К вопросу о ценностных установках на образование и обуславливающих их факторах | Знания, мысли, новости — radnews.ru


К вопросу о ценностных установках на образование и обуславливающих их факторах

«О времена, о нравы» – недавно я не придавал этому выражению должного значения, считая, что из века в век не происходит изменений, затрагивающих общее поведение конкретных людей и общества. Осознал я свою ошибку, наблюдая за модой, и что она делает с сознанием человека (как оболочка собственного я топиться под наплывом общественного мнения, ближайшего окружения и стереотипов). Актуальность данной проблемы наблюдается во многих сферах жизни современного человека.

В своей статье я хочу акцентировать внимание на смене ценностных оснований в сфере образования. Иметь или быть? Вопрос, поднятый Эрихом Фроммом в ХХ веке, в наше время обретает всё более острый характер, человек утрачивает ценность бытия в угоду потребности обладания. Первичным фактором, на мой взгляд, является внешнее влияние, о нём я и хочу поразмыслить вначале. В связи со своим возрастом ещё совсем недавно мне часто приходилось наблюдать, как мои сверстники шли на глупые и не обдуманные поступки, ради авторитета среди окружения. Казалось бы, подростковый период прошёл, зачем далее потворствовать столь низкому для воли действию, но нет, и вот в шкафу уже появляется одежда, купленная из диктата моды, появляются привычки, продиктованные тем же. Являют себя проблемы, связанные с отсутствием собственного я. Корень данной проблематики я вижу в подсознательном стремлении человека к доминированию.

Особенно выражающее себя в подростковом возрасте, когда авторитет среди сверстников играет важную роль, постепенно угасая с возрастом. Однако, при отсутствии должной рефлексии и высоких волевых качеств, подобный процесс продлевается на значительно больший период, но самое страшное, когда он становится автономным. Если рассматривать нейтральные и позитивные стороны данного феномена, то к ним я могу отнести соблюдение этикета, следование общим норма социального поведения и т.д. Безусловно, сознательный человек соблюдает выше перечисленные нормы морали и поведения без позёрства и ожидания оценки, а исходя из собственных убеждений и понимания морали и нравственности. Другое дело, когда поступок ориентирован на оценку из вне, характерную при внешнем влиянии. Примером тому может служить ситуация, когда конкретный индивид, будучи с группой сверстников, совершает тот или иной благовидный поступок, а оставаясь один, он этого не делает.

Направленность на внимание другого уничтожает человеческие добродетели. Как замечали ещё китайские мудрецы, нет добра, что не породило бы рядом с собой каплю зла, и нет зла, что не породило бы рядом с собой каплю добра. Перейду к следующей части и самой проблеме: «Иметь или быть?». Как это проявляется в области образования? Быть специалистом или иметь образование, к сожалению, сегодня многие отождествляют эти понятия, что само по себе является подтверждением опасений. Появилась задача получить образование любой ценой, всё было бы хорошо, но качество при этом не обговаривается… Будучи сам школьником, к концу одиннадцатого класса я до конца не определился на кого идти учиться. Мои собственные желания перекрыли родители, когда я учился ещё в седьмом классе, а их предпочтения меня совсем не устраивали. В итоге, я пошёл наперекор родителям и стал заниматься интересным мне делом.

Однако, некоторым моим сверстникам, имевшим схожую проблему, повезло меньше. Они поступили в институты, но толком не учились в них, они чувствовали себя, попросту лишёнными свободы и обучение не приносило им плодов. Кто-то уходил, а кто-то оставался из-за «корочки». Помимо этого, мне приходилось наблюдать картину, когда некоторые студенты учились ради иллюзии действия. Их занятость придавала им надежду на будущее, которое, тем не менее, они желали отсрочить. Будучи погружёнными в дело, они полагали, что за столь длительный казалось бы срок всё само должно было как-то срастись и получиться.

Самая же пагубная ситуация, когда идёт изначальная установка на получение образования, ради достижения цели иметь образование в высшем учебном заведении («получишь корку, делай что хочешь»). В таком случае нет устремлённости к чему-то большему, чем просто обладание, нет потребности быть «образованным» (иметь свой, отличный от других образ). Связываю я появление такой проблемы с маловолием на пути становления. Сама по себе мода на высшее образование не имела бы пагубного воздействия, однако, она запустила механизм достижения конкретной цели, а именно цели обладания высшим образованием, а не получением знания, как ценного самого по себе, так и применимого в дальнейшей практической жизни. В один из жизненных периодов я пришёл к выводу, что всегда должна быть устремлённость к нескольким целям, взаимовытекающим друг из друга.

Конечно, можно сказать, что высшее образование само по себе подразумевает дополнительные цели, такие как становление специалистом, получение высокооплачиваемой профессии и т.д. Однако образование даёт лишь возможность, а стремление быть специалистом достигается совокупностью множества факторов, а не только образованием. Корень таиться в школьном образовании, которое не ставит перед собой задачи использования знаний за пределами школы. Школьное обучение нацелено на получение приемлемых оценок (для каждого своих), и это плотно закрепляется в сознании обучающихся. Окончив девятый класс и перейдя в десятый, я заметил, что не помнил ничего из пройденного в девятом.

Я сдал экзамены, и мозг будто удалил информацию, которая была необходима для сдачи экзаменов. Тогда я задумался о предпосылках столь странного для меня факта. Углубляясь в себя, я осознал, что не ставил для себя задачи большей, чем сдать экзамены. Я пришёл к выводу, что мозг обладает свойством подразделения информации по необходимостям, и когда задача выполнена, он может определить информацию как исчерпавшую себя, и архивировать её (не удалить, так как восстановление всё-таки возможно). Что же привело к такой ценностной переориентации в образовании? Огромное влияние несёт ряд жизненных установок и необходимостей, задаваемых с детства. Человек приобретает черты автомата, движимого не им определенными задачами. В ходе же их достижения теряется ценность становления в угоду ценности приобретения. Также хочу отметить фактор, связанный с появлением феномена иллюзии действия, о котором упомянуто выше. Корень проблемы я вижу в нехватке духовной энергии, страх перед неизбежным.

В итоге, с течением времени происходит резкий шоковый переход от «ещё можно подождать»к «уже поздно, что-то менять». Самые лёгкие проявления данного феномена наблюдаются в шутках о «ночи перед экзаменом». Зависимость от мнения других и отсутствие собственного я. Данная проблема частично вытекает из предыдущей, когда недостаток духовной энергии формирует латентную рабскую натуру, ищущую того, кто бы помог ей с определением себя, обозначил цели и задачи (естественно, в рамках выдерживаемой нагрузки, предел которой низок из-за слабости духа). Далее я хочу расписать отличия между «иметь образование» и «быть образованным, быть хорошим специалистом». Казалось бы, самая большая разница должна быть в практическом применении навыков, но я вижу разность любви.

Обладание никогда не ведёт к любви, оно может лишь дать привязанность, не редко и злонравную, когда пора давно отказаться, но привычка значимей. Настоящий же специалист любит своё дело, труд его созидателен, и творит он с любовью к самому творению. Он стремится быть, осуществиться. Превозмогая себя, он вкладывает часть своей души, что помогает ему вырасти. Подводя итоги можно сказать, что по большей части установка на обладание зиждиться на заданных из вне приоритетах, преодолев которые, она постепенно сойдёт на нет. Также мне вспоминаются слова из Легенды о завещании царя Давида царю Соломону о том, что несчастье возникает из-за того, что человеку чего-то не хватает, и чем большего ему не хватает, тем более он несчастен.

А так как человеку всегда чего-то не хватает, то, движимый потребностью обладания, человек может лишь перейти от большего несчастья к меньшему. Счастлив тот человек, внутри которого весь мир, и поэтому ему не может чего-либо не хватать. Мир существует, и Я существую, при этом, весь мир растворен во мне – вот формула счастья. Стремление к чему-либо всегда обусловлено потребностью счастья, но не все пути ведут к нему: ценностная установка на обладание образованием проводит мимо цели, и лишь внутренняя потребность быть образованным, реализоваться как специалист своего дела, доставляет желаемое счастье.

©Чернов П.М., 2017


Комментировать


пять × 7 =

Яндекс.Метрика