Будущее городских поселений | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Будущее городских поселений

1

Россия относится к числу высоко урбанизированных территорий: более 74,59 % населения проживает в 1117 городах (2020 г.). В стране присутствуют все типы городских поселений — поселки городского типа, малые и средние города, большие и крупные, города-миллионники. Разграничение городов и выделение их типов — одна из актуальных научных проблем, так как само понятие «город» достаточно сложно и неоднозначно, существует множество критериев, позволяющих отнести поселение к типу город.

Так, среди исследователей нет единого мнения по поводу критериев, позволяющих отделить «поселок городского типа» от сельского поселения или малого города. Требует уточнения и понятие «малый город». Сегодня в нашей стране малым городом считается поселение с количеством жителей до 50 тыс., однако нижняя граница, с которой начинается город и заканчивается поселок городского типа, не определена и на практике можно обнаружить разные ситуации. Так, в некоторых регионах страны городом считается поселение с числом жителей в 10 тыс. чел, в других — 15 тыс., однако в статистической информации, которой оперируют местные и региональные власти, к городам причисляются и поселения с числом жителей в 7-11 тыс. (например, города Верхотурье, Волчанск, Верхняя Тура в Свердловской области).

В независимости от численности, все городские поселения играют важную роль в развитии страны и в целом земной цивилизации. Значение города проявляется в его многочисленных функциях. Концентрируя население, города становятся синергетическими центрами, порождающими качественно иной, более высокий уровень развития всех сфер жизни общества. Чем крупнее город, тем более выраженным центром он является, тем в большей мере он концентрирует все виды взаимодействий, коллективных форм социальной жизни, результатов человеческой деятельности. В городах сосредоточена основная масса производств, финансовых организаций, транспорта и связи, они — крупные логистические центры, в которых в наибольшей мере развита инфраструктура. Крупные города также являются центрами управления, центрами власти, центрами науки, образования, моды, культуры.

Города можно считать материализованной искусственно созданной формой, в которой закреплены все достижения человечества. Однако при всех своих плюсах, города полны противоречий, их не следует оценивать исключительно позитивно и однозначно. Как у всякой медали имеется обратная сторона, так и в большом городе на каждую позитивную сторону можно обнаружить негативную. Большое скопление людей, порождающее город, само по себе уже создает угрозу для человечества в силу того, что возникают хорошие условия для распространения инфекционных заболеваний, о чем мы убедились в настоящее время при распространении пандемии COVID-19. Наличие транспорта (метро, автотранспорта, рельсового транспорта и пр.), создавая условия для перемещения из одной точки в другую, в то же время порождает проблему городских пробок и приводит к экологической проблеме — загрязнению окружающей среды. Большое число социальных контактов на практике означает социальное отчуждение, одиночество в толпе, о чем писал еще Г.Зиммель. Этот перечень негативных черт можно продолжить.

Неоднозначность города, его противоречивость давно осознается учеными и практиками, и на сегодня уже существует целая история раз вития взглядов и мнений о перспективах и желательных направлениях развития городов. В этой истории отражаются порой противоположные, полярные точки зрения. Так, Ф. Энгельс считал, что крупные города должны со временем исчезнуть с лица планеты, в то время как К. Доксиадис высказал идею экуменополиса — единого города для всего человечества, который покрывает все пригодные для проживания континенты. Сегодня мы наблюдаем две четко выраженные тенденции в урбанизационных процессах: с одной стороны, происходит образование агломераций — расползание, разрастание крупнейших городов, слияние в единое социальноэкономическое целое ряда близлежащих поселений. С другой, происходит сокращение численности жителей малых городов, что чревато исчезновением их с карты нашей страны, как это сегодня наблюдается с деревнями. Первый курс поддерживается политикой государства, отражен в Стратегии пространственного развития страны, второй — также осознается, но пока единой четкой политики в отношении малых городов не существует.

Все большую силу также набирает концепция, автором которой считается Дж. Джекобс, согласно которой большие города должны быть городами для людей, а не для техники. Эта идея находит воплощение в изменении планировочных подходов: создании закрытых для машин кварталов (Испания), зеленых, доступных для пешеходов и относительно тихих кварталов в рамках крупного города (Париж). Также большую популярность набирает идея привлекательности малых городов. На сегодня у этих городов есть свои позитивные (чистый воздух, тишина, спокойный ритм жизни, более тесные межличностные отношения) и негативные стороны (неразвитая инфраструктура, слабость системы здравоохранения, образования, бедный выбор мест для проведения досуга и небольшой ассортимент товаров, нередко удаленность и труднодоступность крупных городов).

Особенно активизировались эти процессы в условиях пандемии, но они пока не имеют массового характера. Активность и масштаб реализации этого направления в будущем во многом зависит от состояния материальной среды малых городов, подъема образования. здравоохранения, развития торговых сетей. Это, в свою очередь, обусловлено темпами научно-технического прогресса (например, распространением индивидуальных летательных аппаратов, позволяющих быстро достичь большого горда), разворачиванием информационно-коммуникационных технологий.

Заборова Елена Николаевна


Комментировать


+ пять = 11

Яндекс.Метрика