Феномен прокрастинации в современном обществе

1

Аннотация. В данной статье делается попытка социально-психологического анализа феномена прокрастинации; автором анализируются основные теории, объясняющие возникновение данного явления, также раскрываются его специфические характеристики. Ключевые слова: прокрастинация, отсрочка дел, спираль прокрастинации.

Невероятный темп современной жизни, огромный информативный поток рекламно-новостных событий, концентрация разного рода политических, экономических, культурных, профессиональных процессов не просто меняют стиль жизни человека, но особым образом, трансформируют его сознание, его мироощущение, его онтологическую природу и психологические особенности.

Современная реальность ставит перед человеком множество задач, и требует, порой, мгновенного принятия решений. Современный человек может по-разному реагировать в данных обстоятельствах: стремиться все успеть и сделать в срок или отложить важные дела «на потом», отсрочить то, что требует много сил, времени или не вызывает интереса.

Такой психологический феномен получил название «прокрастинация». Целью данной научной работы является рассмотрение такого явления, как прокрастинация, выявление ее причин, последствий, а также разработка практических рекомендаций и способов преодоления данного психологического феномена.

Данная цель реализуется в ряде задач: — раскрыть основные содержательные характеристики феномена прокрастинации в контексте социально-психологического анализа; — проанализировать причины возникновения прокрастинации, а также, влияние данного феномена на мотивацию и деятельность человека; — провести эмпирическое исследование в форме опроса и проанализировать полученные результаты. Прокрастинацией в психологии называют склонность к постоянному откладыванию дел (в том числе важных и срочных), приводящую к жизненным проблемам и разрушающим психологическим эффектам. Этимологию слова можно найти в двух языках: от английского procrastination «задержка, откладывание» и от латинского pro- «для, ради», cras «завтра» или crastinum «завтрашний».



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Современный человек ежедневно сталкивается с множеством задач, в частности с теми, которые вызывают психологическое нежелание, отвращение, неприязнь. Необходимость оперативного выполнения сложных, ответственных или рутинных дел, как правило, повергает человека в стресс, вызывает самые отрицательные эмоции и заставляет его прибегать к прокрастинации. Прокрастинацию нельзя назвать ленью. Ленивый человек не желает ничего делать, наслаждается в безделье. Это не беспокоит ленивого.

Человек, который подсознательно прибегает к прокрастинации, понимает важность отложенных дел, тем не менее, психологически не может начать работу над ним, хотя и рад бы. Кроме того, прокрастинацию нельзя назвать в полном смысле отдыхом. В этом случае человек не наполняется энергией, а, наоборот, растрачивает ее из-за постоянного беспокойства. Прокрастинация – это сложное, комплексное психологическое понятие, которое определяется как осознанная тенденция откладывать выполнение ведущей деятельности, которая сопровождается внутренним дискомфортом и приводит к отрицательным последствиям. В определенном смысле, существование феномена прокрастинации противоречит условиям современного общества, где человеку предъявляются особые требования к продуктивности, самостоятельности и ответственности личности.

Это явление – одно из главных препятствий, мешающих жить полной жизнью. Человек сожалеет об упущенных возможностях, самоупреки отнимают у него больше времени, чем ушло бы на решение задач, которые он постоянно откладывает. «Действительно, прокрастинация может затронуть любую сферу деятельности субъекта: трудовую (неспособность реализовать проект вовремя, сдать работу в срок), социальную (откладывание важных телефонных звонков, встреч, ответов на письма и т. п.), бытовую (откладывание запланированного ремонта, уклонение от выполнения домашних обязанностей и т. п.), учебную (откладывание подготовки домашних заданий, подготовки к экзаменам)» [1, с. 121]. Согласно имеющимся данным, прокрастинация является одним из существенных факторов, порождающих трудности в обучении. В связи с этим выделяется отдельное направление в исследованиях прокрастинации – так называемая «академическая прокрастинация» [2, с. 147].

Существует множество причин, вызывающих прокрастинацию: нелюбимая работа, скучное или неприятное дело, которое не приносит удовольствия; неумение человека расставлять приоритеты, выделять наиболее значимые и важные дела из общей массы обязанностей; неясность главных жизненных целей и приоритетов, собственных устремлений; неумение правильно организовать свое время; непонимание, с чего начать, как подступиться к работе; страхи и фобии: боязнь потерпеть неудачу, поражение, страх перемен, застенчивость и другие. Причиной прокрастинации может стать и излишний перфекционизм, когда человек не приемлет несовершенный результат своего труда и продолжает дорабатывать мельчайшие детали, и, как следствие, откладывает сроки сдачи работы. Последствия прокрастинации могут быть как незначительными, так и разрушающими. Среди них выделяют: — чувство вины. Для любого прокрастинатора характерны мысли вроде «я должен был сделать это раньше», «я не должен был терять время» и т.д.;

- стресс. Проявляется, когда приходит понимание того, что в запасе находится много невыполненной работы и очень ограниченное время. Человек, не зная, с выполнения какого дела начать, впадает в состояние стресса; — снижение работоспособности. Когда мы занимаемся посторонними делами, не имеющими какого-либо отношения к работе, мы тратим драгоценное время в ущерб тому делу, которое необходимо выполнить. Этот процесс также сопровождается снижением внимания и мотивации; — упрёки со стороны коллег или начальников. Не выполняя работу, прокрастинатор держит в стрессовом состоянии не только себя, но и руководителя.

Такое его поведение провоцирует негативное отношение, критику и даже увольнение; — чувство стыда. Постоянные упреки со стороны, самоупреки и осуждение влияют на психическое здоровье прокрастинатора. Самооценка падает, возникает чувство угнетения и полное нежелание выполнять работу; — спираль прокрастинации представляет собой замкнутый круг. Если работа не вознаграждается из-за постоянного затягивания и отсрочки дел, привычка прокрастинировать может усугубиться.

Это в свою очередь приведет к упрекам, ненависти к себе, низкой самооценке и снижению мотивации и эффективности. Чтобы выяснить, является ли прокрастинация болезнью XXI века или же защитной реакцией организма, а также выявить отношение современного человека к данной проблеме в Омском филиале Финансового университета при Правительстве РФ был проведен опрос среди студентов в возрасте от 18 лет до 21 года, в котором приняли участие 60 человек. Для того, чтобы понять насколько респонденты подвержены прокрастинации был задан следующий вопрос: «Замечали ли Вы за собой привычку «откладывать на завтра то, что можно сделать сегодня?» Равное количество опрошенных (по 3%) ответили «нет, всегда все делаю заранее» и «нет, но приходится бороться с желанием отвлечься». 49% ответили утвердительно, при том, что привычка откладывать дела не сказывается на результатах их работы. 45% респондентов отметили, что часто оставляют дела на последний момент и это значительно влияет на результаты их работы.

Далее следовал вопрос: «Сколько времени в день Вы посвящаете отвлеченным занятиям?» 3% опрошенных уделяют таким занятиям менее часа, 29% тратят на это 1- 2 часа в день, 36% – 3 — 4 часа и 32% опрошенных проводят за отвлеченными занятиями более 5 часов в день. На вопрос о том, на какие вещи студенты отвлекаются больше всего, были даны следующие ответы: 13% опрошенных чаще всего отвлекаются на телефонные разговоры, 23% – на просмотр телевизионных программ, 29% отмечали за собой долгие отвлеченные размышления, 42% – излишние перерывы на чай/кофе, перекусы, 52% тратят свободное время на мелкие развлечения (прослушивание музыки, рисование, рукоделие и т.д.), и подавляющее большинство, 58% и 71%, как и следовало ожидать, проводят свое время за развлечениями в интернете (интернет-серфинг, социальные сети).

Исходя из анализа полученных ответов на данный вопрос, можно сделать вывод о том, что главным отвлекающим фактором являются технические средства и всемирная паутина-Интернет. Итак, мы видим, что 32% респондентов проводят за отвлеченными занятиями более 5 часов в день и около 40% являются частыми посетителями своих социальных сетей. Из совокупности ответов можно сделать вывод о том, что, действительно, социальные сети и Интернет в целом, являются главными факторами, которые отнимают свободное время, которое можно было бы потратить на важные дела. Чтобы разобраться, в чем причина такого поведения студентов, им был предложен вопрос: «Что Вы могли бы выделить в качестве причин своей прокрастинации?» 7% ответили, что причиной откладывания дел является страх неудачи. 19% считают, что перфекционизм, попытка довести дело до идеального состояния мешают им вовремя справиться с поставленной задачей. 29% не понимают, с чего начать, поэтому постоянно дают отсрочку важному делу. 23% студентов не умеют правильно расставлять приоритеты, а 48% правильно распределять выделенное время.

Большинство респондентов — 52% и 87% опрошенных назвали основной причиной отсутствие интереса и отсутствие самодисциплины – соответственно. Главный вопрос, поставленный в рамках данного эмпирического исследования, был сформулирован так: «Какое из высказываний, на Ваш взгляд, более точно описывает проблему прокрастинации?» 52% респондентов считают, что прокрастинация – это защитная реакция организма на множественные задачи, и 48% утверждают, что прокрастинация – это специфическая «болезнь» современного человека XXI века. Подобное явление существовало и ранее, однако именно в современном мире, в эпоху развития информационных технологий и технических средств, оно приобрело новый смысл и стало более заметным. Можно сказать, что прокрастинация – это своеобразная ответная реакция современного человека, который вынужден жить в постоянном стрессе, на высокой скорости, одновременно решая множественные задачи. Как же бороться с прокрастинацией и не поддаваться желанию отложить важное дело на пару дней, а то и недель? Все дело в отношении к ситуации. Вполне возможно, что относиться к поставленной задаче следует не как к обязанности, а как к вызову, делу, решив которое, вы станете компетентнее и профессиональнее.

Следует распределять задачи по степени их важности и сосредоточиться на приоритетных. Это облегчит достижение поставленных целей. Не стоит бояться неудачной попытки. Зачастую мы достигаем желаемого только путём проб и ошибок. Совершенствуя наши попытки с каждым разом, мы тем самым делаем возможным решение проблемы. Провал вынуждает человека искать другие пути и развивать дивергентное мышление. В рамках концепции тайм-менеджмента рекомендуется планировать дела. Для этого следует все обдумать и расставить приоритеты. Что наиболее важно? Насколько это сложно? Сколько времени займёт? Лучше разбить задачу на несколько более мелких, чтобы четко видеть, что и когда нужно выполнить и правильно распределить свои силы и время. Очень важно подводить итоги и награждать себя за успешно проделанную работу. Если ежедневно подводить краткий итог того, что вы успели сделать, какие дела остались нерешенными, то будет формироваться более четкое представление о текущем положении дел. Анализируя ход дела, вы тем самым способствуете повышению уровня самоконтроля и самоорганизации.

Самостоятельно проведя оценку своих успехов, мы обязательно найдём то, чем можем гордиться. Награждая себя за успех, мы поднимаем свою самооценку и самоэффективность. Если работа, которую необходимо выполнить, не приносит удовольствия, следует попробовать сделать ее более увлекательной и интересной. Ключом к победе над прокрастинацией и повышению мотивации может стать, например, составление списка преимуществ того, что мы делаем, работа в приятной обстановке или сосредоточение на долгосрочных перспективах. Таким образом, в представленной статье были рассмотрены основные содержательные характеристики такого психологического феномена, как прокрастинация; проанализированы основные причины появления и способы преодоления данного явления.

В определенном смысле, прокрастинация – это специфическая защитная реакция современного человека на множественные задачи. Но, несмотря на глобальность и широкую распространенность данной проблемы с ней можно и нужно бороться. Дальнейшее исследование феномена прокрастинации является актуальным и перспективным, по причине широкой распространенности и малой изученности этого психологического явления.

Список используемых источников: 1. Варваричева, Я. И. Феномен прокрастинации: проблемы и перспективы исследования [Текст] / Я. И. Варваричева // Вопросы психологии. – 2010. – № 2. – С. 121 – 131. 2. Ивутина, Е.П., Шуракова, Е.С. Академическая прокрастинация как проявление защитносовладающего поведения у студентов [Текст] / Е.П. Ивутина, Е.С. Шуракова // Вестник Вятского государственного университета, серия «Психология». – 2013. – № 4 . – С. 146 – 151.

Стародумова А


Комментировать


× 1 = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru