Духовно-нравственное воспитание молодежи через проведение пешеходных экскурсий по святым местам

Решение проблем современного общества, всестороннего развития и улучшения жизни требует привлечения всеобщего внимания к вопросам духовного и нравственного воспитания подрастающего поколения. В настоящее время Россия переживает трудный период, характеризующийся кризисом не только в экономике, но и в духовной сфере, стремительным процессом социальной, материальной и нравственной поляризации общества. Сплошь и рядом материальные ценности доминируют над духовными, внешние атрибуты успешности заслоняют собой базовые понятия о милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме. Наблюдается отрыв от традиционных культурных ценностей, разрушается институт семьи. К сожалению, многие подростки не знают культуры своего Отечества, не способны сопротивляться безнравственным идеалам современности и широко рекламируемым примитивным эгоистическим потребностям.

Для преодоления этих явлений в нашем обществе необходимо на практике реализовывать концепцию духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Духовнонравственное воспитание должно осуществляться как на уровне государственных институтов, так и на уровне общества и семьи. Важно при этом воспитание молодежи в православной традиции и культуре. «Хорошее время не с неба падает, а мы его делаем; оно заключается в сердце нашем», – писал Ф. М. Достоевский [1]. И это действительно так: хорошее настоящее мы должны делать повседневно, сами используя все имеющиеся возможности. В нашем городе есть прекрасная возможность собрать молодежь по интересам и ненавязчиво, через историю Пскова, историю архитектурных сооружений, биографию известных людей, рассказать о православии (ведь православие является не только религией «государствообразующего» населения, но и неотъемлемой частью исторической, национальной и духовной традиции русского народа). Эта возможность – пешеходные экскурсии. Обычные, обзорные экскурсии для этого малопригодны. Нужны экскурсии интерактивные, содержащие культурно-досуговую программу, в ходе которых каждый участник будет не просто слушателем, а станет активным участником действия, что собственно и предполагает интерактивная форма общения. При этом возможны самые разнообразные игровые формы и принципы: ребус, кроссворд, пазлы, путешествие в прошлое, поиск сокровищ, «аукцион знаний», интервью «Мой вопрос исторической личности» (После смерти человека о нем остается память в сердцах его современников, потомков, в его делах.

И к любой исторической личности можно обратиться в форме монолога, нашего вопроса и предполагаемого ответа, рассказа о себе, высказывания предполагаемого суждения по поводу какого – либо жизненного факта) и многие другие приемы. Хорошим вариантом может быть организация экскурсий в виде квестов, столь популярных в наше время среди молодежи. Особое место в проводимой работе по краеведению следует уделять соревновательным формам работы (конкурс, викторина, олимпиада, игра, турнир и т. п.). Их объединяет в один вид то, что во время их проведения учащимся присущи инициативность, творчество, любознательность, дух соревнования. В ходе проводимой работы возможны два направления: по основным достопримечательностям и по святым местам. И в каждом случае возможно обращение к текстам Нового завета.

Когда речь идет о памятниках архитектуры, улицах и скверах, мы говорим о судьбах людей, которые жили на Псковщине, защищали ее, совершали открытия, писали, творили и, тем самым, служили Отечеству [2]. При этом важно показать, что понятие «служение Отечеству» должно пониматься не только как военное, научное, церковное и т. д. служение, а значительно шире. И поэтому в рассказах о псковичах (как широко известных, так и не всем известных) уместно упоминание евангельских притч. Так, через притчу «О талантах», можно рассказать о литературных способностях А. С. Пушкина и о подвижнических делах Е. Н. Морозкиной [3]. О том, как они использовали и развивали свои таланты на благо Отечества, а значит, и на благо людей. Через притчу «О сеятеле» можно рассказать о выпускниках различных учебных заведений города, в том числе и о тех, которые представляют участники мероприятия. При путешествии по святым местам также возможно использование тестов Нового завета. Их можно использовать, рассказывая историю того или иного храма, истории его основателей и обычных прихожан, внесших свою лепту в строительство храма и жизнь прихода. В архитектуре храма, его росписях и иконах, найдется немало изображений апостолов-евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, первоверховных апостолов Петра и Павла и много других, которые также помогут познакомить экскурсантов с текстами Писания. Целесообразно и каждую экскурсию заканчивать тестом из Евангелия. Так, например, всегда с интересом воспринимается слушателями Послание Павла коринфянам «О любви». В еще большей степени, интерес к текстам появляется при возможности самим участникам прочитать их с листков. Данные листки могут содержать не только отрывок из священного писания с указанием стиха и строки источника, но и кроссворды для домашнего повторения изученного материала, ссылки на православные сайты, где можно получить ответы на возникшие вопросы и др. Таким образом, экскурсия-игра, как соревновательная форма краеведческой работы, дает возможность совершенствовать полученные и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет учащихся думать, вспоминать пройденное и запоминать все новое.

Педагогический эффект применения краеведческих игровых форм заключается и в моделировании жизненных ситуаций борьбы и соревновательности, создании условий для взаимодействия и взаимопомощи, сплочении участников игры (общность, возникающая во время игры, тяготеет к сохранению и по окончанию ее), выявлении их личностных характеристик, обеспечении простора для фантазии и импровизации, и наконец, в возможности получения детьми удовлетворения от расширения своего кругозора, демонстрации своих знаний и умений, обогащения знаниями и умениями других людей и востребованности тех положительных качеств, которые очень часто не находят применения в обыденной жизни. Несмотря на имеющийся широкий спектр краеведческих игр, игровых заданий и приемов, педагогу необходимо постоянно помнить о следующих общих положениях, которыми следует руководствоваться при подборе краеведческой игры независимо от того, какие задачи (адаптационные, дидактические, воспитательные, коррекционно-развивающие и т. п.) и в каких пространственно-временных ей предназначено решать: – психолого-педагогический замысел краеведческой игры должен быть согласован с возрастными и индивидуально-типологическими особенностями и возможностями развития детей; – следует оценить соответствие общего замысла игры нормирующим ее правилам и непосредственному содержанию, продуманность способов введения учащихся в ситуацию краеведческой игры и выхода из нее; – необходимо с позиции безопасности и целесообразности проанализировать обстановку и оборудование, необходимые для проведения краеведческой игры, ее длительность, степень участия и активности в ней взрослых. Педагогическому анализу подлежат как ход игры в целом, так и поэтапная его разбивка, меры педагогического влияния на игровое состояние и поведение учащихся, соотношение в ходе игры интеллектуальной и физической нагрузки; – необходимо заранее продумать способы оценки результатов игры и определения ее победителей.

Данные критерии должны учитываться организаторами и при модификации имеющейся и при создании новой краеведческой игры. Необходимость в новой методической инструментовке той или иной уже имеющейся игры очень часто возникает в случае частичного несоответствия ее содержания, правил, игрового материала и других составляющих текущим педагогическим задачам, возрастным или индивидуально-типологическим особенностям учащихся. Усложняя или облегчая содержание игры, изменяя форму ее проведения или степень собственного участия в ней, педагог заставляет игру работать как на зону актуального, так и на зону ближайшего развития участников игры. Разработка же новой краеведческой игры требуется тогда, когда нет нужной игры в имеющемся арсенале для реализации того или иного педагогического замысла или изучения нового материала. Над имеющимися в практике играми необходимо постоянно работать и заменять их с учетом перспективы дальнейшего развития коллектива. При этом обязательным условиями своевременности внесения необходимых изменений является учет новых краеведческих знаний и активное участие в данной работе самих учащихся.

Для того чтобы успешно организовывать краеведческие игры, педагог должен обладать развитым творческим воображением, и, кроме того, определенным запасом знаний и умений как в области методики игры, так и в вопросах краеведения. Таким образом, успешность работы педагога во многом будет зависеть от выработки оптимальной стратегии и тактики включения краеведческой игры в экскурсию, проведения психолого-педагогической экспертизы игры (перспективному и итоговому анализу ее влияния на разные стороны развития учащихся), творческой аранжировки традиционных и созданию новых игр и конструированию целостных игровых экскурсионнокраеведческих программ. Мы рассмотрели только некоторые моменты реализации данного проекта. Многое зависит от теоретического осмысления и творческого подхода со стороны организаторов проекта. Несомненно, подобного рода проекты сопровождаются различного рода сложностями на первом этапе реализации. Однако это свидетельствует об актуальности проекта, и сложность его реализации делает его еще более привлекательным в творческом плане.

Развитие духовного и творческого потенциала должно стать потребностью для современных подростков. И акцент в проводимой работе необходимо делать на гуманизации отношений ребенка посредством создания игровых и образовательных пространств на основе совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками, а также в воссоздании различных форм детской субкультуры. «Устранение негативных факторов современной социальной ситуации развития детства представляется в направлениях гуманизации отношений ребенка с миром посредством создания игровых и образовательных пространств на основе таких форм совместной деятельности, которые способствуют проявлениям сострадания и сорадования ребенка, а также организации деятельности просоциальных детских общественных и творческих организаций – по сути, воссозданию различных форм детской субкультуры, которая дает ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды, повышает уровень его психоэмоционального и нравственно-духовного благополучия, позволяет открыть широкие возможности для самореализации», – отмечает В. В. Абраменкова [4].

Примечания

1. Достоевский Ф. М. Село Степанчиково и его обитатели. М., 1957. С. 20.

2. Васильев Г. Н. Краеведческая игра: «Люди, события, памятники» // Школа и вуз на пути модернизации начального общего образования / под ред. И. М. Витковской. Псков, 2004. С. 117–121.

3. Васильев Г. Н. Наша жизнь: день за днем // Социальная педагогика. 2013. № 6. С. 71–78. 4. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учебное пособие. М., 2008.

Г. Н. Васильев, г. Псков


Комментировать


2 + = три

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru