был выполнен комплекс мер, направленных на совершенствование тактики нашего контингента, что, в конечном итоге, имело значение не только для афганского ТВД, но и для военного строительства в целом. В целях подготовки летных экипажей, планируемых для отправки в Афганистан, на территории Туркестанского ВО было создано несколько учебных центров ВВС 40 армии — на аэродромах Чирчик и Каган для армейской авиации, на аэродромах Мары и Чирчик — фронтовой, где летный состав мог проходить подготовку в климато-географических условиях максимально сходных с афганскими. Постоянно проводилась доработка авиационной техники в соответствии с замечаниями летного состава, осуществляющего ее подготовку. Эта работа проводилась через Министерство обороны, Главренностью, необходимой в горах, повышенной живучестью. В результате был создан лучший транспортно-боевой вертолет наших ВВС для сухопутных войск того периода. Прошли неоднократные модернизации боевые вертолеты Ми-24, вооруженные УРС «Штурм», а в последующем и 30-мм пушкой.

Конструкторское бюро Сухого предложило провести испытания в боевых условиях нового штурмовика Су-25, эта работа была развернута на аэродроме Шиндант, как более спокойном районе. В последующие годы, после того как была дана положительная оценка боевых возможностей этого самолета, основная база Су-25 была развернута вблизи Кабула на аэродроме Баграм — в одной из самых «горячих точек» Афганистана, где были подтверждены прежние хорошие оценки боевой эффективности этого самолета и была продолжена работа по его доработке в соответствии с требованиями боевой обстановки. Хотя темп указанной доработки отставал от потребностей войск, можно констатировать, что по существу впервые после окончания Великой Отечественной войны Армия получила самолет непосредственной поддержки наземных войск над полем боя. Продолжала совершенствоваться и другая авиатехника — на смену Су-17 стали поступать самолеты Су-17мЗ, Су-17мЗр, Су17м4, вместо Миг-21 — Миг-23.

Что же касается замены действительно устаревшего транспортного вертолета Ми-6 (о котором так нелестно отзываются некоторые авторы) то ее, к сожалению, осуществить не удалось, так как новый тяжелый транспортный вертолет Ми-26 был еще «сырым» и требовал специально оборудованных взлетно-посадочных площадок — легкие сыпучие лессовые фунты вихрями, поднимаемыми несущими винтами, буквально забивали воздухозаборники двигателей и редукторы.

В свою очередь, отсутствие на многих аэродромах современных бетонированных ВПП не позволяло осуществить полномасштабную замену самолета Ан-12 более совершенным транспортным самолетом Ил-76. В то же время необходимо констатировать, что и Ми-6 и, особенно, Ан-12 выполняли огромный объем перевозок.

При их отсутствии жизнь 40 армии была бы почти полностью парализована, поэтому парк летательных аппаратов указанного типа постоянно увеличивался и, начиная с 1983 г., их количество возросло в 1,5 — 2 раза. Для поддержания исправности авиационной техники постоянно усиливалась ремонтно-восстановительная база ВВС 40 армии. Благодаря самоотверженному труду инженерно-технического состава в аэродромных мастерских и непосредственно в полевых условиях оперативно восстанавливались поврежденные самолеты и вертолеты.

Наши мастера-умельцы буквально творили чудеса, собирая иной раз из 2-3 «изувеченных» машин 1-2 пригодные для эксплуатации, отправляя их снова в бой, уменьшая таким образом количество безвозвратных потерь авиатехники. На территории ТуркВО были задействованы два ремонтных завода для восстановления сильно поврежденных самолетов и вертолетов. Там же проводились технологически емкие доработки по бюллетеням ИАС, требующие специального оборудования. В ходе боевых действий совершенствовалась и тактика боевого применения армейской и фронтовой авиации, повышалась ее эффективность.

Для преодоления массы факторов, связанных с географическими, климатическими, атмосферными и другими необычными условиями требовалось крайнее напряжение сил и предельная мобилизация всего потенциала профессиональной подготовки. Многолетняя практика разработки и утверждения новых тактических приемов и концепций, исходящих из лабораторий и академических аудиторий, не могла не войти в очевидное противоречие с реальностью. Продуктивная сторона афганского опыта заключается в том, что новое слово в развитии военной мысли, наконец, было сказано «армейской глубинкой», первичным звеном, непосредственно столкнувшимся с достаточно необычными и сложными условиями. В штурмовом полку, где командиром был А. В.Руцкой, успешно разрабатывался ряд новых тактических приемов по преодолению системы ПВО противника в горных условиях, позволяющих подавлять подобные системы, максимально насыщенные современными средствами, хорошо продуманные и сильно укрепленные.

Кроме того, были внедрены удары авиации сходу по целеуказаниям полевого авианаводчика с помощью лазерных средств, установленных на БТР и танках (система БАМ АН), а также удары в навигационном режиме, в том числе с помощью самолетов-лидеров, одновременные удары самолетов-штурмовиков и боевых вертолетов по целям на переднем
крае противника в непосредственной близости от своих войск (до 200 метров). Практически новым в оперативном искусстве ВВС явилось обоснование и практическое внедрение разведывательно-ударных действий как формы боевой деятельности авиации.

Непосредственное взаимодействие авиации и наземных войск получило широкое развитие в виде десантно-штурмовых действий, включающих в себя многократное десантирование, выполнение задач штурмовой авиацией и маневр войск на вертолетах втылу противника. Накопленный в Афганистане опыт по своему значению далеко выходит за рамки запроса 40 армии, распространяясь на все ВВС, утратившие или не имевшие опыта применения авиации, свойственного «южному» ТВД. Более того, как это будет показано ниже, он представляет существенный интерес для армий ряда развитых стран.

Гагин В.В. «Воздушная война в Афганистане»


Комментировать


× семь = 21

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru