Музейно-образовательные программы Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева: опыт и перспективы | Знания, мысли, новости — radnews.ru


Музейно-образовательные программы Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева: опыт и перспективы

Одним из приоритетных направлений в работе Национального музея Республики Марий Эл им. Т. Евсеева является культурно-образовательная деятельность. В настоящее время музей осуществляет различные виды и формы данной деятельности, наиболее традиционные из которых, – экскурсии (обзорные и тематические на базе постоянных выставок и экспозиции музея, интерактивные), лекции, массовые мероприятия, культурные акции, музейные занятия, в том числе и выездные.

Еще одна форма работы нашего музея – тематические музейно-образовательные программы этнокультурной, исторической и экологической направленности, позволяющие детям стать непосредственными участниками событий и научиться видеть скрытый от обычного взгляда язык экспонатов. Всего у нас разработано более 60 разнообразных программ по патриотическому и экологическому воспитанию, по календарной обрядности марийского и русского народов, исторического и этнографического профиля [1]. Они являются как разовыми, так и рассчитанными на целый учебный год. Главная цель данных программ – обеспечение доступности к культурному наследию своего края. Основные задачи – долговременная и систематическая

работа, направленная на формирование исторического мышления детской и подростковой аудитории, воспитание музейной культуры и национального самосознания у подрастающего поколения. Музейно-образовательные программы этнокультурной направленности «Мы строим дом», «Марийский женский костюм», «По Сеньке и шапка…», «Старый сундучок», «Марийские музыкальные инструменты», «Кукла из бабушкиного сундука», «Марийская народная кухня», «Путешествие в марийскую деревню» охватывают широкий спектр тем, раскрывающих специфику быта, материальной культуры, трудовых занятий, хозяйственной деятельности, календарных праздников, традиционных обрядов, народного костюма, духовной культуры, религиозных верований и нематериальной культуры. Экологические программы «Прогулка по лесу», «Птицы – наши друзья», «По страницам Красных книг», «Особо охраняемые природные территории» и другие знакомят ребят с растительным и животным миром нашей республики, способствуют защите окружающей среды, влияют на формирование личности. В них использованы рассказы в форме беседы по теме программы, отгадывание загадок, конкурсы, игры, прослушивание голосов птиц, инсценировки, мастер-класс с использованием техники оригами, а также рисование [2].

При проведении экологических программ в игровой форме ставятся следующие цели: научить детей доброте, испытывать радость от сознания, что можно спасти животных и птиц от гибели; вызвать интерес к наблюдению за живой и неживой природой; дать детям элементарные знания о том, чем и как можно подкармливать зимующих птиц; познакомить с названиями птиц и их голосами, со способами изготовления скворечника и правилами поведения в лесу [3]. Большое значение в формировании чувства патриотизма и укреплении любви к Родине несут в себе занятия исторической тематики: «Здесь будет град заложен», «Здравствуй, милая Нюрочка!», «Именами героев-земляков названы улицы города», «Письма в треугольниках солдатских», «Воинский турнир», «Мы рождены не для войны!» и другие.

Краеведческий материал дает нам возможность наглядно, доступно, на близком, родном языке донести до сознания учащихся нравственно-правовые знания, нормы и ценности. Привлекая краеведческий материал, мы учим школьников успешно взаимодействовать с людьми, сотрудничать в совместной деятельности, корректно разрешать конфликтные ситуации, толерантно относится к людям других национальностей и вероисповеданий. Сотрудниками нашего музея также разработаны театрализованные музейные программы, экскурсии с элементами интерактивности: «Веселый Шорыкйол», «Едет Маслена по льду, везет блинцы на меду», «Пасхальная радость», «Именины Бабки-Ежки», «Проделки Вувер-кувы», «Осенины». Такие программы несут в себе большой познавательный потенциал, потому что часто опираются на реальные события и факты. Театрализованные и игровые моменты в них помогают оживить сюжеты давно минувших времен, пережить факты и явления культуры и истории.

Данные программы представляют собой разыгранные музейными сотрудниками по специально написанным сценариям интерактивные действия. Собственными руками изготовленный национальный оберег, участие в обрядовых действиях дадут, несомненно, больший эффект, чем обычный рассказ об экспозиции. Театрализованные музейно-образовательные программы рассчитаны на детей от трех до 18 лет и на семейного посетителя. В них дети в сопровождении сказочных героев знакомятся с бытом и культурой народов Республики Марий Эл, вспоминают знакомые и узнают новые сказки, могут рассмотреть и потрогать старинные предметы крестьянского быта. В программах такого характера используется не только сказочный, но и фольклорный материал – загадки, пословицы, прибаутки, обряды. Например, в программе «Веселый Шорыкйол» дети знакомятся с традиционными зимними играми, гаданиями и обрядами народа мари. Перед детьми разыгрывается обход домов ряжеными во главе с Васли кугыза – стариком Василием и Васли кува – старухой Васли. Программа «Едет Маслена по льду, везет блинцы на меду» знакомит детей с народными играми, гаданиями, имевшими место в старину. Дети вместе со скоморохом закликают весну, встречают Госпожу честную Масленицу, в занимательной форме знакомятся с традициями встречи каждого дня масленичной недели.

Во время проведения программы «Пасхальная радость» дети играют в традиционные пасхальные игры, поют песни, а также перед ними проводится обряд дарения пасхальных яиц и ранее существовавший шуточный обрядзаговор на детей с использованием веточек вербы («вербохлест»). В программе «Именины Бабки-Ежки» персонажи русских народных сказок знакомят детей с предметами кухонной утвари на примере экспонатов из фондов Национального музея РМЭ. Программа «Проделки Вувер-кувы» разработана по мотивам марийских народных сказок. В ней дети принимают участие в удивительных приключениях, выполняют задания, проходя которые они помогают добрым сказочным героям одержать победу над Злом. В программе задействованы музейные экспонаты из фондов Национального музея РМЭ. В рамках программы «Осенины» дети знакомятся с традиционными обычаями и обрядами, сельскохозяйственными орудиями труда, здесь происходит инсценировка обрядовых действий во время уборки урожая. Большинство программ нашего музея сопровождается мастер-классами, рассчитанными на развитие творческих способностей, мелкой моторики и воображения: изготовление традиционных кукол, оберегов, поделок в технике оригами.

Таким образом, музейные образовательные программы играют важную роль в сохранении, обогащении и популяризации культурных традиций и истории народов Республики Марий Эл среди подрастающего поколения. И музей в данном случае является идеальной базой для решения этих задач.

Примечания

1. Я поведу тебя в музей… Сборник музейно-образовательных программ Национального музея РМЭ им. Т. Евсеева. Йошкар-Ола. С. 5.

2. Музейный вестник: ежегодный сборник. Вып. 8 / науч. ред. А. В. Муравьев. Йошкар-Ола, 2014. С. 137.

3. Музей и культурное наследие в социокультурном пространстве регионов России и финно-угорского мира: мат-лы Международной науч.-практ. конф. ЙошкарОла, 2012. С. 137.

Т. В. Яндулова, г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл


Комментировать


5 + семь =

Яндекс.Метрика