Национальная и цивилизационная идентичность России в контексте её национальной безопасности | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Национальная и цивилизационная идентичность России в контексте её национальной безопасности

Аннотация. В статье проводится анализ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой 31 декабря 2015 г. Cкорректированное понятие национальной

безопасности, система национальной безопасности и иные концептуальные основы новой Стратегии анализируются в контексте сохранения национальной и цивилизационной идентичности России.

Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, cтратегия национальной безопасности, территориальная целостность, глобализация, глобально-информационное общество, национальное законодательство, интеграция.

В рамках концептуального осмысления процессов глобализации мирового общественного развития отсутствие универсальных моделей модернизации свидетельствует против необходимости вестернизации устоявшихся самобытных исторических общностей. Применительно к России эти выводы означают насущность и перспективность на фоне растущих интеграционных процессов сохранения уникальности полиэтнической общности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы о том, каковы же могут быть пределы такого сближения и как необходимо оценивать данный процесс.

Традиционная формулировка о том, что заимствование зарубежного правового опыта не должно приводить к нивелированию национальных особенностей правовых систем отдельных государств, выглядит скорее отговоркой, нежели реальным обоснованием какого-либо регулирования процесса глобализации в области национальных правовых систем. Глобализация проявляется и во взаимодействии международного – наднационального и национального права. Правовая глобализация – это во многом самостоятельный и независящий от экономических процессов феномен, который можно объяснить и ростом численности населения, и ухудшением экологической ситуации в мировом масштабе, и появлением глобальных проблем современности. Параллельно с углублением правовой глобализации наблюдается устойчивый поиск механизмов сочетания универсальных ценностей с национальными особенностями. В этой связи интерес представляет концепция национальной безопасности, закреплённая в Стратегии национальной безопасности [1].

В Стратегии национальной безопасности основными направлениями обеспечения национальной безопасности РФ являются стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан РФ, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства. Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности в следующих сферах: – внутриполитической, – экономической, – социальной, – в сфере науки и образования, – в международной, – духовной, информационной, – военной, оборонно-промышленной, – в экологической сфере, – в сфере общественной безопасности. В Стратегии НБ РФ отмечается, что развитие мира идёт по пути глобализации международной жизни. Между государствами обострились противоречия, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран. Возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз.

В контексте данных подходов целесообразно, на наш взгляд, провести анализ трансформации национальной правовой системы, хотя сфера права не выделена разработчиками отдельно. Унификация правовых структур в условиях глобализации не является неизбежной, возникновение и становление нового иерархического уровня развития мировой цивилизации возможно при оптимальном соотношении процессов унификации и роста разнообразия, что в полной мере характерно для развития правовой сферы. Унификация конституционно-правовых институтов достигла наибольших размеров вследствие принятия соответствующих нормативных положений как на уровне всего мирового сообщества, так и на региональном уровне. В частности, в современном мире институт прав и свобод личности является, в большей степени, продуктом унифицированного нормотворчества, чем все остальные. Происходит это потому, что такая унификация является необходимым элементом всех процессов унификации права в целом. Совершенно справедливым итогом и следствием глобализации стала унификация и в международном частном праве, что объясняется самой сущностью международных глобализационных процессов, в основе которых лежит, в первую очередь, свободная экономическая деятельность, свободное перемещение капиталов, рабочей силы.

Актуальным, на наш взгляд, является анализ соотношения цивилизационного и национального факторов в интеграционном процессе применительно к России с учётом таких характеристик, как традиционализм в культуре и праве, полиэтничность, поликонфессиональность, проблемы федерализации и автономизации. Анализ национальных и этносоциальных процессов в российском обществе позволяет выявить неэкономические факторы модернизационного процесса в России. Исследование взаимовлияния модели страны и типа и темпов модернизации позволяет прийти к выводу об особой значимости таких факторов, как социокультурный, пространственный, этноконфессиональный, что подтверждает исторический опыт России. Причина заключается в том, что для стран, имеющих имперское прошлое, характерна сложность и нелинейность развития как государства, так и общества. Этнополитика государства обусловлена, на наш взгляд, её историческим прошлым. При доминирующей роли государства в имперский период русской истории ассимиляция присоединённых территорий проходила в форме целенаправленного воздействия на этносоциальные общности. Государственная этнополитика выступила системообразующим фактором по отношению к социокультурным характеристикам российского общества, включая конфессиональную составляющую.

Применительно к русскому государству целесообразно, на наш взгляд, выделять этноконфессиональный фактор, так как этническая и конфессиональная компоненты здесь тесно переплетены и укрупнены преимущественно в этносы христианско-православной и исламской конфессиональной принадлежности. Категория «территориальная организация государства» включает в себя национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное районирование. Административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории и построено на экономическом, национальном, политическом, конфессиональном, демографическом и этническом принципах. Этнический принцип подразумевает учёт таких компонент, как этническая стратификация, этнические стереотипы, иерархия кланов и др. В этой связи большую роль играет воздействие традиционных структур и институтов на межэтнические отношения и этнополитическую ситуацию. При анализе итогов модернизационных процессов в любой период русской истории можно найти подтверждение тезису Ш. Эйзенштадта о том, что «высокий уровень нарушения преемственности в символах легитимности и в переустройстве институциональных сфер совпадает с высокой степенью сохранения преемственности в важнейших культурных кодах [2, c. 288].

Итак, сложный, многосоставный характер территориального устройства России связан с тем обстоятельством, что на всех этапах её истории (киевском, московском, имперском, советском и постсоветском) наблюдалось переплетение всех трёх принципов территориального устройства. Прошлое федерации, базирующейся изначально на конфедеративном, унитарном, федеративном началах, определяет её сегодняшнее состояние, в особенности если это касается полиэтнических государств. Национально-территориальная федерация предполагает, что во внимание принимаются, прежде всего, этнические факторы и границы субъектов должны максимально соответствовать ареалу расселения этносов. При этом возникает противоречие с экономико-географическими и демографическими факторами районирования. Этнический фактор всегда является усложняющим в процессе национальнотерриториального размежевания, препятствуя оптимизации территориального управления. Противоречие между административно-территориальным и национально-территориальным принципами приводит к формированию концепций смешанной, или ассиметричной федерации.

Реализация национально-территориальной федерации влечёт за собой появление концепции титульного этноса, что ведёт к неравноправию граждан в зависимости от национальности. Не менее существенно и то, что народ, имевший своё политическое прошлое, обладающий известными историческими традициями, всегда будет стремиться иметь своё управление, и в том управлении, которое всецело определяется из центра и всецело проникнуто его духом, всегда будет видеть нечто чужое, всегда будет видеть в нём угнетение своей национальности. С точки зрения национальности, не образующей отдельного государства, но чувствующей свою культурную обособленность, имеющей свои исторические воспоминания, имеющей свой язык и при том в территориальном отношении представляющей известное целое, – стремление к автономии вполне понятно. Ни расширение информационного поля, ни единый рынок, ни рост образовательного уровня населения не ослабляют тенденции к национальной индивидуализации, стремления народов к этнической субъектности и самоидентификации, как общецивилизационной, типологической характеристики и конкретной человеческой личности, и этнокультурных, этноконфессиональных сообществ. Таким образом, цивилизационные тенденции к этнизации общественного развития требуют от их исследователей и политических деятелей выработки чёткого, однозначно трактуемого категориально-понятийного аппарата.

Постсоветские государства можно рассматривать как результат достижения национальными движениями сепаратистских целей. Из развивающихся в этих республиках этнических процессов мы должны извлечь урок, что национальная моногенизация общества отнюдь не избавляет его от этнической конфликтогенности. Напротив, многонациональность выступает стабилизирующим фактором общественных отношений, а национальное государство сохраняет своё доминирующее положение в мировом политическом процессе сохранения национальной идентичности в рамках сохранения национального государства. Понимание необходимости обеспечения устойчивого развития национальных государств в условиях развития процесса глобализации, необходимость сохранения самобытных поликонфессиональных исторических общностей присутствует, на наш взгляд, в Стратегии национальной безопасности РФ.

Список источников и литературы 1. Cтратегия национальной безопасности. Указ Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». ПС Консультант (дата обращения: 12.03.2018) 2. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ. Сравнительное изучение цивилизаций / Пер. с англ. М., 1999. 318 с.

Карнишина Н.Г. (г. Пенза)


Комментировать


− девять = 0

Яндекс.Метрика