«…Незадолго до нового 1989 года несколько крупных банд душманов начали осаду Кабула. Доставка продовольствия в большущий город была затруднена не только по автодорогам, но и по воздуху. И тогда советское командование решило провести операцию «Магистраль».
Много лет прожил в Новозыбкове, но корни его в соседнем Гордеевском районе. Из нашей беседы с ним узнала, что родители Ефим Ефимович и Марина Михайловна партизанили в Клинцовском районе.
В армию призвали в семьдесят третьем. Служил в ракетных войсках в Подмосковье. Бывший сержант учился в Новозыбковском сельхозтехникуме по специальности техник-механик и работал водителем в милиции. В 1982-м ушел служить по контракту в местную воинскую часть. Через несколько лет прапорщика Сергеенко направили в командировку на два года в Афганистан.
Командовал блокпостом отдельного дорожного комендантского батальона 278 бригады. Стояли в пустыне, температура доходила до 70. Блокпост находился вблизи Ташкургана, недалеко от священного города Мазари-Шариф, где жили наши военные советники.
От границы с СССР каких-то 60 километров. Готовую еду доставляли из батальона, а воду из Ташкургана.
– Когда на блокпост приходила автоколонна в сопровождении бронетранспортеров, мы передавали по радиостанции о прибытии. В ней в среднем полсотни машин. Надо было не только зарегистрировать прибытие и сообщить по рации командиру, но и когда колонна продолжила движение, снова передать.
Если колонну обстреливали, то мы сопровождали ее на территории закрепленного за нами участка дороги. Для этого было 10 бойцов и два бэтээра. Самым опасным стал населенный пункт Ташкурган или Волчье ущелье, где моджахеды постоянно минировали дорогу.
Незадолго до нового 1989 года несколько крупных банд начали осаду Кабула. Доставка продовольствия в большущий город была затруднена не только по автодорогам, но и по воздуху.
Советское командование решило провести операцию «Магистраль», благодаря которой в город было направлено около пятисот машин. Тщательно готовили трассу, сопровождение усилили огневыми точками, в небе дежурили «вертушки»… Первую колонну, 150 машин, я без потерь довел до Айбака. Через три дня в сторону Кабула двинулся второй поток.
Когда проходили Волчье ущелье, нас начали обстреливать. Огневой удар достался идущему во главе колонны БТР, в котором находился я, и трем машинам. Дорогу преградил подбитый БТР, выехавший к участку подрыва трубопровода ГСМ.
По радиостанции передали в штаб: «Колонна заблокирована, ведем бой». На выручку подоспели два тяжелых танка с огневых блокпостов с обеих сторон Волчьего ущелья. Они и два БТР стали гасить огневые точки душманов.
Через три часа боя прибыли три «вертушки» и три боевые машины пехоты (БМП), которые обстреляли горы. Общими усилиями подавили огневые точки и продолжили путь до Айбака.
Перед движением третьей колонны рано утром «вертушки» начали «обрабатывать» горы. На всем пути следования грузового потока они находились в небе. Кабул был обеспечен продовольствием.
Вскоре началась подготовка к выводу наших войск, и мы передавали блокпосты афганской армии.
15 февраля 1989 года Михаил Сергеенко перешел Хайратонский мост через Аму-Дарью. И в тот памятный день и раньше везли с собой скромные самодельные памятники, которые стояли у дорог или там, где находились наши части. Чтобы не оставлять на поругание…
Вернувшись домой, продолжил службу в Новозыбковской воинской части, а после ее расформирования работал в милиции. Майор Сергеенко был заместителем начальника Новозыбковского ГРОВД по тыловому обеспечению, почти десять лет-старшим помощником начальника отделения военкомата по набору граждан на военную службу по контракту. Не раз отмечен наградами. Среди них медаль «За боевые заслуги» и нагрудный знак «За службу России».
Среди сослуживцев немало военных из Гомеля, Добруша, Минска, с которыми до сих пор поддерживает связь.
Лариса ЗАБОЛОЦКАЯ