Из истории иконы

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери

Начало древнерусского искусства датируется около 988 года. В этом году Владимир крестил Русь и на Русь пришло христианство. Концом древнерусского искусства считается XVII век. В то время правителем Руси был Петр Великий, который восхищался западным искусством и хотел, чтобы Русь стала западной страной. Это представляло конец «золотой эры» написания икон на Руси.

Для русских икона — самое почитаемое священное искусство. Это даже не ремесло. При продаже считалось невежливым использовать такие слова как купить или продать. Люди только меняли икону на деньги. Неуважительным считалось также вешать иконы, иконы положено было только ставить на полку. Если икона по каким-то причинам сгорела, то говорили о ее вознесении на небо.

Икона тесно связана с византийской культурой, потому что с конца Х-ого века византийское искусство стало проникать на Русь. В то время русские иконы были подражанием византийской иконописи. Уже начался процесс эмансипации икон. Это был очень длительный и неравномерный процесс, поэтому очень сложно определить точные хронологические границы его развития. Из-за большой отдаленности от Византии русские иконы сначала развивались больше всего на Севере, где сохранились прочные традиции.

Хотя русская иконопись прошла свою эмансипацию и отошла от византийского влияния, в каждой иконе написанной на Руси видны черты или детали, которые указывают на связь с византийской иконописью.

Главными школами иконописания являлись Москва, Новгород и Псков. В сравнении с Новгородом или с городом Псковом на Севере, в Москве протекал процесс эмансипации икон более медленно, но после эры Андрея Рублева иконопись стала в Москве самым почтенным искусством. Позднее, художественными центрами стали также другие города, например, Ростов, Суздаль, Владимир, или Нижний Новгород.

Русская икона отличается от византийской многими признаками. Эти отличия указывают на то, что хотя русское иконописание берет свои корни от византийского, оно постепенно в течение развития отходило от него (как было сказано выше, какие-то черты византийской иконописи сохранились).

Во время отхождения русской иконописи от византийской происходил процесс созревания собственных иконографических типов, которые не опирались на византийские образцы. Это были иконы, на которых изображались многофигурные композиции, или «местные» святые.

В произведении «Umeni vekii» автора Душана Конечного выделено 4 основных периода древнерусской иконописи. Первым периодом была эпоха с XI до XIII вв. Этот период был перед монгольскими нашествиями. В то время Русь хотела сравняться с Византией. Второй период датируется с XIII до XIV вв. Это время выделяется угнетением Руси монголами. Следующим периодом являлась эпоха Рублева и Грека (XV век), которая считается самой лучшей. Последним этапом русской иконописи был конец XV — начало XVI вв. В то время среди иконописцев выделился Дионисий.

Русские иконы

Русские иконы

Во время этого периода были написаны выдающиеся иконы, но в XVII-ом веке русская икона начала меняться из-за проникновения в нее реалистических элементов. Она потеряла свою одухотворенность и классически ясное выражение. Это не нравилось староверам , для них икона должна была изображать чистоту и нравственность жизни.

Расцвет русской иконописи датируется около XV века, в литературе можно встретиться с другими данными. Алпатов в произведении «Древнерусская иконопись» (1974 г.) называет расцветом период с конца XIV века до половины XVI века. Лазарев расцветом считает только XV век. В иконах того времени отразились чувства русского народа. Поэтому изображались святые полные печали, потому что монголо-татарское нашествие принесло много страдания на Русь.10 Самой знаменитой темой этого века в русской иконописи является изображение Богоматери, которая прислоняется к своему Сыну. Это так называемое «Умиление». Такое изображение считают завершением мастерства русской иконописи. Икона является не только образом, но она также умиляет всех смотрящих на нее.

Очень важную роль в иконописи не только XV-oro века играют краски. Легче было определить, из какой школы иконы произошли именно благодаря краскам, которыми были написаны иконы (типичным было преобладание красок, напр., можно выделить иконы московской школы, с другой стороны типичными считались иконы, написанные мастерами новгородской школы).

Первоначальным образцом и школой колорита являлась Византия, но со временем русские иконы стали несколько отличаться.12 Для русских красок характерны прежде всего пестрота, чистота и звучность. Благодаря этим свойствам икона выражала какую-то радость жизни.

Иконописцы пользовались сияющими ясными и сильными красками, которыми выражали бесплотные фигуры, одетые в широкую одежду, с круглым лицом, в котором были нейтрализованы всякие индивидуальные черты. Цветами смогли иконописцы выражать разные эмоциональные оттенки, потому что каждая краска являлась каким-то символом. Иконописцы использовали часто белый цвет, сияющий золотом, пламенную киноварь или зелень (цвет изумруда); использовались также оттенки лилового, розового, фиолетого и серебристо-зеленого цвета.

Прекрасную характеристику красок для икон написал Алпатов: «Колорит в древнерусских иконах должен был превратить каждую иконную доску в подобие мира, выразить мировую гармонию на языке красок.»

Важную роль в написании икон играли не только краски, но также силуэты и плоскость. Иконописцы не писали трехмерные изображения поскольку не знали перспективу. Иконы писались чаще всего на досках из липы и сосны. Иногда использовали также ель или кипарис. Из досок составляли большой щит, который укрепляли на задней стороне, чтобы приготовленная доска не коробилась и не расходилась. Укрепление икон называется «шпонками». Чтобы доски не трескались, наклеивали на них льняную ткань, на которую укладывали меловой грунт. Иконы начинали писать с предварительного наброска. Художники его рисовали обычно углем и лишь потом черной краской.17 Рисунок являлся в иконописи очень важным. Русские художники владели им отлично. Уже с первого взгляда можно было распознать Святого, ангела, гору и тому подобное. После написания рисунка начинали позолачивать фон и другие части композиции. Только сделав все отмеченное, иконописец начинал писать икону красками. Краски он всегда клал постепенно.

Сначала клал краски на фон, после фона на горы, затем на здания и одежду, в самом конце на отдельные части тела. Иконописцы работали от целого к частям и от второстепенного к главному. Когда была икона написана, необходимо было прикрыть ее еще льняной пленкой или пленкой из олифы, а также конопляного масла. Тонкую пленку растирали ладонью и ставили на свет на несколько месяцев, чтобы она хорошо просохла. Таким образом, завершался последний этап всего процесса писания икон.

Русская икона на самом деле очень эмоциональна. Лица Святых полны благодушия и страдания, они, в отличие от византийских, более мягкие и открытые. Не только лица, также движения полны нежности. Фигуры Святых высокие и тощие.

Впечатление, которое имеет зритель русских икон, очень сильное. По словам Лазарева, русская икона предпочитает чистый цвет тональным оттенкам, ровные красочные плоскости, а не красочную лепку с резкими отблесками. Русские иконы более замкнуты и четки.

Икона — это не картина. Понимать икону помогает, например, характеристика иконы, которую мы находим у Алпатова: «Действительно, икона — это не картина, в иконе воспроизводится не то, что художник имеет перед глазами, а некий прототип, которому он должен следовать. Почитание иконы вытекает из почитания прототипов. К иконам прикладываются, ждут от них исцеления. Им поклоняются потому, что в них изображается Христос, Богоматерь и Святые. Иконы участвуют в совершении церковных обрядов.»


Комментировать


девять + = 13

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru