Коррупция как вид неформального института

Аннотация. В статье рассматриваются различные подходы в трактовке термина «коррупция», анализируются основные институциональные основы коррупции, ее признаки, причины возникновения и способы борьбы с коррупционными проявлениями. Коррупция оказывает негативное воздействие на развитие инновационной деятельности и на экономическое развитие государства. Коррупциогенные проявления в экономике носят глобальный характер, это требует тесного международного сотрудничества в области снижения уровня коррупции.

В работе сделана попытка рассмотрения коррупции с позиции институционального подхода. Возникновение коррупционных проявлений, а также полутеневых структур происходит эволюционно, на основе самоорганизации действий политиков, чиновников и их контрагентов. Участники таких отношений – результат элитарного отбора в различных отраслях экономики, культуры, образования и других сфер жизни. По своему происхождению теневые структуры являются следствием несовершенства нормативных условий деятельности государственного аппарата.

В результате этого формируются определенные неформальные связи, которые дают толчок к развитию коррупции. С нашей точки зрения, можно выделить два подхода к анализу коррупции. Первый, базирующийся на платформе теории «старого» институционализма Основоположниками «старого институционализма» являются такие экономисты как: Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Генри Адамс, Уэсли Митчелл. Они использовали психологию, политику, социологию, право для пониманию и изучения экономики. Их основная идея заключается в том, что внешнеэкономические факторы, далеко стоящие от экономических, оказывают непосредственное влияние на экономику. Экономика, согласно институциональной теории является частью социальной системы.



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

На наш взгляд, коррупцию следует рассматривать с точки зрения именно этой теории, поскольку коррупция формируется предпочтениями в обществе, так как с ее помощью возможно решать практически неограниченный круг вопросов с минимальными затратами усилий (физических и психологических). Общественное сознание в методах борьбы с коррупцией играет решающую роль. Решение обществом определенных вопросов внеправовыми методами говорит об устойчивой институализации коррупции. Второй подход – неоинституциональный (представителями неоинституционализма являются Г. Беккер, Рональд Коуз, Джон Кларк) использовали при анализе любых явлений общественной жизни (в политике, праве, социологии и т.д.) инструменты экономического анализа, то есть для них характерен экономический подход к анализу общественных явлений. Коррупция, согласно этому подходу может рассматриваться как один из способов минимизации трансакционных издержек. В научной литературе однозначной трактовки термина «коррупция» на сегодняшний день не сформировалось. Можно выделить следующие подходы к определению коррупции. В широком смысле коррупция это негативное социальное явление, которое выражается в разложении власти, умышленном использовании чиновниками всех уровней, а также лицами уполномоченными на осуществление государственный функций своего служебного положения, статуса и авторитета в корыстных целях для личного обогащения.

В узком (правовом) смысле коррупция рассматривается как совокупность составов правонарушений, предусмотренных в законодательстве РФ и отличающихся таким важным квалификационным признаком как использование должностным лицом своего статуса в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах [25]. Согласно современному российскому законодательству коррупция определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [7]. (Ст. 1 п. 1 ФЗ Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции") Об институализации коррупции свидетельствует ряд факторов: выполнение ею ряда социальных функций – упрощение административных связей, ускорение и упрощение принятия управленческих решений распределение социальных ролей между субъектами коррупционных отношений наличие определенных неформальных правил, которые известны субъектам коррупционных взаимоотношений установившаяся негласная, но известная заинтересованным лицам цена за “услуги” [24]. С нашей точки зрения задачей государства в области борьбы с коррупцией должно являться разрушение вышеназванных устойчивых связей. Коррупция на сегодняшний день представляет собой такую угрозу, которая несет опасность для нормального функционирования и управления государственным аппаратом, разрушая такие фундаментальные принципы как верховенство закона, приоритет прав и свобод человека и гражданина.

При этом разрушается нормальное экономическое и социальное развитие государства. Коррупция, является глобальным явлением, охватывающим экономику различных государств. В борьбе с данной проблемой на глобальном уровне заинтересованы правительства многих государств. Подтверждением этого является функционирование различных международных организаций, призванных бороться с коррупцией. Наиболее крупными из них являются: Группа государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), состоящая из 49 государств, куда входит в том числе и Россия, Международная ассоциация антикоррупционных органов, различные неправительственные организации, занимающиеся изучением уровня коррумпированности различных стран (Transparency International). В той или иной степени борьбой с проявлениями коррупции на межправительственном уровне занимается ООН, Всемирный банк, Совет Европы, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), группы по типу ФАТФ, целью которых является борьба с отмыванием преступных доходов, а также другие организации. Существует множество международных правовых документов, целью которых является укрепление мер, направленных на эффективную борьбу с коррупцией. Одним из первых документов в области борьбы с коррупцией, принятых на международном уровне является Конвенция ООН против коррупции (UNCAC), принятая на пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 31 октября 2003 года и вступившая в силу 14 декабря 2005 года (далее Конвенция ООН) [1]. Россия является одной из первых стран, подписавших данный документ. День (9 декабря 2003 г.), когда данный документ был открыт для подписания Геннасамблеей ООН был провозглашен Международным днем борьбы с коррупцией, который отмечается ежегодно.

В данном документе ООН признает коррупцию, как глобальную проблему. В преамбуле Конвенции отмечается что, коррупция превратилась в транснациональное явление, которое затрагивает общество и экономику всех стран, что обусловливает исключительно важное значение международного сотрудничества в области предупреждения коррупции и борьбы с ней [1]. Россия ратифицировала этот международный документ только в 2006 году, при этом не в полном объеме [1]. Так, в связи с противоречием ст. 49 Конституции РФ [5], которая гарантирует ‘’презумпцию невиновности’’, не была ратифицирована ст.20 Конвенции ‘’Незаконное обогащение’’. Споры в обществе, о необходимости ратификации данной статьи продолжаются до сих пор.

Общественные организации и политические партии выступают за принятие данной статьи Конвенции, так как считают ее одной из ключевых, поскольку, по их мнению, ее смысл заключается в том, что чиновник, который владеет определенным имуществом, не соответствующим уровню его заработной платы обязан доказывать ‘’легальность’’ происхождения такого имущества. На наш взгляд, эта позиция заслуживает внимания, так как в итоге здесь применимо выражение ‘’не пойман, не вор’’. В 2013 году учащимися МГУ им. М.В. Ломоносова и РАНХ и ГС был организован сбор подписей за ратификацию ст.20 Конвенции ООН Против Коррупции. За принятие данной статьи подписалось свыше 100 тыс. человек [15]. Помимо данной Конвенции ООН есть и другие, не менее важные международные соглашения в сфере противодействия коррупции. К ним относятся: Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию" (заключена в г. Страсбурге 27.01.1999. ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 N 125-ФЗ.) [2], Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией [3], принятая Организацией американских государств 29.03.1996 г., Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию (1999, Россия не участвует)[4], и ряд других соглашений. В настоящее время ключевым правовым документом в РФ в сфере противодействия коррупции является Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"[7].

Его принятие неоднократно откладывалось, из-за противоречия Государственной думы РФ и Президента РФ по вопросам его содержания. Помимо этого Федерального закона в России действуют и другие нормативные акты, где закрепляются положения в сфере противодействия коррупции. К ним относятся: 1) Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 — 2011 годы", предусматривающий комплекс важных приоритетов и подходов к борьбе с коррупцией [12]. Отличительной особенностью данного правового акта является то, что Национальная стратегия противодействия коррупции охватывает все уровни власти: федеральный, региональный, муниципальный. Ранее почти все решения, касающиеся противодействия коррупции принимались только на федеральном уровне. Это является очень важной составляющей, поскольку для того, чтобы побороть коррупцию необходимы усилия всех регионов и уровней власти. 2) Указ Президента РФ от 13.03.2012 N 297 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 12. Ст. 1391 [13]. 3) Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 — 2015 годы" // СПС “Гарант”. Согласно требованиям данного документа необходимо разработать рекомендации по разработке проектов типовых положений о комиссиях по координации работы по противодействию коррупции в регионах и о подразделениях органов государственной власти регионов по профилактике коррупционных и иных правонарушений [14]. Особое внимание в Указе уделяется сфере ЖКХ, потребительского рынка, строительства, а также реализации крупных инфраструктурных проектов. 4) Федеральный закон от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" [11], принятый в целях выявления в них коррупциогенных факторов и их последующего устранения.

В соответствии с Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" чиновники путем составления декларации обязаны ежегодно предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Помимо этого они обязаны предоставлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей [10]. Данная мера по нашему мнению является малоэффективной, поскольку информацию о своем реальном имущественном положении можно скрыть путем оформления имущества и других активов на родственников и третьих лиц. Необходимо также обратить внимание на то, что в соответствии с действующим законодательством государственному служащему запрещено только управлять, а не владеть бизнесом []. Это объясняет многомиллионные декларации чиновников, которые получают доход как владельцы (акционеры) своих предприятий. Так, доход министра по делам открытого правительства Михаила Абызова за 2013 год, согласно декларации составил более 282,9 миллионов рублей. У президента России В. Путина доход за тот же год составил чуть более 3, 6 миллионов рублей [21]. Нельзя исключать то, что владелец бизнеса так или иначе все равно фактически способен влиять на принятие решений в компании, даже если согласно документам он не уполномочен этого делать. Ведь управлять можно не только самому, но и через родственников, доверенных лиц. Этого нельзя допускать, поскольку на наш взгляд, нет никакой гарантии, что госслужащий не будет использовать свои полномочия в целях продвижения своего бизнеса.

Случаи из практики это подтверждают. Коррупции в России охватывает все ветви и уровни власти. Ее опасность для государства и общества заключается в том, что она: Во-первых: разрушает экономику страны и не дает ей нормально развиваться; Во-вторых: подрывает авторитет власти; В-третьих: нарушает оптимальную и эффективную последовательность принятия решений в сфере предпринимательства; В-четвертых: разрушает демократические устои общества; В-пятых: снижает качество и объем государственных услуг, а также оптимальное развитие конкурентной среды. Статистика показывает что наиболее подверженными проявлениям коррупции в РФ, а потому требующими особого контроля являются следующие сферы государственной деятельности: Система государственных закупок (государственный заказ). Особенно в данной сфере распространено такое явление как “откат”, когда заказчик, влияющий на выбор подрядчика или поставщика, получает от последнего определённый процент от суммы заказа в качестве «благодарности» за выбор. По мнению президента России В. В. Путина государственные закупки являются настоящей “ питательной зоной” для коррупции [20]. Военно-промышленный комплекс.

Коррупция охватывает многие составляющие этой области, в числе которых: махинации, касающиеся оборонного заказа, призыва на военную службу, нецелевое использование земельных участков, сил и средств армии, махинации при реализации непрофильных военных активов (Дело бывшего министра обороны России Сердюкова А.Э.) Сфера инноваций и высоких технологий. При наличии проявлений коррупции в данной сфере государство не может качественно и эффективно внедрять инновационные технологии, поскольку значительная часть тех денег, которые оно выделяет на развитие данной сферы, уходит не по целевому назначению. Правоохранительная деятельность. Зачастую правоохранительные органы, которые призваны бороться с коррупцией, сами становятся ее неотъемлемой частью. В результате чего борьба с этим явлений либо практически не ведется, либо осуществляется выборочно, в зависимости от неформальных договоренностей между правоохранителями и лицами, осуществляющими противоправную деятельность. Лицензирование и регистрация. От ряда чиновников зависит то, будет ли выдано разрешение либо лицензия на осуществление какой — либо деятельности, что создает возможность злоупотреблений полномочиями со стороны должностных лиц. Помимо этого введение дополнительных условий и правил получения таких разрешений является благоприятным фактором для развития коррупционных проявлений. Строительство и ремонт за счет бюджетных средств.

Хищения бюджетных средств и взяточничество присутствуют на всех этапах строительства, начиная от проектирования и аренды земли под строительство, заканчивая сдачей объектов госкомиссии. Поэтому, зачастую оно затягивается на годы. Одним из примеров является строящийся стадион "Зенит-Арена" на Крестовском острове в Петербурге, cроки ввода в эксплуатацию которого неоднократно откладывались. При этом, стоимость данного сооружения за время его постройки увеличилась в десять раз, превратив будущий стадион в самый дорогой спортивный комплекс в мире [18]. По данному факту возбуждено несколько уголовных дел, а размер хищений бюджетных средств превышает 10 млрд. рублей [19]. Земельные отношения и недропользование. В данной сфере, как и в других, распространено такое явление как взяточничество, а также злоупотребление служебным положением, особенно в вопросах касающихся аренды земельных участков, приватизации земли, получения разрешений на строительство. Решение этих вопросов для граждан, либо для предпринимателей носит достаточно сложный характер, так как к примеру для оформления земельного участка в собственность, гражданину необходимо прохождение сразу нескольких инстанций в результате чего, этот процесс может затянуться на несколько месяцев или даже лет. Сфера Жилищно-коммунального хозяйства. В данной области частым явлением является завышение тарифов за оказываемые услуги, взяточничество со стороны работников сферы ЖКХ. Важной составляющей борьбы с коррупционными проявлениями в этой сфере является информационное обеспечение граждан, так как многие потребители имеют лишь общее представление о том, за что они платят. Отсутствие у граждан желания разбираться в этом вопросе может быть связано с рядом причин, среди которых: отсутствие времени, скооперированных действий, преклонный возраст, инвалидность, а также другие причины. Более того в данной области у населения зачастую отсутствует возможность сменить управляющую компанию, так как “процветает” монополия. Таможенная сфера. Часто встречающимися злоупотреблениями являются: пропуск запрещенных к ввозу в Россию товаров, уклонение от уплаты таможенных платежей, взяточничество со стороны работников таможенных органов (стоит отметить, что на наш взгляд это является одной из причин из-за которой стоимость многих товаров в России заметно выше чем за рубежом, поскольку в стоимость каждого товара уже включен определенный процент теневых средств, которые были вынуждены заплатить импортеры) Образование и медицина.

Получение высшего образования на конкурсной основе создает благоприятную почву для коррупционных проявлений, а качество бесплатной медицины, которая в России гарантируется Конституцией оставляет желать лучшего, что создает условия для дачи взятки медицинским работникам. В государственных программах и проектах распространено “фиктивное” оказание услуг за счет госбюджета, завышение рыночных цен при закупке товаров и услуг для государственных нужд. Несмотря на то, что в России правительство уделяет особое внимание к проблеме коррупции, ее уровень находится на очень высоком уровне. Так, по данным международного центра антикоррупционных инициатив Трансперенси Интернешнл, Россия занимает 127 место по уровню коррупции, что ставит ее наравне с такими странами как Пакистан, Никарагуа, Гамбия, Азербайджан и Коморские острова. Данный рейтинг составлен по принципу, “чем выше место, тем выше уровень коррупции” [16] . Одним из древнейших и распространенных явлений коррупции является взяточничество. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ [6] охватывает несколько норм взяточничества. Это коммерческий подкуп (ст.204 УК РФ), получение взятки (ст.290 УК РФ), дача взятки (ст.291 УК РФ), посредничество при взяточничестве (ст.291.1 УК РФ), провокация взятки или коммерческого подкупа (ст.304 УК РФ). Данная категория преступлений носит латентный характер и вину лица его совершившего трудно доказать. Поэтому для доказательства совершения данного деяния правоохранительными органами проводится такое оперативно-розыскное мероприятие как оперативный эксперимент, где в его ходе осуществления используются информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, а также другие технические и иные средства [9]. Причины коррупции разнообразны и часто они носят скрытый характер.

Среди причин, порождающих коррупцию можно выделить следующие: Несовершенство законодательной базы. В одной из книг перуанского экономиста Э. Де Сото «Иной путь: Невидимая революция в третьем мире» содержится утверждение о том, что огромное количество законов, которые зачастую противоречат друг другу могут служить благоприятным фоном для развития теневого сектора экономики, куда в том числе входит и коррупция [26]. Известный российский экономист в своей книге “Институциональные ловушки — результат неверной стратегии реформ” [стр. 23,28] В.М. Полтерович считает, что проблемой является не только противоречивые законы, но и те нормативные правовые акты, в которых уже заложена определенная коррупционная (институциональная) ловушка, которой успешно пользуются преступники. Эти коррупционные (институциональные) ловушки были выработаны годами в результате неправильно проведенных реформ и являются результатом резкого изменения макроэкономических условий, в результате чего создаются препятствия для долгосрочного экономического роста [22].

Необходима государственная политика по систематизации законодательства в целях исключения противоречащих друг другу нормативных правовых актов, а также выявления морально устаревших законов. Более того, в России зачастую региональное законодательство, противоречит федеральному, что создает дополнительные условия для развития коррупции на региональном уровне. 2) Г. Беккер причиной коррупции считал не самого человека, как индивида, а финансовую выгоду от совершенного преступления. Как правило, преступники в экономической сфере всегда очень расчетливы и большинство, прежде чем идти на преступление всегда взвешивают риски. В итоге все обдумав, человек идет на преступление, так, как он заранее знает, что его трудно будет привлечь к ответственности, либо ответственность будет не значительной, по сравнению с потенциальной выгодой.

Но это не значит, что ужесточение наказания искоренит коррупцию, наоборот эффект от репрессивного подхода малозначителен, так как это искореняет не причины коррупции, а последствия уже совершенного преступного деяния. Важна не жестокость самого наказания, а его неотвратимость. Эффективность строгости наказания возможна только в совокупности с его неотвратимостью. 3) Правовой нигилизм. В России не выработано определенной правовой культуры, уважения закона, что вызывает безразличие к его требованиям. 4) Бюрократия, которая усложняет осуществление законных прав граждан. 5) Монополия государства на определенные услуги. Чем больше государство вводит различные разрешения, лицензии и т.д., тем больше вероятность того что их получение будет связано с нарушением закона. 6) Несовершенство правоохранительной системы. Зачастую органы, задачей которых является борьба с коррупцией коррумпированы сами. В результате борьба с коррупцией осуществляется выборочно, в зависимости от неформальных договоренностей. 7) Отсутствие институтов гражданского общества, либо их слабое функционирование. В России должна быть создана единая система общественного контроля.

8) Кумовство и политическое покровительство, которое приводит к формированию тайных соглашений, ослабляющих механизмы контроля над коррупцией. 9) Отсутствие единства в системе исполнительной власти, т. е., регулирование одной и той же деятельности различными инстанциями. Данный перечень не является исчерпывающим, поскольку причины коррупции носят всеобъемлющий характер. Наиболее эффективным способом борьбы с коррупцией является комплексный подход к противодействию коррупции, который предполагает применение системы политических, правовых, пропагандистских, организационных, экономических и иных мер, направленных на устранение причин коррупции. Сюда входит повышение эффективности работы государственного аппарата, обеспечение выявления предупреждения пресечения расследования и раскрытия коррупционных правонарушений, ликвидацию и минимизацию их последствий[25].

Традиционно противодействие коррупции осуществляется по двум направлениям: первое направление – борьба с проявлениями коррупции. Путем непосредственного воздействия на участников коррупционных отношений любыми законными способами, в том числе и с помощью правового принуждения, в целях пресечения их противоправной деятельности; второе направление – предупреждение коррупции, формирование и проведение превентивной антикоррупционной политики как отдельной функции государства. [25] Одной из причин сегодняшнего кризиса на Украине, а также свержения власти президента В. Януковича, по мнению оппозиционных сил, которые в данный момент осуществляют управление страной является коррупция [17]. Но опыт показывает, что борьба с коррупционными проявлениями не должна ограничиваться лишь одной мерой как в данном случае. Смена власти не является гарантом исчезновения коррупции, так как на место прошлой коррумпированной власти может прийти другая, возможно еще более коррумпированная власть. Более того, поскольку прежнее руководство Украины сменилось незаконным путем, это привело еще и к расколу страны.

Поэтому самой главной и эффективной мерой борьбы с коррупцией, является выработка правовых и управленческих механизмов противодействия данному явлению. Выработка этих мер достигается не одномоментно, а постепенно, с помощью изучения сущности коррупции и выявления ее институциональных основ. Обращая внимание на международный опыт, можно привести пример Сингапура, где проблема борьбы с коррупцией на протяжении многих лет является для государства одной из приоритетных. Стратегия борьбы с коррупцией в данной стране отличается последовательностью и строгостью принимаемых решений, основанных на недопущении коррупционных рисков на начальном этапе, искоренении не последствий коррупции, а ее причин. Создание условий, исключающих стимул к совершению коррумпированных действий чиновников привели к тому, что Сингапур на сегодняшний день является одной из менее коррумпированных стран.

Одной из значимых мер профилактики коррупционных факторов является информационное обеспечение граждан. А именно информирование физических и юридических лиц об их правах и обязанностях, а также информирование граждан об обязанностях чиновников и государственных органов, имеющих право на предоставление физическим и юридическим лицам различных государственных услуг. Система обжалования решений государственных органов и служащих должна быть максимально открытой и доступной. Зачастую граждане помимо того, что не знают своих прав и обязанности, не знают обязанностей и чиновников, которые успешно пользуются отсутствием у гражданина необходимой информации. Отдельную, очень важную роль в борьбе с коррупцией играет развитие институтов гражданского общества.

Общество и государство должны находится в тесном взаимодействии друг с другом. Это сокращает вседозволенность должностных лиц, а также исключает действия власти, направленные на удовлетворение своих корыстных интересов и повышает ее авторитет среди населения. В случае, когда чиновники действую сами по себе, без участия граждан неизбежны многочисленные ошибки в принятии законов, в управлении государственным аппаратом и как следствие это повышает коррупцию. Сюда же можно отнести и законотворчество. Те законопроекты, которые затрагивают широкий круг граждан должны выноситься на общественное обсуждение. Проведенное исследование показывает, что коррупция является многогранным явлением. Ей подвержены практически все сферы государства. Борьба с ней должна носить комплексный характер, куда входит широкий спектр вопросов, начиная от экономических заканчивая этическими сторонами проблемы.

Ярмоленко Н.В.* (Россия, г. Москва)


Комментировать


6 + = одиннадцать

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru