«Живописность ситуации» как условие создания медиаконтента | Знания, мысли, новости — radnews.ru


«Живописность ситуации» как условие создания медиаконтента

Исследование посвящено коммуникативно-прагматическим свойствам живописи как составляющей актуального дискурса писательской публицистики в сети. Выделен концептуальный и текстообразующий ресурс «живописных» постов.

Ключевые слова: живопись, писательская публицистика, концепт.

В результате тотальной визуализации продолжается поиск креативных форм изобразительности в медиа. Живопись, столь нехарактерный вид иллюстраций для СМИ, начинает интенсивно использоваться сетевыми газетными изданиями (AiF.ru, Gazeta.ru), актуализируя в основном функцию привлечения внимания. Иные коммуникативно-прагматические цели реализует живопись во фрагментах писательской публицистики, размещенных в форме постов на страницах групп в социальной сети «ВК», посвященных творчеству писателей. Посты в группах представляют собой риторический текст (Ю. М. Лотман), в котором репродукции картин являются начальным актом семиотического моделирования социокультурных реалий действительности. Администраторы групп в поисках медийного контента отбирают «живописные ситуации» из документально-публицистических произведений писателей и вместе с актуализированными репродукциями картин размещают их в хронологически подобное с моментом написания произведений время. Например, 10 августа 2017 г. опубликован фрагмент дневниковой записи, сделанной М. М. Пришвиным 10 августа 1946 г. (https://vk.com/mihailprishvin, 7.10.2017).

С настоящим временем неизбежно сопрягается «прошедшее приближенное» (И. Р. Гальперин). Синтез континуумов документально-публицистических произведений писателей, репродукций картин и актуального действия администратора дает возможность переосмыслить настоящее под влиянием содержательно-концептуальной информации предложенных структурных единств. Администраторы писательских групп предлагают подписчикам альтернативную медийную картину повседневности, ожившую благодаря «живописным» качествам документально-публицистической прозы и своеобразной фреймовости художественных репродукций. Текстообразующими признаками таких постов являются следующие.

1. Первичная иконизация репродукции картины как культурно-релевантного фрейма творческого сознания писателя. Картина В. М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке» предваряет размышления М. М. Пришвина о постижении жизни как сказки (https://vk.com/ mihailprishvin, 15.06.2017); картины Ван Гога «Стога сена в Провансе», «Закат в Монмажуре», «Цветущие ветки миндаля» ретроспективны проблеме творческого потенциала, о котором размышляет К. Г. Паустовский (https://vk.com/doktor_paust, 02.12.2017). 2. Средоточие в документально-публицистических материалах слов и словосочетаний, представляющих терминосистему живописи: тончайшие переливы; осветилась красками такой ясности и густоты; на своих холстах; дело художника; облака стоят, как выписанные; фрески и небо (https://vk.com/doktor_paust, 5.10.2017); Левитан; простота и ясность мотива; искусство (https://vk.com/public31780354, 10.01.2018).

3. Доминирование детализированных описательных речевых структур, обрамляющих публицистические размышления писателей: Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его «Деревню» — серенькую, жалконькую, затерянную, безобразную, но такой от нее веет невыразимой прелестью, что оторваться нельзя… (https://vk.com/public31780354, 10.01.2018). Дискурс живописи, писательской документалистики и публицистики актуализирует прежде всего личностные концепты мировоззрения писателей. Например, в группе М. М. Пришвина образы Робинзона Крузо на картине Вильяма Блейка, дороги на картинах И. И. Левитана и А. К. Саврасова, жанр дневника и преобладание в цитатном письме лексем со значением «собственный» (сделать что-то свое из того, чего не было; дома усталый человек должен остаться с самим собой; каждый из нас, путешествуя, непременно что-нибудь открывает для себя вдали новое, https://vk.com/mihailprishvin, 10.01.2018) формируют концепт самость. Можно также вести речь о наращивании «живописной» семантики национальных географических концептов (русская осень в группе А. П. Чехова).

Примечательно, что в генерировании «живописного» дискурса участвуют и подписчики писательских групп, благодаря медийной активности которых кристаллизуются, например, концепты булгаковская Москва в группе М. А. Булгакова, зима Ромадина в группе К. Г. Паустовского.

А. В. Дроздова


Комментировать


восемь × = 64

Яндекс.Метрика