Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

Иллюстрация. Татьяна Ларина

Иллюстрация. Татьяна Ларина

Темы школьных сочинений

В.Г.Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»,
так как в нем как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства
той эпохи. В центре внимания поэта жизнь, быт, нравы, поступки молодого
человека Евгения Онегина. Евгений Онегин является первым литературным
героем, открывающим галерею так называемых «лишних людей». Он образован,
умен, благороден, честен , но светская жизнь в Петербурге
убила в нем все чувства, стремления, желания. Он «до времени созрел»,
стал молодым стариком. Ему неинтересно жить. В этом образе Пушкин показал
болезнь века — «хандру».

Онегин действительно тяжело болен социальной
болезнью своего времени. Даже искреннее чувство, любовь не способны
воскресить его душу.
Образ Татьяны Лариной — противовес образу Онегина. Впервые в
русской литературе женский характер противопоставлен мужскому, и, более
того, женский характер оказывается сильнее и возвышеннее мужского.
Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие
черты русской женщины.

Пушкин в своем романе хотел показать обыкновенную
русскую девушку. Автор подчеркивает отсутствие в Татьяне необычайных,
из ряда вон выходящих черт. Но героиня в то же время удивительно
поэтична и привлекательна. Не случайно Пушкин дает своей героине простонародное
имя «Татьяна». Этим он подчеркивает простоту девушки, ее
близость народу.
Татьяна воспитывается в усадебном поместье в семье Лариных,
верной «привычкам милой старины». Характер Татьяны формируется под
влиянием няни, прототипом которой поэту послужила чудесная Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой, неласковой девочкой. Она не любила играть
с подругами, была погружена в свои чувства и переживания. Она рано
пыталась понять окружающий мир, но у старших не находила ответы на
свои вопросы.

И тогда она обращалась к книгам, которым верила безраздельно: Ей рано нравились романы; Они ей заменяли все: Она влюблялася в обманы И Ричардсона, и Руссо. Окружающая жизнь мало удовлетворяла ее требовательную душу. В книгах она видела интересных людей, которых мечтала встретить в своей жизни. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, безыскусность. Татьяна умна, своеобразна, самобытна.

От природы она одарена: Воображением мятежным, Умом и волею живой, И своенравной головой, И сердцем пламенным и нежным. Умом, своеобразием натуры она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пошлость, праздность, пустоту жизни деревенского общества. Она мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев ее любимых романов. Таковым ей показался Онегин — светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный.

Татьяна со всей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: "… Все полно им; все деве милой без умолку волшебной силой твердит о нем". Она решается написать Онегину любовное признание. Резкий отказ его является полной неожиданностью для девушки. Татьяна перестает понимать Онегина и его поступки. Татьяна находится в безнадежном положении: она не может разлюбить Онегина и в то же время убеждена, что он не достоин ее любви. Онегин не понял всей силы ее чувства, не разгадал ее натуры, так как выше всего ценил "вольность и покой", был эгоистом и себялюбцем. Любовь приносит Татьяне одни страдания, ее нравственные правила тверды и постоянны. В Петербурге она становится княгиней, обретает всеобщее уважение и преклонение в "высшем свете". за это время она сильно меняется. "Равнодушною княгиней, неприступною богиней роскошной, царственной Невы" рисует ее Пушкин в последней главе.

Но все равно она прелестна. Очевидно, эта прелесть была не в ее внешней красоте, а в ее душевном благородстве, простоте, уме, богатстве душевного содержания. Но и в "высшем свете" она одинока. И здесь она не находит того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся после скитаний по России в столицу: …Сейчас отдать я рада, Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище…

В сцене последнего свидания Татьяны с Онегиным еще глубже раскрываются ее душевные качества: нравственная безупречность, верность долгу, решительность, правдивость. Она отвергает любовь Онегина, помня, что в основе его чувства к ней лежит себялюбие, эгоизм. Главные черты характера Татьяны — сильно развитое чувство долга, которое берет верх над другими чувствами и душевное благородство. Это и делает ее душевный облик таким привлекательным. Татьяна Ларина открывает собой галерею прекрасных образов русской женщины, нравственно безупречной, ищущей глубокого содержания в жизни. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины.


Комментировать


+ 9 = семнадцать

Яндекс.Метрика