После покорения Египта греками политеистические египетские мифы начинают воздействовать на политеистическое же греческое мировосприятие; отдельные греческие мифы соединяются с египетскими, переплавляясь в вид, свойственный греческому менталитету. Прежде всего, это выразилось в переименовании египетских богов на греческий лад, но суть коллизии греками воспринималась, видоизменялась и усложнялась.
В свою очередь, после падения Греции и возвышения Рима ситуация, если расценивать еѐ по большому счѐту, повторилась – теперь уже по отношению к римским богам и героям как наследникам персонажей греческих. Наглядный пример творческого заимствования греками египетского миропонимания даѐт история с одним из произведений, приписываемых Тоту.
Тота стали отождествлять с Гермесом как автора этого произведения. До создания этого труда Гермес был прославлен дважды, а теперь получил прозвание «трижды величайшего», или Трисмегистоса. Считается, что Гермес изобрѐл письмо в Египте (хотя на самом деле письменность там возникла раньше, чем в Греции): смотря на полѐт журавлей, изобрѐл первые семь букв и установил в небесах букву дельту, – одним словом, был во многом провозвестником книжной культуры.
Эсхил писал от его имени. Древние греки верили, что Гермес написал 20 тысяч книг. В 296 г. по эдикту императора Диоклетиана все они были сожжены. В древнеримской культуре Гермесу соответствует Меркурий. В развитие мифа о Гермесе Меркурию приписывают ещѐ покровительство тем, кто занимается таинственными учениями, магией и астрологией.
Представление о том, что документ изобретѐн сверхъестественными силами, прослеживается в мифах Древней Греции о Прометее (2,5 тыс. лет назад). Благодетель человечества титан Прометей похитил для людей огонь с неба, открыл им тайну ремѐсел: научил строить дома, мастерить паруса, показал руды под землѐй, научил различать времена года, приносить жертвы богам.
Он участвовал в сотворении человека, сделал много других полезных дел. Но интереснее всего для раскрываемой темы то, что Прометей научил людей «первой из наук – науке чисел», многим искусствам, даровав им творческую память – матерь муз. Прометей научил людей грамоте , красноречию. Помимо названных, в Древней Греции существовало представление о богинях судьбы мойрах – дословно: «определяющих участь». В Древнем Риме им соответствуют парки (лат.: родительницы), у древних германцев – низшие женские божества норны (особенно Урд –«судьба»).
Только они знают веления Рока (того, что речено, произнесено. сказано). Первая парка прядѐт нить жизни, вторая, т. е. определяющая судьбу новорождѐнного, или, иначе говоря, появившегося через девять месяцев на десятый по счѐту после зачатия, у римлян) – записывает всѐ, что должно случиться с человеком, в таблицы (варианты: в свиток судьбы, книгу жизни), третья ждѐт времени, когда эту нить, а с нею и жизнь, следует прервать.
Впервые в греческой литературе их упоминает Гомер в «Илиаде» и «Одиссее» как безличную необходимость, неподвластную даже богам. Представлялись они в образе суровых старух: Лахесис с меркой или весами, Клото с веретеном в руке, Атропос с книгой жизни и ножницами – разрыв нити означал смерть.
Замечу попутно, что в скандинавской мифологии тоже есть три вещие провидицы (норны), живущие в прекрасном дворце вблизи колодца (источника Урд) и растущего возле него мирового древа судьбы. Они вырезают на дощечках рунические письмена, определяя судьбу и продолжительность жизни каждого новорождѐнного до самой его смерти . Греческая и римская мифология сыграла колоссальную роль в развитии всей мировой культуры, включая культуру книги.
Ю.Н. Столяров