Вятское кружево в трех веках (коллекция кружевных изделий в собрании Кировского областного краеведческого музея)

Коллекция текстиля Кировского областного краеведческого музея насчитывает более 5300 ед. хр. и состоит из предметов конца ХVII – начала ХХI в. Включает коллекции кружева, полотенец, тканей домашнего производства, лицевого шитья, декоративного шитья, вышивки, национальных костюмов (русский, коми, удмуртский, марийский, татарский), одежды горожан и селян ХIХ–ХХ вв., культовой одежды, форменной одежды различных ведомств и армейской, головных уборов, предметов декоративного убранства жилища, а также образцы изделий местной промышленности.

Одной из жемчужин собрания является коллекция плетеного кружева – самого изысканного вида декоративно-прикладного искусства. Первые поступления кружевных изделий в фонды Кировского областного краеведческого музея датируются 1939 годом. Это были образцы мерного кружева, салфетки, дорожки, воротники, манжеты артели «Кружевница» г. Советска и артели с. Ильинское, расположенного недалеко от г. Советска.

Если в 1930-е гг. изделий кукарских мастериц поступало мало, то 1960– 1980-е гг. были отмечены более активным поступлением драгоценных кружев: наследники приносили то, что осталось им от бабушек и прабабушек, создававших (или покупавших) знаменитые кукарские полушалки, шарфы и другие изделия. В 2009 г. коллекция пополнилась еще одним кукарским полушалком. К 2016 г. количество кружевных изделий, хранящихся в фондах краеведческого музея, составило 235 ед. Хронологические рамки коллекции – конец ХIХ – начало ХХI в. По месту производства можно выделить следующих производителей: слобода Кукарка Яранского уезда – артель «Кружевница» (г. Советск) – фабрика кружев г. Советска, кружева ТУ-28 г. Советска, кружева с. Ильинского Советского района, кружева г. Слободского, кружева г. Кирово-Чепецка Кировской области, кружева г. Вятки – г. Кирова (фабрика строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта). Родиной кружевоплетения считают Италию, но единого мнения здесь не существует. Ряд исследователей полагает, что искусство кружевоплетения возникло в Бельгии. Так или иначе, кружевные узоры и технологии их изготовления путешествовали из одной страны в другую, приобретая свои самобытные черты. Во второй половине XVI в. в Западной Европе кружевоплетение выделилось в ремесло и стало предметом торговли.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Первое упоминание о плетеных кружевах на Руси относится к XIII в. Производство плетеных кружев в XVI–XVII вв. существовало только для нужд царского двора и высшей знати. В 1625 г. в Москве в составе Мастерской палаты (Царицыны мастерские) находилось десять кружевниц. Широкое распространение в России кружевоплетение получило в XVIII в. в связи с переходом русской знати на западноевропейский костюм. Для плетения стали широко применяться льняные, хлопчатобумажные и шелковые нити различных цветов. Русские мастерицы создали свою неповторимую художественную традицию, огромное разнообразие узоров, приемов профессионального мастерства. Русское кружево по характеру орнамента напоминало народную вышивку и узорное ткачество настолько, что плетеное кружево вошло в историю мировой культуры под названием «русское кружево». Начало кружевному промыслу на Вятской земле было положено в ХVIII столетии в слободе Кукарка (ныне г. Советск), ставшей одним из центров кружевоплетения в России.

Заботясь о развитии промысла в губернии, Вятское земство в конце ХIХ в. открыло девять школ для подготовки кружевниц: в Вятском уезде (с. Усть-Чепецкое), в Яранском уезде (в слободе Кукарка – 1893 г., с. Ильинском), в Слободском уезде (при Белохолуницком и Чернохолуницком заводах – 1898 г.), в Воткинске, Глазовском уезде (при Залазнинском заводе), в Уржумском уезде (д. Коряковицы), в Малмыжском уезде (с. Гоньба). К концу XIX в. в Кукарке работало 3 тыс. кружевниц. Работы воспитанниц школ, особенно кукарской и холуницкой, неоднократно отмечались наградами на различных выставках: на выставке в Атланте (США, 1894 г.), на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде в 1896 г., золотой медалью на Всемирной выставке в Париже в 1900 г., на кустарных выставках в Петербурге в 1907, 1908, 1909 гг., где императрица Александра Федоровна с удовольствием приобретала для себя изделия учениц слободы Кукарка и Белохолуницкой школы.

Развитию промысла по губерниям способствовала и Мариинская практическая школа кружевниц, основанная в 1883 г. в Петербурге стараниями С. А. Давыдовой. Изданный ею альбом «Кружево и русские кружевницы» стал результатом поездок по губерниям России. В этот альбом вошли сколки и кукарских кружев, краткие описания их особенностей. Выпускницы Мариинской практической школы направлялись в центры кружевоплетения для организации на местах школ для обучения крестьянских девочек ремеслу. Особое внимание при обучении уделялось черчению, рисованию и композиции. В 1896 г. вятское земство организует учебно-показательные мастерские. Цель: поднять качество и эстетическое оформление изделий кустарей. Многочисленные выставки, на которые земство не жалело средств, открывали широкий рынок сбыта за пределы губернии, а деятельность кустарного склада позволила избавиться от засилья посредников и повышения цен на сырье и изделия. Музей кустарного склада знакомил с лучшими образцами изделий, в том числе и кружевных, технологией их изготовления. К началу ХХ в. сложилось 12 центров кружевоплетения.

Сегодня их осталось шесть: в Вологде, Ельце (Липецкая обл.), Советске (совр. Кировская обл., бывшая слобода Кукарка Яранского уезда Вятской губернии), Михайлове (Рязанская обл.), Киришах (Ленинградская обл.), Балахне (Нижегородская обл.). Первая мировая война и Октябрьская революция внесли глубокие изменения в развитие кустарной промышленности. Закрывались рынки сырья, численность кустарей сократилась наполовину. Эти процессы коснулись и кружевного промысла. К 1917 г. из девяти кружевных школ в губернии осталось две – в Кукарке и Белой Холунице. Но и они требовали восстановления. В апреле 1919 г. ВЦИК и СНК утвердили подписанный В. И. Лениным декрет «О мерах содействия кустарной промышленности». Местным органам власти предписывалось оказывать помощь в организации производственных объединений и артелей, заботиться о сбыте изделий и заготовке сырья для их производства. В Вятке земские мастерские преобразуются в Государственные художественно-промышленные мастерские со сроком обучения три года. В этом же году в с. Советское, так с 1919 г. стала называться Кукарка, на базе бывшей земской школы была открыта новая школа кружевниц со сроком обучения два года. В 1920 г. при школе самостоятельно организовалась первая трудовая артель кружевниц, объединившая 255 человек. В 1926 г. создается производственная кооперация, объединившая кустарей в артели, артели объединились в промысловый союз – «Вятпромсоюз».

Летом 1929 г. в Вятке открылась первая губернская конференция кустарей, на которой кружевницы с гордостью говорили о своих достижениях. В 1931 г. из трудовой артели кружевниц г. Советска выделилась Ильинская артель, в 1933 г. – Завертинская артель в Пижанке. В эти три артели входило 256 деревень, работало 4 тыс. кружевниц. Первую награду мастерицы г. Советска получили в 1932 г. в Москве на Всесоюзной выставке, посвященной 10-летию промысловой кооперации. Через пять лет – награда на Международной выставке в Париже, в 1939 г. – награда на Международной выставке в Нью-Йорке. Повышению качества русского кружева во многом способствовало создание в 1932 году Научно-исследовательского института художественной промышленности (НИИХП). В его состав входили научные работники, художники, технологи, экономисты. Здесь разрабатывались рекомендации предприятиям, создавались законченные эскизы уникальных произведений для советских и международных выставок. В 1930-е гг. вводится обязательное пользование сколком. Введение сколка не только предотвращало искажения рисунков, но и придавало кружеву двусторонность. 1930-е гг. отмечены всплеском интереса к русскому кружеву за границей. Кружевные изделия охотно покупали и в СССР. Количество кружевниц, работавших в указанный период в области, достигало 7–10 тыс. человек. Произ-

водственный план в 1934 г. составлял 630 тыс. руб., в 1935 г. – 725 тыс. руб., в 1936 г. – 925 тыс. руб. Весь 1934 г. артели работали на экспорт. Вятские кружева, так же, как и кружева из других районов страны, становятся в этот период одной из валют страны. Несмотря на несомненные успехи в развитии кружевоплетения, художественным изделиям часто навязывали совершенно несвойственную им идейно-политическую направленность. Портреты вождей Коммунистической партии СССР, символика государства, индустриальные мотивы должны были стать основами композиций многих произведений декоративно-прикладного искусства.

Для кружевного промысла это составило большую проблему. Великая Отечественная война оборвала налаженную жизнь кружевного производства. Мастерицы уходили на промышленные предприятия, в колхозы, чтобы заменить ушедших на фронт мужчин, прокормить семью, но любимое дело не забывали. В послевоенный период ассортимент кружевных изделий осваивался медленно, качество оставляло желать лучшего. В этой ситуации большое внимание стало уделяться работе профтехшкол, в том числе и кружевной. Происходило объединение артелей и преобразование их в фабрики, где появилась новая фигура – профессиональный художник, определявший стиль и художественную ценность изделий. Так, советская артель «Кружевница» в 1958 г. стала фабрикой кружев.

Организовалась художественная лаборатория, работу которой возглавила Анна Александровна Гужавина – бывшая воспитанница Кукарской школы кружевниц. На базе бывшей профтехшколы было создано техническое училище № 28 г. Советска, выпускавшее ежегодно 30–50 мастеров кружевоплетения. Лучшие работы учениц отсылались в Москву на Выставку достижений народного хозяйства. Следует отметить, что в 1920–1950-е гг. кружевное производство было тесно связано с бытом: исполнялось много покрывал, накидок на подушки, занавесок, дорожек, салфеток. Постельное белье на протяжении этого периода отделывалось кружевными вставками. Часто использовались изображения пятиконечных звезд, гербов, эмблем, колосьев, Московского Кремля, самолетов, индустриальных мотивов, портретов политических вождей. В одежде кружево использовалось мало.

В послевоенный период в вятском кружевоплетении вновь стал преобладать растительный орнамент, который порой, дополнялся изображением человека и птиц. В 1964 г. фабрику кружев присоединили к Кировской фабрике строчевышитых изделий им. 8 Марта, созданной в 1960 г. на базе артели «8 Марта», цветочного цеха надомников и цеха коврового ручного ткачества (артель «8 Марта» была образована в 1936 г. на базе сетевязального товарищества, в 1937 г. открылся пошивочный цех). Новое предприятие – фабрика строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта – стало лучше снабжаться материалами, оборудованием. Снова, как в лучшие годы, работы кружевниц получают награды не только на отечественных, но и на международных выставках: 1967 г. – Монреаль, 1970 г. – Осака. В 1970–1980-е гг. кружево входит в массовую моду, широко применяется для отделки одежды. Именно этот период стал золотым веком в развитии кружевного производства в Кировской области: окончательно сформировались традиции, определились художественные особенности орнаментов. Вятское кружево становится легко узнаваемым. Таким образом, к середине ХХ в. творческим трудом вятских мастериц была создана самобытная традиция, позволившая говорить о вятском кружеве как о наиболее богатом по художественным приемам и красивом по рисунку и мастерству исполнения.

Для него характерны богатый растительный и цветочный орнамент, изящность, нарядность, применение различных техник плетения в одном изделии: – «вятская петля» (наложение одной полотнянки на другую); – трилистники (удлиненные насновки, соединенные вместе за один конец и образующие новый элемент, который может быть использован как при плетении решетки, так и для оформления основного узора); – «вятский цветочек» (особого рода фестон); – «корчёнки» (выплетается насновка и пришивается к изделию); – разнообразные решетки (со звездочками из насновок, отвивными петельками, «жучками», «паучками»); – 12-лепестковые розетки из насновок (разработка Е. П. Куприной). В работах кировских мастериц А. Ф. Блиновой, В. И. Смирновой, З. А. Вараксиной, Е. П. Куприной ярко отражается народная тема, а также местные темы – дымковская игрушка, вятские матрешки. В 1990-е гг. филиал строчевышитых и кружевных изделий им. 8 Марта фабрики в г. Советске был закрыт, головное предприятие в г. Кирове стало банкротом и практически исчезло.

В начале 2000-х гг. его удалось возродить, правопреемник получил имя ООО «8 Марта». В 2010 г. администрация предприятия предпринимала попытки восстановить коллекцию орнаментов, разработанных еще в 1960–1980-е гг. С этой целью представители предприятия посетили фонды Кировского областного краеведческого музея, в коллекции текстиля которого хранится немало образцов продукции фабрики. Появились новые центры кружевоплетения, такие как предприятие «Юг» в Вятских Полянах, мастерские в пос. Подосиновце. Не исчез промысел и в г. Советске. Производственный кооператив-артель «Кукарское кружево» возглавляет Любовь Михайловна Анцыгина, неоднократный призер конкурсов «Мастеровые Вятки», «Серебряная коклюшка» (г. Вологда). С 2009 г. она постоянный член конкурсной комиссии в Вологде, с 2012 г. – член административного совета OIDFA – международной организации коклюшечного и игольного кружева.

В настоящее время одним из центров, где учат уникальной профессии, является ПУ-39 г. Советска, здесь же находится и музей кружева бывшего училища № 28. Его пыталась спасти бывший директор Галина Павловна Горохова: знакомые предприниматели обеспечили связь с Домом моделей Вячеслава Зайцева. Учебное заведение стало плести платья и костюмы для знаменитого кутюрье. Но производство товара в больших объемах и маленькие мастерские училища – вещи несовместимые. Следует сказать, что если в 1970-е гг. в ТУ-28 ежегодно обучали более ста человек, то сейчас менее двадцати. Поток желающих стать мастером кружевоплетения иссякает: нет больше фабрики кружев, проблема трудоустройства – главная беда.

В Кировской области удостоверение мастеров народно-художественных промыслов имеют всего 28 человек. Несмотря на проблемы, вятские мастерицы по-прежнему плетут скатерти, салфетки, воротнички, манишки, пелерины, галстуки, шали, палантины, оплечья, платья, костюмы, жакеты и даже ажурные зонты. И сейчас наше вятское кружево можно купить в Москве на Арбате в магазине «Вышивка», в Санкт-Петербурге, в художественном салоне г. Петрозаводска, в нескольких торговых точках г. Кирова.

Л. И. Остапенко, г. Киров


Комментировать


3 + восемь =

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru