Концепция модного кода в управлении модой

В современном мире феномен моды играет важную роль в регулировании общественных процессов, временно определяя приоритеты и идеалы различных групп людей, а также побуждая их к конкретным действиям. Согласно утверждению отечественного исследователя моды, доктора социологических наук, профессора А.Б. Гофмана, «мода регулирует поведение индивидов и групп, составляющих социальную систему, и способствует адаптации последней к изменяющимся внутренним и внешним условиям ее существования» [1, с. 165].

Изучая работы ученых, так или иначе затрагивающих тему моды в своих исследованиях, можно проследить эволюционизм моды, отметить ее структуру, свойства и социальные функции. Предметом исследования таких работ выступают социокультурные, исторические и психологические аспекты моды, а также индустрия моды как сложная система разработки, производства и распространения модных товаров. Работа по изучению моды с позиции управления ведется в Московском государственном университете дизайна и технологии на кафедре Управления под руководством доктора экономических наук, профессора Одинцова Андрея Алексеевича.

Принимая во внимание современные социально-экономические факторы и требования, выраженные в становлении новой длинной волны экономического роста и острой необходимости развития индустрии на основе технологий шестого технологического уклада, данное направление исследований представляется нам актуальным. Рассматривая человеческий организм как систему, мы обнаруживаем, что он постоянно находится во взаимодействии с окружающей средой, выраженной другими системами разных уровней иерархии, и регулирует свое поведение в зависимости от поступающих сигналов. В свою очередь, поступающие сигналы могут различаться по способу их получения органами чувств, но они всегда несут в себе семантический смысл, что обусловлено такими свойствами человеческого восприятия, как предметность, структурность и осмысленность.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

Сигнал и семантический смысл можно рассматривать как абстрактную единицу информации, получение и интерпретация которой заставляет действовать или бездействовать элементы системы или систему в целом, оказывая влияние на ее состояние. Применительно к моде, можно предположить, что в процессе модной коммуникации передается такой набор информации, который способен ориентировать поведение индивида или группы на модные стандарты и ценности, другим словами, спровоцировать модное поведение. Для целей изучения процесса модной коммуникации мы предлагаем принимать указанный набор информации за модный код. Вместе с тем, не каждая информация вызывает модное поведение, следовательно, модный код должен иметь определенную структуру и содержание, способные задействовать необходимые когнитивные схемы человека.

Поэтому для примерного понимания механизма работы модного кода мы предлагаем условно разделить его структуру на три уровня: уровень аттракции, уровень фасцинации и уровень манипуляции. Кратко опишем основную идею этих уровней, не вдаваясь в подробный анализ их содержания и функций.

Уровень аттракции можно рассматривать как некоторый набор информации, результат интерпретации которой ассоциируется у индивида с базовыми ориентирами моды, которые едины для всех мод. Содержание этого уровня необходимо для привлечения индивида к конкретным продуктам и идеям, позиционируемым модными. Исследование восприятия аттракторов моды, проведенное в МГУДТ, указывает, что наиболее признаваемыми аттракторами среди респондентов в возрасте 17-25 лет сегодня считаются «современность», «творчество» и «элегантность». Отмечается, что «динамика восприятия аттракторов моды обнаруживает выраженную психологическую нацеленность современной молодежи на изменения, творчество, развитие, а также самовыражение, возможно, самоутверждение. Сохраняется ориентация молодежи на проявление своей индивидуальности, оригинальности, на стремление выделиться» [2, с. 23]. Под фасцинацией понимается тот чувственный опыт и физические ощущения, которые испытывает индивид в процессе знакомства и потребления модной продукции или идеи. Уровень фасцинации является необходимым атрибутом модной коммуникации, так как позволяет индивиду в полной мере прочувствовать моду и заложенные в ней аттракторы. Приятное волнение и предвкушение, чувство эксклюзивности, особенности и сопричастности, а также другие чувства, переживаемые индивидом в процессе модной коммуникации, есть проявление содержания уровня фасцинации, которое предположительно направлено на то, чтобы удерживать индивида «в моде», постоянно поддерживая цикл модного поведения. Содержание уровня манипуляции можно описать как предопределенный набор поведенческих сценариев, следовать которому вынуждает конкретная мода и ее стандарты модного поведения либо культура потребления модного продукта.

Отказ от следования таким сценариям автоматически делает индивида «не модным» и лишает его символических благ и положительного фасцинативного опыта, вынуждая обращать внимания на другие моды либо выпадать из участия в модной социализации. Содержание уровня манипуляции сильно отличает моды друг от друга и делает возможным попадание в категорию модного различных явлений жизни и деятельности человека, тем самым сильно размывая рамки предметов моды и делая ее междисциплинарным объектом исследования. Сегодня, на фоне все более резких изменений в мире, для решения предстоящих социально-экономических вызовов и задач одним из приоритетных направлений социальной политики государства должна стать консолидация российского общества вокруг традиционных ценностей и позитивных мод, особенно способствующих активизации человеческого капитала, а также реализации заложенного в нем культурного, производственного и научного потенциала.

Управляемый процесс моды, ориентируя общество на развитие, может способствовать решению таких задач, но для этого необходимо изучение системы модных коммуникаций и существующих в этой системе информационных потоков, а также механизмов их генерации и распространения. Концепция модного кода предполагает наличие в системе модных коммуникаций особо организованной информации, способной ориентировать поведение людей на модные стандарты и ценности. В перспективе, для понимания роли информации в управлении модой, необходим дальнейший анализ информационных потоков в системе моды, направленный на выявление форм модного кода, его содержания, функций и других значимых факторов управления.

Список использованной литературы 1. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 3-е изд. [Текст] – СПб.: Питер, 2004. 2. Одинцов А.А., Одинцова О.В. Управление модой. Монография [Текст]. – М.: РИО МГУДТ, 2013.

Ануфриев Ю.В., Одинцов А.А


Комментировать


два + = 5

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru