О «бесшовном» обучении | Знания, мысли, новости — radnews.ru


О «бесшовном» обучении

«Бесшовное» обучение, связывающее учебный процесс с контекстом определенного местоположения, времени и социальной среды, в настоящее время перемещается из сферы исследований в сферу общепринятых методик. Мобильные технологии позволяют осуществлять обучение в самых разных контекстах, так что работу, начатую в классе и не законченную там, можно продолжить в домашних условиях; а возникающими по ходу дела идеями можно обмениваться с коллегами в интерактивном режиме, а затем сразу же применять их в жизни. Образовательные учреждения могут поощрять учащихся рассматривать себя в качестве участников непрерывного процесса обучения. Поддержание непрерывного «потока обучения» обеспечивает учащимся очевидные преимущества. Изучение той или иной темы может продолжаться с переходом из одного места в другое, при возникновении новых мыслей можно тут же делать заметки, обмен идеями становится возможным независимо от местонахождения его участников.

«Бесшовное» обучение также позволяет эффективно использовать ту или иную среду, в которой в данный момент находятся учащиеся. Весь необъятный мир за пределами классной комнаты обеспечивает ресурсы для исследований, классы же становятся пространством для размышлений и синтеза знаний. Такое соединение становится мощным стимулирующим фактором, поскольку учащиеся, начав изучать тему в классе, могут продолжить работу над ней дома или на улице и использовать свой практический жизненный опыт для обогащения знаний, полученных в классе. Некоторые школы теперь позволяют ученикам приносить с собой в класс собственные устройства, или наоборот, брать домой планшеты или ноутбуки, предоставляемые учебным учреждением. Роль педагога при этом состоит в том, что он обсуждает тему или проблему в классе, а затем поручает ученикам собрать необходимые данные дома, обсудить их в своей группе и представить классу общие выводы. Например, при изучении темы «Здоровое питание» учитель может попросить каждого ребенка в течение двух дней фотографировать то, что он ест. Дети используют приложение на смартфоне или планшете для определения содержания различных веществ в каждом

блюде (например, «пицца пепперони» или «яблочный сок»), и с помощью соответствующей программы строят диаграмму, показывающую потребление ими питательных веществ в течение дня (в сравнении с рекомендуемыми нормами потребления питательных вещества для своего возраста). Потом в классе дети могут сравнивать такие данные и создавать групповые презентации на основе общих результатов. Возможности включения факторов природной и социальной среды в «бесшовное» обучение в настоящее время расширяются, например, за счет использования мобильных устройств в качестве научного инструментария для сбора данных об окружающей среде, записи интервью, проведения опросов, выполнения измерений и регистрации результатов.

В человеческой памяти выделяется два независимых вида – эпизодическая память, которая фиксирует последсовательность событий и хранит воспоминания о них, и семпантическая память, которая используется для формирования абстрактного знания, храня общие факты, которые человек узнает в течении жизни.

Переносные устройства, обеспечивающие возможность постоянного документирования жизни («записи жизни»), такие как Google Glass (с миниатюрными камерами и звуковыми регистраторами) могут сделать эпизодическую память внешней по отношению к человеческой памяти, позволяя людям регистрировать поток повседневной жизни так, как они видят или слышат его, и привязывать эти данные к соответствующим ресурсам, таким как веб- страницы и другие источники информации.

Технологическая проблема для учителя при этом состоит в том, чтобы помогать учащимся в процессе ситуативного смыслообразования, по мере необходимости предоставляя им необходимые ресурсы и инструменты, допуская приостановки и возобновления учебной деятельности и возможности «переплетения» различных форм учебной деятельности за счет использования мощного потенциала повседневных социальных взаимодействий, так чтобы люди могли создавать комбинированные журналы записи совместно переживаемых событий и учащиеся имели возможность «отматывать время назад» и вспоминать ранее выполненные ими действия и их результаты.

Наряду с проблемами разработки персонализируемых технологий для «бесшовного» обучения, существуют этические и социальные проблемы, связанные с определением того, каким опытом следует обмениваться и следует ли нам продолжать двигаться к такому миру, в котором мы будем записывать весь свой опыт, все события своей жизни. Сейчас формируется более широкая концепция «бесшовного» обучения, включающая неявное оформление полученного опыта. Рабочая среда в онлайне все чаще изменяется с учетом наших интересов, например, при поиске нужных страниц отклики располагаются в порядке, соответствующем содержанию предыдущих запросов, и сайты также рекомендуют контент, так или иначе связанный с прошлыми просмотрами.

Такой персонализированный, «подогнанный по мне» мир является одной из форм «бесшовного» обучения: мы начинаем смотреть на мир так, как будто он строится вокруг нашего взаимодействия с ним. Польза здесь очевидна: в любой момент вы практически мгновенно получаете готовую релевантную информацию; однако это мешает нам видеть альтернативные варианты. Возникает опасность начать верить в то, что наши переживания, взгляды, предпочтения и ассоциации не просто наиболее значимые и актуальные, но и единственно возможные.

Наряду с проблемой построения непрерывного, «бесшовного» обучения появляется сопутствующая проблема создания «швов» в потоке учебного опыта, пространств для остановки, размышлений, осознания пробелов в нашем понимании материала, учета взглядов и обстоятельств других людей, а также приобретения по-настоящему нового опыта. Одним из показателей успеха «бесшовного» обучения является то, что оно практически перестало быть темой дискуссий: и дети, и взрослые все активнее используют доступные лично им технологии для обучения в разное время и в разных местах, вплоть до смыкания обучения с повседневной жизнью. Чем более интенсивным и распространенным становится такое обучение, тем сильнее оно должно интегрироваться с формальным обучением в школах, вузах и на рабочих местах, и тем больше опасность того, что оно будет только усиливать и поддерживать общеизвестные способы и направления мышления и действий. «Бесшовное» обучение может стать весьма эффективным способом накопления и поиска информации. Однако необходимо найти средства и методы интерпретации этой информации для извлечения полезных знаний и использования их для разумных и целенаправленных действий.


Комментировать


2 × шесть =

Яндекс.Метрика