Трансформация концепта «мигрант» В российских СМИ (2010 – 2016 г.)

Публикации в средствах массовой информации представляют собой сильнейший имиджеформирующий фактор: ретроспективный обзор газет и онлайн-изданий за 2010-2016 гг. явственно отражает трансформацию целого ряда понятий, в том числе и такого понятия, как «мигрант». Культурные стереотипы в современных СМИ выступают как мощнейший оценочный компонент.

Медиа предоставляют аудитории готовый шаблон восприятия реальности, предлагают отличать «своего» от «чужого» по ряду выделенных и клишированных признаков, которые изменяются в зависимости от актуальных идеологических целей. Миграция – одна из самых актуальных проблем современного общества, обусловленная экономической и  политической нестабильностью. Рост внимания СМИ к этой проблеме в последние 5-6 лет отражается и в динамике развития концепта «мигрант», который появился в информационном поле России и в массовом сознании в 90-е годы ХХ века. С изменением миграционной ситуации в мире и  со смещением идеологических акцентов образ мигранта в российских СМИ заметно меняется. В начале изучаемого периода ключевым репрезентантом концепта мигрант являлось понятие «гастарбайтер» – выходец из Средней Азии, неграмотный разнорабочий.

Средства массовой информации рассматривали концепт «мигрант» в суженном контексте – в публикациях преобладали стереотипизированные образы. Основными определениями, используемыми в адрес переселенцев, были «нелегальный», «незаконный», «неквалифицированный». Публикации, посвященные мигрантам, можно было найти в криминальной хронике, так как стереотипное представление о гастарбайтере ассоциировалось с нарушением законности. Тактика освещения проблем миграции заметно изменилась с развитием политического конфликта на Украине в начале 2015 года. Образ мигранта из бывшего братского государства в СМИ этого периода складывается из следующих определений: «вынужденный», «обездоленный», «бегущий от войны».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Такой подход к репрезентации изучаемого концепта обусловлен формированием позитивного имиджа России как гуманного государства, поддерживающего братский народ и, таким образом, противопоставленного агрессивной и  политически нестабильной Украине, неспособной защитить своих граждан. В ходе параллельно развивающегося миграционного кризиса в Европе в 2015-2016 гг. концепт «мигрант» в российских СМИ обретает новые компоненты содержания. Самыми распространенными эпитетами, применяемыми к  беженцам из Ближнего Востока и  Африки, являются следующие: «озлобленные», «презрительные», «дерзкие», «небрежные», «обнаглевшие», «опасные».

Не менее важным репрезентантом является быстро узуализировавшееся оценочное словосочетание «миграционный кризис», косвенно характеризующее неспособность Евросоюза этот кризис разрешить и подразумевающее наличие конструктивного подхода к  этой проблеме в России, что на самом деле отнюдь не очевидно.

Важно и то, что концентрация в публикациях внимания на вероисповедании мигрантов усиливает негативное отношение к исламу. Комбинация «мигрант=мусульманин» ассоциируется уже с иной концептуальной сферой: «террорист», «теракт», «опасность». И это усиливает ксенофобские, интолерантные настроения в актуальном массовом сознании. Таким образом, анализ развития содержания концепта показывает его отражение в культурных стереотипах массового сознания и, в конечном итоге, способствует выработке необходимых коммуникативных стратегий власти и СМИ.

А. А. Петрякова (Белгородский ГУ) Научный руководитель – к. ф. н., доц. С. В. Ушакова

 


Комментировать


− 3 = два

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru