Мораль в культуре общества и личности

"Чтение - это искусство"

Аннотация. Исследуется гипотеза деятельностной сущности морали; характеризуется специфика морального регулирования; описываются функции морали в культуре общества. Ключевые слова: сущность морали; функции морали; культура; человеческая деятельность.

В исследовании показателей специфики морали в данной статье используется концепция проф. Г.В. Баранова о сущности человеческой деятельности и культуре. В статье различаются понятия морали, нравственности, этики по критерию выражения нетождественных состояний человеческой деятельности. Основные значения слова «мораль»: 1) слово французского языка, образованное от слова латинского языка, переводимого на русский язык словом "нравственный"; 2) класс сознательной нормативной регуляции поведения человека в обществе на основе ценностей (идеалов) добра, гуманности, справедливости; 3) синоним – нравственность; 4) в обыденном значении – жизненное нравоучение, наставление; 5) класс идеационной культуры человечества, представляющий собой систему норм дόлжного поведения людей на основе идеалов гуманности, добра и справедливости, которые реализуются в определённой степени (мере) в реальной деятельности личности и общественных субъектов [1, с. 237]. Нрàвственность – 1) реализация норм морали в повседневной реальной предметной деятельности индивида (людей); 2) класс социальной культуры общества, представляющий собой предметную (вещественную) реализацию норм и идеалов морали в различных сферах деятельности человека и социальных групп; 3) неточный синоним морали [2, с. 175]. Основные значения слова и понятия «этика»: 1) слово латинского языка "этика", образованное от слова древнегреческого языка, переводимого на русский язык словами "нрав", "обычай"; 2) философская наука о сущности, всеобщих качествах и закономерностях, происхождении и функционировании морали и нравственности; 3) множество (совокупность) норм поведения и (или) состояние морали определённой общественной группы людей [3, с. 311; 4].



style="display:inline-block;width:240px;height:400px"
data-ad-client="ca-pub-4472270966127159"
data-ad-slot="1061076221">

В статье моралью обозначается класс информационной гуманитарной культуры человечества, представляющий собой систему норм дόлжного поведения людей на основе идеалов гуманности, добра и справедливости, которые реализуются в определённой степени (мере) в реальной деятельности личности и общественных субъектов. Применяя метод («приём») «изолирующего абстрагирования» образования логического понятия морали [5, с. 21], можно утверждать, что мораль – это нормативный класс гуманитарной культуры, основанный на идеалах добра, гуманности и справедливости. В вещественной деятельности человека осуществление идеалов ограничено витальными и общественными потребностями самосохранения, адаптации, антигуманными методами достижения личного успеха. В результате в обществе мораль функционирует в системе дόлжного поведения человека, а конкретный индивид действует с учётом факторов среды обитания. Поэтому понятием нравственности обозначают состояния деятельности человека, которые в определённой степени соответствуют идеалам добра или их случайно или систематически нарушают.

В исследованиях учёных-философов преувеличивается идеал добра и связанные с этим идеалом состояния добродетельного вещественного поведения человека [6, с. 47; 7, с. 8-12]. По мнению проф. Г.В. Баранова, реалистическое объяснение сущности морали необходимым образом основывается на оценке сущности человеческой деятельности системой антихаосных изменений, осуществляемых индивидом и социально организованных акторов общества при взаимодействии с объектами непознанного бытия, природы, общества и личной жизни. Для человека среда обитания представляет систему хаоса в значении свободного бесконечного самоосуществления объектов бытия безотносительно для человека [8, с. 51-52]. Чтобы сохраниться в системе хаоса бытия, человеку необходимо создавать и совершенствовать собственный класс (вид) бытия. Создание собственного автономного антропного и иных видов общественного бытия достигается человеческой деятельностью. Деятельность в целом есть «антихаосное осуществление бытия» [9, с. 112-114; 10, с. 27]. Человеческая деятельность есть антихаосное осуществление бытия на уровне жизни человеческой особи и акторов общественных изменений – социальная группа, социальная общность, общественные объединения, этносы, государство и иные [11, с. 153-154].

Общество и его конкретно-исторические акторы для человека являются средой обитания, способствующими выживанию при взаимодействии с объектами природы и совершенствованию в личной и общественной системах жизни. Общественных хаос бытия необходимо самоорганизуется с применение норм поведения, созданных поколениями людей и обязательных с разной степенью однозначности в конкретном случае деятельности человека. Мораль в общественной системе норм преодоления хаоса бытия создаёт факторы (условия) для оптимизации жизни человека, используя метод идеализации объектов бытия. В частности, благодаря деятельности философов создаётся множество идеалов – высших информационных состояний бытия, к которым необходимо стремиться с целями преодоления ограниченности конкретно исторического и ситуационного состояний реальной жизни. По критерию антихаосной сущности человеческой деятельности, мораль в своей сущности есть социальный нормативный класс культуры, регулирующий поведение индивида и акторов общества.

Моральное нормативное поведение отличается универсальностью в общественной и личной жизни людей. Например: моральный ущерб – физические и/или идеальные нравственные страдания индивида, вызванные действиями иных лиц, нарушающими личные неимущественные права и/или посягающими на иные нематериальные блага, в том числе, умаление достоинства личности; в экономике используется понятие «моральный износ» – «снижение стоимости средств производства по причинам роста производительности труда и создания более совершенной техники» [12, с. 218]; морализаторство преследует онтогенез индивида с момента его рождения. Специфика морали как ценностного нормативного класса культуры: 1. Нормативность – знание о нормах – стандартах поведения и мышления. Моральная норма имеет структуру: диспозиция, масштаб, гипотеза. Диспозиция морали – предписание, запрет поведения типа "не убий", "не укради", "не завидуй", "будь благороден", "помогай другим" и т.д. Масштаб морали – распространение на определённое количество людей. Масштаб бывает единичным, особенным для группы и общим для всех.

Гипотеза морали – указание на условия действия предписания: категорические (безусловные) гипотезы; относительные гипотезы, учитывающие особенности поведения человека. 2. Универсальность морали – все состояния бытия оцениваются в понятиях морали, в том числе объекты трансцендентного бытия, природы, общества, личной жизни. 3. Идеальность морали – принадлежность к сфере идеалов. 4. Автономность морали – зависимость от свободной воли человека совершения того или иного поступка с полным соблюдением морали или частично. 5. Функционирование на основе исторически сложившихся обычаев, традиций и силы общественного мнения. Некоторые этические понятия, в которых выражены нормы морали, исследуются и пропагандируются по критериям общечеловеческой морали или социальной групповой морали: добро, добродетельность, зло, долг, совесть и иные. Добро и зло – основные нормативные оценочные категории этики и морального сознания, которые в предельно общей форме обозначают: должное и положительное благо и, с другой стороны, отрицательное и осуждаемое в поведении людей и в объектах социальной и природной действительности. Добро – положительное значение объектов и состояний человеческой деятельности относительно норм, ценностей и идеалов – позитивных стандартов, следуя которым и при наличии которых человек достигает совершенства жизни в обществе, преодолевая свою природную ограниченность.

Кратко – добро – понятие морали, выражающее позитивную ценность (идеал), реализуя который, человек достигает наиболее величественного и совершенного в своей жизни. Добро как идеал морали проявляется в состояниях добродетелей и добродетельности. Добродéтель – конкретное/определённое качество поведения человека, которое признанно или оценивается в данной системе морали или в условиях взаимодействия людей в качестве позитивного, морально совершенного. Добродéтельность – обобщённое качество поведения человека, связанное с постоянной решимостью и действиями в соответствии с моральными нормами и ценностями, идеалами добра, гуманности и справедливости. Зло – свойства объектов и состояний человеческой деятельности, которые препятствуют достижению человеком совершенства и здоровья. Кратко – зло – понятие морали, выражающее негативное содержание объектов бытия и деятельности людей, препятствующие совершенствованию человека. Виды зла: физическое зло в формах болезней, травм, уродства, летальности и иных страданий от стихийных бедствий и вредных воздействия иных людей; моральное зло – несоблюдение идеалов добра, гуманности и справедливости, реализация порочности. Общечеловеческие показатели порочности: жадность (скупость), невежество, следование вредным привычкам (табакокурение, потребление алкоголя и наркотических средств, иные), сквернословие, гневливость, зависть, лживость, распутство, агрессивность, леность, паразитизм, иные. Долг – 1) внутреннее принуждение, осознанная необходимость поступать в соответствии с требованиями общества и социальной среды, с учётом признанной системы ценностей; 2) универсалия культуры, понятие этики и социологии, выражающее общественную необходимость исполнения обязанностей перед обществом и его субъектами; 3) синоним – моральный долг – осознание личностью безусловной необходимости исполнения моральных ценностей и (или) идеалов. Сόвесть – 1) осознание человеком своего долга добродетельности перед обществом и самим собой; 2) высшее состояние (форма) способности личности к моральному самоконтролю на основе понимания им своей ответственности (долга) за соблюдение норм перед иными людьми и обществом в целом; 3) способность человека в результате критической оценки своего поведения и психики осознавать своё несоответствие должному, идеалу, норме; 4) способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия по критерию («с точки зрения») соответствия или несоответствия долгу вне зависимости от мнения окружающих.

Стыд – способность человека критически оценивать свои мысли желания, действия с точки зрения соответствия или несоответствия долгу, учитывая мнения других. Функции морали в системе общества и в жизни личности: нормативно–регулятивная; коммуникативная функция; функция формирования духовности; ценностно–оценочная; идеологическая социальная функция; воспитательная функция. Нормативно–регулятивная – обеспечение полезных для общества и индивида методов («способов») общественного взаимодействия человека с объектами общественной среды обитания. Коммуникативная функция – обеспечение оптимальности речевого взаимодействия людей. Функция формирования духовности – формирование способов поведения, в которых отсутствуют прагматизм, эгоизм, корысть, физиологические мотивы деятельности и преобладают самопожертвование, бескорыстная помощь и аналогичное для иных индивидов, социальных групп, этносов, государству. Ценностно–оценочная функция – определение вариантов оценки объектов внешней среды обитания и собственной жизни.

Идеологическая социальная функция – осуществление локальных социально–групповых (социумных) программ, целей и способов поведения людей в составе человечества (общества). Воспитательная функция – целенаправленное формирование общественно необходимых и личностно полезных качеств сознания и вещественной деятельности человека в обществе. Нормы морали формируются стихийно в период человеческой деятельности и необходимо осознаются в понятиях этики. В форме этических норм моральные нормы адаптируются и применяются в специализированных классах человеческой деятельности. Например, этическое регулирование морального поведения работников органов государственной власти и иных систем управления, специалистов науки превратилось в однозначно обязательный элемент их личной и общественно–полезной деятельности [13, с. 35–40]. По мнению исследователей, фактор морали имеет значение в устойчивости объекта, в том числе в «устойчивости науки» [14, с. 64–65].

В период социализации личности фактор морали оценивается первичным в составе множества иных факторов сознательного и неосознанного воздействия на знания, умения и навыки человека. В этой связи для решения образовательных и воспитательных задач необходимо использовать методологические возможности различных классов текстов культуры, в частности, информацию «философского практикума» [15; 16].

Список используемых источников:

1. Баранов Г.В. Философия в культуре: Монография. Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2015. – 280 с.

2. Баранов Г.В. Понятия философской культуры: Учебное пособие. – Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2011. – 392 с.

3. Баранов Г.В. Словарь этических понятий: Учебное пособие. – Омск: ООО ИПЦ «Сфера», 2004. – 336 с.

4. Баранов Г.В. Этика: словарь понятий: Учебное пособие. – Омск: ООО ИПЦ «Сфера», 2004. – 336 с.

5. Баранов Г.В. Логика: Учебное пособие. – Омск: Изд-во Курьер, 2002. – 200 с.

6. Баранов Г.В. Деятельность как «оправдание добра» // Вестник ОмГАУ. – 1997. – № 2. – С.47-50.

7. Баранов Г.В. Философия культуры и морали: практикум: Учебное пособие. – Омск: Изд– во Омский государственный технический университет, 2012. – 260 с.

8. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: Монография. – Омск: ОмГАУ, 1997. – 208 с.

9. Баранов Г.В. Деятельность в многомерности человеческого существования: дисс. д.ф.н. – Екатеринбург, 1998. – 316 с.

10. Гуманитарность и социальность: актуальные проблемы: коллект. монография / Г.В. Баранов [и др.]; гл. ред. Г.В. Баранов. – Мюнхен: AVM, 2013. – 196 с.

11. Баранов Г.В. Деятельность в бытии: монография. – Мюнхен: AVM, 2013. – 198 с.

12. Баранов Г.В. Современное хозяйство: словарь понятий: учебное пособие.– Омск: Изд-во Омский государственный технический университет, 2009. – 412 с.

13. Концепции современного естествознания: учебник для вузов / Г.В. Баранов [и др.]; под ред. проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити– Дана, 2002. – 303 с.

14. Баранов Г.В. Фактор морали в устойчивости науки // Интеллектуальный и научный потенциал ХХI века: сборник статей Международной научно–практической конференции (1 февраля 2016 г., г. Уфа). В 4 частях / Отв. ред. А.А. Сукиасян. – Уфа: Аэтерна, 2016. – Часть 4. – С.64-65.

15. Баранов Г.В. Философский практикум в культуре личности // Международный научно– исследовательский журнал. – 2015. – № 4 (35). – С.67-69. 16. Баранов Г.В. Философский практикум в культуре социализирующейся личности // Международный научный журнал «Символ науки». –2015. – № 4. – С.141-144.

Букей В.И., Ларина Е.М., Шумилов А.И.


Комментировать


+ 3 = пять

Яндекс.Метрика

Знания, мысли, новости - radnews.ru