В настоящее время высокий уровень интереса проявляется к обучению через действие, в особенности через создание учениками неких артефактов в группе. На первый взгляд может показаться, что эта тенденция – эхо более ранних моделей профессионального обучения, однако в зарождающейся «культуре мейкерства» подчеркивается неформальный, групповой характер занятий, где сверстники являются учителями, а обучение мотивированно и приводит к самореализации. Мейкерская культура появилась вне формальных структур образования, она охватывает не только непосредственный процесс создания каких-либо объектов, но и социально-культурный аспект этого процесса. Эта культура включает в себя целый ряд сфер: от хай-тек занятий (электроника, программирование, компьютерное проектирование) до уроков труда (шитье, работа по дереву, пайка). В мейкерстве поощряется нетрадиционное применение технологий и поиск общего в несвязанных областях, таких как каллиграфия, работа по металлу, вязание и компьютерное программирование и т.д.
Новые технологии предлагают инструменты для практических экспериментов. Принципы обучения в мейкерской культуре берут свое начало в традиционных занятиях-хобби и в компьютерном хакерстве, перенимая такие подходы как самостоятельное целеполагание, обучение в процессе создания, нахождение ценности не только в результате, но и в процессе и обучение при помощи сверстников. Эксперименты в данном случае являются важным компонентом: вовлеченность в процесс и принятие рисков очень поощряются, так как именно через ошибки и пробу новых способов происходит обучение. При этом центральным является социальный аспект: обучение происходит именно в группах. Общение в группах и сообществах часто происходит при помощи сетевых технологий, например, вебсайтов и соц.сетей, которые становятся хранилищем информации и центральным каналом для обмена идеями.
Сторонники мейкерской культуры считают, что именно использование сетевых технологий отличает данную культуру от более ранних групп объединения единомышленников, например, клубов по вышиванию или любителей работы подереву. Они утверждают, что сетевое общение дает возможность не только для более эффективной коммуникации, но и для создания более глобального сообщества. Так, у людей с самыми невероятными идеями появляется возможность найти единомышленника, даже если тот находится в другой стране. Мейкерская культура привлекла внимание преподавателей в сфере STEM (наука, технологии, техника и математика), обеспокоенных малой вовлеченностью студентов при формальной форме обучения. Эта новая культура может привнести новые способы заинтересовать учеников, делая предметы изучения более живыми и релевантными. Обучение строится на моделях из реальной жизни, т.е. на обучении, происходящим на работе и в повседневных действиях. Культура мейкерства фокусируется на создании физических артефактов, в которых нуждается их создатель, причем сюда также включаются несерьезные и эстетические «потребности». Большой вес имеют экспериментирование, инновации и тестирование теорий через самостоятельно управляемые практические задания. Создание артефактов – креативный процесс, сопровождаемый немедленной обратной связью, которая связана с самой активностью: быстрым повторяющимся процессом, включающим оперативное тестирование и построение нескольких прототипов. Обратная связь от сверстников и коллективное создание артефактов считаются очень ценными для процесса.
Принятие рисков также очень приветствуется: ожидается, что участники будут максимально использовать свои навыки, прибегая к новым способам и решениям. Ошибки, совершаемые в процессе, считаются позитивным результатом, так как предоставляют возможность для прогресса, заставляя ученика задуматься. Коллективное обучение и активное участие – как личное, так и через компьютерные социальные сети – являются основами мейкерской культуры. «Мейкерские пространства» (рабочие помещения, оборудованные для групп), неформальные собрания друзей, организованные мероприятия и онлайн- пространства способствуют кооперации и совместному созданию артефактов, обратной связи от сверстников и самоутверждению.
Считается, что обучение может происходить через постепенное включение новичка в коллектив сверстников. Сначала «обучение» происходит через наблюдение и исполнение легких задач, которые затем поэтапно превращаются в более сложные, при выполнении которых необходима помощь более опытных сверстников. Понимание предмета у учеников происходит благодаря общению со сверстниками о конкретных практических задачах и проблемах. Ученики задают вопросы, и благодаря ответам сверстников улучшают свои навыки, постепенно обретая способность консультировать других. Мейкерская культура отражает современные тенденции образования на протяжении всей жизни и кросс- поколенческого обучения, когда навыки передаются не только от взрослых детям, но и наоборот.
Доступность инструментов, ранее используемых только коммерческими и академическими организациями, отчасти поспособствовала развитию мейкерской культуры. Бесплатные веб-инструменты обеспечили простоту коммуникации, а дешевые компьютеры дали толчок экспериментам с проектами, влияющими на реальный мир: устройства по мониторингу воздушного загрязнения, роботы для игры в футбол, одежда со встроенными датчиками и т.д. Доступность 3D-печати и возможность делиться дизайнами онлайн поспособствовали созданию уникальных компонентов, моделей и даже украшений, что свидетельствует об интересе не только со стороны учеников STEM-областей, но и изучающих искусства. Мейкерская культура – пример того, как самоорганизованное коллективное обучение может распространиться на весь мир, предлагая принципы работы, потенциально подходящие для использования как в формальном образовании, так и в неформальных контекстах, например, в музеях, библиотеках и т.д.